Брюссель и Лондон начали беспрецедентные переговоры по 3.
Хотя формально переговоры стартовали 19 июня (когда были согласованы графики встреч и сформированы рабочие группы), первый настоящий раунд переговоров стороны провели только месяц спустя. Он проходил 17–20 июля в бельгийской столице. В его повестке были вопросы: о правах граждан Евросоюза в Британии и британцев в ЕС после Brexit; о требовании ЕС к Лондону выплатить значительную сумму для покрытия текущих обязательств перед европейским бюджетом; о границе между Ирландией и британской Северной Ирландией.
Хотя сторонам на переговоры отпущено два года (Британия должна покинуть ЕС не позже 29 марта 2019 г.), Евросоюз четко дал понять, что намерен завершить переговоры с Лондоном к ноябрю следующего года, т.е. за 500 дней, зарезервировав еще полгода на голосование по достигнутым соглашениям депутатами Европарламента и британского законодательного органа. По-видимому, Лондон не смог возражать против этого, поскольку хорошо осведомлен о процедурах, принятых в ЕС.
Уже первая встреча руководителей делегаций - британского министра по вопросам Brexit Дэвида Дэвиса и главного переговорщика ЕС Мишеля Барнье - показала, что представители Евросоюза имеют более четкие позиции и, фактически, навязывают своим британским коллегам правила и тематику переговоров. Это легко объяснить тем, что к переговорам Брюссель начал готовиться еще год назад, сразу после британского референдума. А политики в Лондоне все это время пытались разрешить внутриполитический кризис. Впрочем, досрочные выборы в Великобритании, состоявшиеся 8 июня, еще больше ослабили правительство Терезы Мэй накануне начала переговоров по Brexit.
Британцы были вынуждены принять позицию ЕС относительно того, что приоритетными темами на первом этапе (а делегации будут встречаться по неделе в каждый месяц - 28 августа, 18 сентября и 9 октября) станут права граждан и финансовые проблемы "развода".
Только после утверждения результатов первого этапа переговоров Советом ЕС стороны смогут переходить к новому раунду и новой тематике.
До начала нынешних переговоров Лондон опубликовал свои предложения: все граждане ЕС, проживающие в Британии на законных основаниях в течение как минимум пяти лет, получат "статус поселенца" и смогут привезти в страну супругов и детей. Граждане ЕС, проживающие в Британии меньше пяти лет, получат два года на то, чтобы "урегулировать свой статус". Однако дата, с которой нужно отсчитывать сроки пребывания, не названа.
Европейские переговорщики выступили против таких идей, заявив, что гражданам ЕС должны быть сохранены все существующие на сегодняшний день права. В случае сговорчивости Лондона, ЕС готов сохранить все права британцам, проживающим на материке. На данный момент 3,2 млн выходцев из стран ЕС живут в Великобритании и 1,2 млн британцев - в ЕС. Британия также выступает за то, чтобы спорные вопросы о правах граждан и в целом юридические проблемы Brexit'а решались в рамках британского законодательства (которое, однако, будет дополнено нормами из европейского права). Евросоюз настаивает, что все споры должны рассматриваться по законодательству ЕС и под присмотром Европейского суда, на который возложен контроль выполнения европейских договоров.
В вопросе урегулирования финансовых споров и обязательств Лондон согласился с доводами Брюсселя относительно того, что Британия и дальше должна производить отчисления в общий бюджет Союза, поскольку страна проголосовала за него как член ЕС. Основываясь на том, что доля Британии в текущем бюджете Союза равна 12,5%, сумма выплат может составить 60–65 млрд евро. Однако некоторые эксперты утверждают, что она достигнет 80–100 млрд евро, если переговорщики ЕС применят иную методологию расчётов. Британцы не согласны. Они уже потребовали от партнеров по переговорам проанализировать каждую статью финансовых обязательств Британии перед ЕС в бюджете 2014–2020 гг. и настаивают на подписании отдельных соглашений по финансированию каждой программы и расходной статьи, полагая, что таким образом удастся сократить общую сумму выплат.
Вопрос финансовых обязательств сразу стал самой острой темой для правительства Терезы Мэй. Он усугубит внутриполитическую борьбу в Великобритании, если ЕС добьётся своего. Барнье уже заявил, что к октябрю он выставит Лондону окончательный счет, и до тех пор, пока британцы не подтвердят свою готовность платить, ЕС не откроет новый этап переговоров по Brexit. Он также предупредил, что переговоры могут быть вообще приостановлены в случае отказа Лондона выполнять свои обязательства. Такой вариант также не исключен, если в Лондоне верх возьмут сторонники жесткого Brexit'a, ранее заявлявшие, что уйдут из-за стола переговоров без соглашения, если требования ЕС к Британии окажутся для них невыполнимыми.
По ирландскому вопросу, как свидетельствуют источники, напротив, царило полное взаимопонимание. Вероятнее всего, для жителей Ирландии и Северной Ирландии будет создана зона для свободных поездок, а жители британской провинции получат упрощенный визовый режим для визитов ЕС. Впрочем, ирландский вопрос не будет полностью решен на первом этапе. Стороны согласились продолжать переговоры по специфическим условиям и практическим решениям создания, как они называют, "мягкой границы" между Ирландией и Северной Ирландией.
Комментируя первые итоги переговоров, британские и европейские обозреватели пришли к выводу, что делегация Туманного Альбиона ведет себя так, будто ничего серьезного на самом деле не происходит. Дэвид Дэвис даже позволил себе отсутствовать в Брюсселе в ходе нынешнего раунда переговоров, совершая лишь челночные вояжи из Лондона в бельгийскую столицу, а переговоры вели его подчиненные.
Британские эксперты и политики объясняют такое поведение тем, что на Даунинг-стрит, 10 после фактического начала переговоров возникли новые трения между премьер-министром Мэй, членами британского кабинета и рядом влиятельных представителей ее партии, которые критикуют главу правительства за неправильно выбранную тактику.
В частности, возмутителем спокойствия стал канцлер казначейства Соединенного Королевства (министр финансов) Филипп Хэммонд. Он начал открыто говорить о том, что внутри британского кабинета есть разные подходы к ведению переговоров по Brexit. Премьер и ее коллеги делают упор на теме миграции, в то время как следовало бы уделить внимание минимизации последствий от Brexit для граждан страны и не допустить падения жизненного уровня, считает Хэммонд. Сам он настаивал на том, чтобы не откладывать решение вопросов торговли и будущих экономических отношений с Европой на второй этап переговоров. По его словам, это создает реальную угрозу, что Британия и ЕС не успеют согласовать все вопросы за 2 года, а после 2019 г. потребуется длительный переходный период, когда страна должна будет выстраивать с общим рынком ЕС новые отношения. По оценкам Хэммонда (и это подтверждается исследованиями), 42% британских компаний уже понесли потери в результате планов правительства выйти из ЕС и пересматривают свои инвестиционные стратегии. Таким образом, он оспорил позицию Дэвиса, считающего, что переговоры по экономическим и таможенным вопросам удастся завершить быстро.
Эти конфликты вызвали обеспокоенность премьер-министра. Тереза Мэй заявила, что "неприкасаемых" министров в кабинете не будет, намекая на то, что Хэммонд может лишиться своего поста, если продолжит вносить сумятицу в правительство. Однако еще ранее появились сообщения, что часть консервативных политиков видит именно Филиппа Хэммонда во главе британского правительства вместо Мэй, которая проигрывает ему по опыту управленческой деятельности. Если переговоры о выходе Великобритании из ЕС зайдут в тупик, то вполне вероятно, что Мэй будет очень сложно сохранить пост премьера. По последним данным, ее критики уже потребовали отказаться от вопросов ограничения миграции в качестве приоритета для британской делегации на переговорах с ЕС и больше советоваться с представителями крупного бизнеса, угрожающими перенести свой бизнес с британских островов на континент, если Brexit осложнит их деятельность в ЕС.
Другая часть критиков правительственного курса заявляет, что переговоры по Brexit проходят совсем не так, как это им представлялось год назад, а в обществе растет понимание того, как этот процесс повлияет на жизнь каждого британца, насколько он сложен и болезнен. Даже самые твердолобые сторонники выхода из ЕС уже признали, что сделать Brexit успешным будет сложно, и что теперь вряд ли найдется какая-либо другая страна в Европе, которая, наблюдая за переговорами о выходе Великобритании из ЕС, решится пойти вслед за ней.