ДАЙ РУКУ БРАТУ СВОЕМУ!

Поделиться
Два письма русскому интеллигенту об Украине Письмо первое Дорогой друг! Проделай, пожалуйста, так...

Два письма русскому интеллигенту об Украине

Письмо первое

Дорогой друг! Проделай, пожалуйста, такой опыт: спроси у дюжины своих образованных и начитанных друзей, какая среди стран мира для России самая важная, отношениями с какой из них мы более всего должны дорожить. Результат опыта, увы, известен заранее: десятеро назовут США, поклонник больших чисел может назвать Китай, а записной оригинал начнет доказывать, что это (например) Германия. Едва ли кто-то вспомнит ту страну, которая только и должна быть названа в ответ на подобный вопрос, - Украину.

Такая забывчивость не случайна. Я не зря подчеркнул, что говорю о просвещенной публике. Хотя и среди простых людей результат опыта явно окажется тем же, их можно извинить: массовое сознание еще не привыкло воспринимать Украину отдельной страной. Иное дело интеллигенция, уже усвоившая этот факт. Как ни горько, но российская интеллигенция в большинстве своем слепа и глуха к Украине, к ее истории и культуре, к украинской правде и украинской боли. Не то, чтобы кто-то испытывал к Украине и украинцам неприязнь - я таких не встречал, - но нет интереса, крайне редка осведомленность. Знаю одного любителя истории, слушать его - одно удовольствие. Мы говорили о гражданской войне, и он без запинок перечислил, в какой последовательности и сколько раз Киев переходил между 1917 и 1920 годами из рук в руки; но от вопроса о разнице между Центральной Радой, Петлюрой и Скоропадским он отмахнулся: «Они все были националисты». Перешли на проблемы Карпатской Руси, потом на Полтавскую битву - результат был тот же. Украина интересовала любителя истории (и, кстати, носителя украинской фамилии) лишь как поле действий Петра I, Карла XII, Деникина, Пилсудского, Сталина, под ногами у которых, правда, путались неразумные мазепинцы да какие-то опереточные самостийники в жупанах. Лет восемь назад разговорился в поезде с сибиряком-изобретателем - светлая голова, обладатель патентов, следит за толстыми журналами. Что же до Украины, он делил ее население на три группы: куркулей, бандеровцев и хороших. Хорошие жили в основном в Харькове и Донецке и по-украински не говорили. И во Львове есть неплохие люди, но бандеровцев больше, и сколько волка ни корми, он в лес смотрит.

В ождям Руха все ясно:

русские - врожденные империалисты. Спорить с этим непросто, если речь идет о Польше или, скажем, Бухаре. Но не об Украине и Белоруссии. Имперское (назовем его так, чтобы не отвлекаться) сознание было присуще жителям Полтавы и Житомира, Нежина, Чернигова, Гомеля и Полоцка не менее, чем тверякам и вятичам. Ведь с начала империи, то есть от петровских времен, это сознание относило Украину и Белоруссию к метрополии. Да и могло ли быть иначе у людей, вынесших из гимназий и школ: «Киев - мать городов русских», «О русская земля, уже ты за шеломенем» и так далее? Но вот и процесс политического обособления трех народов, начатый в 1917-м, завершился, а русские все продолжают считать Киев матерью своих городов. И едва ли перестанут, хотя некоторым украинцам это резко не нравится.

То, что наши два народа были и остаются ближайшими родственниками, есть истина, ниспровергатели которой не заслуживают спора. Но и клеймить их не надо. Их домыслы - реакция на русскую гордыню, на наше глупо-пренебрежительное отношение к Украине. Впрочем, родство этносов есть категория научная. А вот категория практическая: в мире сейчас нет другой пары стран, жители которых были бы связаны таким количеством родственных уз в буквальном, бытовом смысле слова. Говорят, с каждой стороны по 22 миллиона родственников. Кроме того, в неразделенном, к счастью, состоянии, то есть внутри каждой из двух стран, живут, не ведая межнациональных проблем, не сотни тысяч - миллионы украинско-русских семей. И уж вовсе не счесть, сколько миллионов людей в двух наших странах объединяют дружеские и приятельские связи.

Не очень давно я провел три дивные недели в обожаемом мною Киеве: лежал там в больнице и все время отдавал чтению. Освоил украинский (одолев два тома «Історії України» эмигрантки Полонской-Василенко) и жадно поглощал газеты. Домой увез чемодан репринтов книг украинских эмигрантов - С. Шелухина, Д. Донцова, Александра Шульгина, Юрия Бойко (Блохина), О. Субтельного - и толстых журналов. Нового для себя из них я узнал мало (ибо интересовался Украиной всегда), зато нашел много злого и пристрастного о России, антирусского в прямом смысле слова, особенно в журналах. Рад, что прочел все это (и продолжаю читать, друзья присылают), ибо понял важную вещь. За годы свободы слова я не раз краснел то за одну, то за другую глупую фразу об Украине в русской печати, за шуточки про сало в шоколаде по ТВ, за выходки думца Лысенко. Но все познается в сравнении. То, что я прочел о России и русских, заставляет признать нашу прессу (не думца!) просто невинной овцой. По-крупному ее можно упрекнуть лишь в недостатке внимания к Украине. За рядом киевских и львовских изданий подобного греха нет. Россию они не забывают ни на миг, клюют ее неутомимо и страстно. (Способ для сотни-другой интеллектуалов отвести душу. Когда-нибудь надоест.) Как я счастлив здоровой толстокожести российских масс-медиа, ни разу не ввязавшихся в серьезный обмен ядовитыми стрелами ни с кем из коллег в бывшем СССР! Не забудем: прелюдией военных действий на Балканах стала резкая полемика средств массовой информации Сербии, Хорватии и Боснии.

Вообще пора признать, что остались неоцененными христианская мудрость и политический инстинкт русского народа, с миром отпустившего в

1991-м все республики своей бывшей империи. Даже те, которые он мог бы считать частью метрополии, коренными землями, - Украину и Белоруссию. Ни одному из 14 новых государств не пришлось вести войну за независимость. Именно пример Югославии показывает, что бывают совсем, совсем другие сценарии раздела.

У тверждаю, что в России

не звучат антиукраинские ноты, не потому, что сканирую всю русскую печать. Просто время выявило тенденции: давно уже ясно, чего можно ждать (особенно по части глупостей), а чего нет. Тем большим потрясением для меня стал миг, когда я увидел за стеклом киоска заголовок «Проиграет ли Украина войну с Россией?» («Экспресс-хроника», 5. 05. 1995). Вам знакомо чувство, когда вскипает кровь? Еще спасибо, подпись была: Константин Мищенко (Киев). «Украинцы - плохие солдаты», - писал автор, приводя довод: 16-тысячная дивизия СС «Галичина» была разбита в первом же бою с Красной Армией, чем «и закончилась история этого скандально известного войскового соединения». Высказывал он и другие тонкие мысли, а вот о том, что есть темы вне закона - их нельзя не только обсуждать, но даже называть, - и автор, и редакция явно не знали.

Когда я поделился своим смятением с двумя-тремя пишущими знакомыми, реакция была вялой: «Это уже другая страна, значит ничего исключать нельзя». Как?! Нельзя исключать того, что ты можешь броситься с топором на брата? Отвечали обычно так: «Если ты за братство народов, будь за братство всех народов, а не двух или трех». Что на это возразишь? У нас не запасено доказательств того, что выше холодной логики, ясно помимо слов. Видимо, я просто не умел достучаться до какого-то фундаментального, связанного с Украиной чувства в собеседниках - чувства настолько вроде бы очевидного и непременного, что его полагаешь присущим каждому российскому жителю. Простым-то людям оно присуще - каким-то верхним чутьем. Но не каждому из тех, кто числится в интеллигентах.

В это время я обдумывал часовую передачу для радио «Свобода» к четвертой годовщине украинской независимости, и ее тема пришла сама: «Образ Украины в русском общественном сознании». В передаче приняли участие киевляне - главный редактор журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало, специалист в области этнополитики Олег Белый, культуролог Евгений Быстрицкий, политолог Александр Дергачев - и московский писатель, постоянный автор «Свободы» Петр Паламарчук. Киевлян волновали культурные аспекты проблемы, тревожил захват культурного пространства политиками, Паламарчука занимали причуды истории, отражавшиеся на отношениях двух народов и людских судьбах. Я решил не поминать злополучную заметку и говорил о предрассудках, нагромождаемых узостью и невежеством. Ни у кого не хватило времени впасть в занудство. Трижды, сжимая сердце, звучал голос Козловского: «Стоїть гора високая...» Вышло не совсем так, как я задумывал, до великих истин мы не договорились, но, по общему мнению, передача удалась и была в эфире не менее восьми раз. А тема все не отпускает. К тому же два-три затронутых в передаче вопроса повисли в воздухе. Потому и пишу.

Отделение Украины особенно поразило того собирательного русского интеллигента, который никогда не вникал в украинскую тематику. Почти как если бы отделился какой-нибудь великорусский регион, чьи проблемы озадачивали его столь же мало. Региональные проблемы, мол, имеются везде, это еще не повод отделяться. Украинцы всегда находились на периферии его сознания в образе этакой симпатичной сельской родни без проблем. Уместен, конечно, риторический вопрос: где же хваленая отзывчивость русского интеллигента на чужие беды, его универсализм, откуда это высокомерие? Думаю, высокомерия тут нет, есть просто невежество.

Ж ивя за железным зана-

весом, мы тянулись к запретному. Одолевая преграды, знакомились с экзистенциализмами и дзен-буддизмами, читали в машинописи Набокова и Оруэлла, проникали на «закрытые просмотры», могли поддержать разговор о «новом романе» и об экуменизме. Да, мы знали имена украинских «узников совести». Но, горячо им сочувствуя, наш брат не шибко углублялся в вопрос, за что они страдают. Борются за права человека, понятно. А если большинство из них за независимую Украину, что ж, каждый имеет право на убеждения. Но если честно, какая там независимость, с чего вдруг? - говорил себе наш интеллигент, не сознавая, что совершенно не знаком с вопросом, не знает Украины. Хотя лучше бы не знал «нового романа».

Бытует трудно одолимое заблуждение: мы с украинцами - единый, искусственно разделенный народ. Увы, это не так, и чтобы прийти к подобному выводу, не обязательно соглашаться с М. С. Грушевским, уверявшим (ибо пылко того желал), будто русские, украинцы и белорусы уже в пору Киевской Руси были разными народами. Достаточно признать, что за несколько веков после батыева погрома, благодаря различию исторических судеб, несходству ландшафтов обитания, иному набору соседей и влияний мы стали разными. Эту разницу ощутил каждый, кто бывал на сельской Украине. А кто не бывал, пусть полистает классическую «Восточнославянскую этнографию» академика Д. К. Зеленина. Отличается почти все: жилище и утварь, одежда и способы омовения тела, песни и пляски. Да, человек с записью «украинец» в паспорте, но выросший среди русских, - есть русский, тем паче, что физиогномическая разница отсутствует. (Это, видимо, и внушало хрущевым, брежневым и андроповым их детские надежды, что все как-нибудь рассосется: ведь члены ЦК с фамилиями на -ко и на -ов ничем друг от друга не отличались.) Имея, однако, дело с «украинскими» украинцами, сразу видишь разницу наших национальных характеров. И литература свидетельствует о том же: украинец in se - совсем не дубликат русского. Мы - два разных народа, и этого довольно, чтобы не усомниться в праве Украины на независимость.

Т о, что не все в России

до конца уверовали в эту независимость, не задевает, надеюсь, украинские чувства сверх меры. Резкие, ломающие картину мира перемены трудны для рядового сознания. Чтобы свыкнуться с ними, нужны десятилетия. Мой друг говорил, что главный сюрприз от недавней поездки в Киев состоял для него в том, что даже там кое-кто смотрит на независимость как на нечто временное, неокончательное, почти случайное - так нежданно досталась она Украине. И, добавлю, так быстро, если сравнивать с другими нациями! Норвегия, Ирландия, Чехия со Словакией, Финляндия долгие века мечтали о самостоятельности, прежде чем в XX веке добились цели. В год рождения кино, когда в считанных богатых домах Киева говорили по-украински, была ли сотня людей, веривших, что незалежнисть реальна в исторически краткий срок?

Поразительно, но все сказанное как-то пребывает вне круга познаний наших пишущих образованцев. Не знают они о казацкой (козацкой!) вольнице, о многовековой борьбе Сечи с Польшей, Турцией и Крымом, об Унии, о Сагайдачном и Богуне, Полуботке и Кальнишевском, о крепостях, монастырях и замках, им неведомо обаяние католико-православного пограничья, «живого чуда фольварков, парков, рощ, могил». В былые годы они ездили все больше в Дубулты, Коктебель, Пицунду, украинский мир остался им незнаком. Это не мешает им высказываться об Украине и ее языке, обо всем украинском свысока. Будь я украинцем, мне такого отношения было бы вполне достаточно, чтобы всей душой желать отложения от Великороссии.

Законен такой вопрос: не проникает ли типичное для многих у нас незнание Украины, представление о ней на уровне анекдотов о сале, на государственный уровень, на уровень политических отношений? Любопытно было бы проэкзаменовать тех, кто эти решения принимает, - хотя бы по географии (физической, экономической, конфессиональной, социальной) этой самой важной для нас страны на глобусе.

Дорогой друг! Если сказанное как-то затронуло тебя, позволь обратиться к тебе вскоре еще с одним письмом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме