Как известно, румыно-венгерские межгосударственные отношения новейшего времени складывались совсем непросто. Несмотря даже на то, что двусторонний договор между обеими странами, подписанный в 1996 году, многими историками и политиками, прежде всего в Бухаресте, признавался и признается своеобразным символом румыно-венгерского примирения.
С одной стороны, официальный Будапешт всегда самым естественным образом поддерживал все без исключения интенции почти двухмиллионной диаспоры этнических венгров Румынии, направленные на сбережение и развитие венгерской идентичности, языка и культуры. С другой, венгерская карта неизменно становилась козырем в руках румынских ультранационалистов, пугающих своих сограждан возможной утратой территориальной целостности страны, потерей Трансильвании или воссоздания в ее границах Венгерской автономии.
Но за окном — XXI столетие, Венгрия и Румыния стремятся стать интегрально частью заново строящейся и объединяющейся Европы, а потому националистические штучки в виде пугала венгерской ирреденты уже не проходят. Но возникают новые опасности как по ту сторону Прута, так и по ту сторону Тисы. Одни боятся «железного занавеса», могущего опуститься перед их собратьями по духу и языку, другие опасаются потери авторитета, а, значит, и политического влияния на определенную часть своих сограждан.
Вот уже более двух месяцев румынские масс-медиа оживленно комментируют сущность и возможные последствия одного из законов, принятого недавно венгерским парламентом. Закон называется «О венграх из соседних стран» и устанавливает целый ряд льгот и привилегий на территории Венгрии для венгров, проживающих за ее пределами, а точнее — в соседних странах. Речь идет о премиях, титулах, стипендиях, существующих в современной Венгрии, о социальной защите и медицинском обеспечении, о льготах в транспорте общего пользования, при получении образования, начиная с общего и заканчивая высшим, докторантурой или профессиональным усовершенствованием; о праве трудоустройства на работу в Венгрии не менее чем три месяца в год; о различной финансовой помощи и конкретных субвенциях на эти и другие цели. Естественно, что на всех таких граждан соседних стран, признающих себя венграми, распространяются не только многие права, льготы и привилегии, но и налоговые обязательства. Но кто имеет право на первые и может облагаться вторыми? Только тот, кто имеет удостоверение, что он действительно является этническим венгром или родственником этнического венгра, причем выдается такое удостоверение правительством Республики Венгрия.
Что плохого в том, что государство, располагающее соответствующими материальными и финансовыми ресурсами, помогает своей диаспоре сберечь национальные и культурные традиции народа, к которому она когда-то принадлежала? Ни конституция такого государства, ни международные соглашения такой помощи и заботе не препятствуют. Та же Румыния ежегодно выделяет из своего бюджета десятки и сотни миллионов лей для румынов из Республики Молдова, Украины и других стран на получение ими образования в Бухаресте, Яссах, Сучаве, Клуже. Делается это, конечно, не с помощью сертификата или удостоверения, как предлагает Венгрия, а еще проще.
Против закона, принятого в июне в Будапеште, выступили почти все лидеры правящей и оппозиционных румынских партий во главе с президентом Илиеску и премьером Настасэ. Илиеску назвал этот закон таким, что раздувает в его стране националистический экстремизм, а правительство Румынии, проведя тщательнейшую экспертизу, определило его как «антиевропейский, экстратерриториальный и дискриминационный». То, что многие страны, в том числе и Румыния, делают для своих соплеменников из других государств и что Венгрия попыталась систематизировать и перевести на институциональный уровень, что официальный Бухарест назвал идущим вразрез с демократическими принципами.
Но так в Румынии думают не все. Многие политики и политологи считают: их стране нужны сейчас не дипломатические усилия, чтобы заблокировать принятый Будапештом закон, а прежде всего экономический прорыв, который бы максимально приблизил ее к вступлению в Европейский союз. Если рядовые румыны станут гражданами страны, принадлежащей к этому союзу, их не будет угнетать тот факт, что кто-то рядом с ними пользуется еще и удостоверением этнического венгра.
Впрочем, вынося за скобки крайние суждения в оценке закона «О венграх из соседних стран» как с венгерской, так и с румынской стороны, нельзя не признать, что трудности с вступлением закона в действие наверняка возникнут. Ведь речь идет о сложнейшей материи межгосударственных и межнациональных отношений, которую румынский историк Ф.Константинеску назвал диалектической ситуацией перерастания количества в качество, причем в качество с обратным знаком — из очень большой заботы о венграх, проживающих в других странах, получается вмешательство во внутренние дела этих стран...
Пока что дипломаты обеих стран, продолжая вести диалог на полях уже принятого, но не вступившего в силу закона, остаются на исходных позициях. Официальный Будапешт считает его жизненно необходимым и вполне европейским. Официальный Бухарест — экстратерриториальным и дискриминационным. Другие заинтересованные участники этого диалога, кроме Словакии, пока хранят молчание. В том числе и Украина.
Чем закончится этот спор, имеющий привкус скандала, станет известно где-то под конец года. Именно на октябрь—ноябрь ожидается экспертиза и анализ упомянутого закона в докладе известной Венецианской комиссии, специализирующейся в Совете Европы на проблемах национальных меньшинств.