В ходе марафонского саммита Европейского Союза, продолжительностью пять дней, лидеры смогли согласовать пакет финансовой поддержки в 750 млрд евро для экономик стран в условиях пандемии коронавируса. Также в повестке дня встречи значилось утверждение бюджета Евросоюза на ближайшие 7 лет в сумме более 1 трлн евро. Общая сумма в 1,8 трлн евро, запланированная ЕС на свое развитие и борьбу с кризисом в ближайшие годы, — беспрецедентна.
Впервые в Еврокомиссии решили, что ЕС будет вынужден прибегнуть к крупным заимствованиям на международных рынках капитала, чтобы собрать сотни миллиардов евро для стран и отраслей европейской экономики, пострадавших от COVID-19. Этот совместный долг Европа предполагает погашать из общеевропейского бюджета до 2058 года.
Однако, среди 27 стран оформилась группа «бережливых» государств, потребовавших сокращения долговой нагрузки и урезания части антикризисного фонда. В ходе саммита они добились, чтобы выделение помощи из фонда было ограничено рядом условий. И теперь страны — получатели субсидий должны будут отчитываться за использование финансовой помощи, а также согласовывать с ЕС программы, на которые планируют расходовать средства антикризисного фонда.
Цена европейской солидарности
Финансовые вопросы в ЕС — это не бухгалтерия, а политика. Причем, крупнейший экономический кризис в результате пандемии коронавируса, с которым ЕС столкнулся за все годы своего существования, обострил между отдельными странами борьбу за средства из бюджета ЕС.
Согласно последним прогнозам Еврокомиссии, падение экономики ЕС в нынешнем году достигнет 8%, а для ряда стран превысит 10%. Наиболее пострадавшими от пандемии COVID-19 считаются Италия и Испания. Для этих и ряда других государств чиновники Еврокомиссии предложили собрать фонд помощи, который распределялся бы в виде кредитов с низкими процентными ставками — на сумму 250 млрд евро и безвозмездных субсидий (грантов) — в размере 500 млрд евро.
Инициативу поддержали Германия и Франция. Этим шагом лидеры хотели продемонстрировать единство организации и способность сообща противостоять пандемии. Из этого антикризисного фонда планировалось финансировать долгосрочные программы развития, благодаря чему он получил название «ЕС следующего поколения».
Однако в ходе первого за время пандемии саммита ЕС, который проводился не в режиме телеконференции, а в присутствии всех 27 лидеров, главы государств и правительств Нидерландов, Австрии, Дании, Финляндии и Швеции выступили против предложенных еврочиновниками планов. Хотя эти страны относительно небольшие, их требование нельзя было игнорировать. Во-первых, все они больше вносят в европейский бюджет, чем получают из него. Во-вторых, подобные вопросы решаются в ЕС консенсусом.
Саммит лидеров Евросоюза, который планировали провести за два дня — в минувшие пятницу и субботу — затянулся до утра вторника. Последнее заседание было проведено в 5 утра.
Французский и немецкий лидеры убеждали «пятерку», что ЕС в нынешних условиях должен пойти на беспрецедентные меры в связи с экстраординарными последствиями пандемии. По словам дипломатов, в воскресенье за совместным ужином, президент Франции Эмманюэль Макрон даже вышел из себя: он стучал кулаком по столу и требовал от лидеров «бережливых» стран прекратить блокировать саммит. А глава польского правительства Матеуш Моравецкий тогда же назвал их группой «скупых и эгоистичных» государств, ставящих свои интересы выше общеевропейских.
Впрочем, уже в понедельник лидеры снова собрались вместе, чтобы попытаться найти компромисс. Его автором стал президент Европейского совета Шарль Мишель, который предложил «бережливым», чтобы часть стабилизационного фонда, которая будет распределяться как безвозвратные бюджетные субсидии (гранты), была урезана с 500 млрд до 390 млрд евро. Таким образом остальные 360 млрд из 750 млрд евро будут выделяться как кредиты.
При этом Германия и Франция в начале саммита были готовы рассматривать снижение объема субсидий в фонде лишь до 400 млрд евро, а пятерка «бережливых» стран, под руководством Нидерландов, называли сумму ниже компромиссных 390 млрд. В результате согласились с предложением президента Евросовета.
Но пятерка стран также решила увеличить выплаты из бюджета ЕС по схеме возврата средств. Так, по данным, которые приводит The Financial Times, для Нидерландов возврат средств из европейских фондов увеличится до 1,92 млрд евро в год, а для Австрии он вообще удвоится и составит 565 млн евро.
Интересно, что на введении в ЕС процедуры возврата средств настояла в 1984 году британский премьер Маргарет Тэтчер, и она действовала применительно к Великобритании. После Brexit французский президент Макрон хотел полностью отказаться от этой практики для ЕС 27 государств. Но сегодня она оказалась весьма эффективным инструментом убеждения несогласной пятерки «бережливых» и теперь маловероятно, что от этой схемы откажутся.
Кредит за соблюдение верховенства права
Поздним вечером в понедельник лидерами ЕС было решено, что выделение кредитов из стабилизационного фонда также будет обусловлено рядом требований. Премьер Нидерландов Марк Рютте высказал мнение, что выделение грантов должно подтверждаться приверженностью правительств стран — реципиентов помощи к проведению радикальных реформ.
Но в решении саммита записано, что страны будут получать средства в зависимости от приверженности к соблюдению стандартов правового государства и базовых европейских ценностей, а также финансовых интересов ЕС. Если какая-либо страна нарушит данное условие, то по решению Еврокомиссии к этой стране будут применены санкции или штрафы. Это решение на своих заседаниях должен утверждать Совет министров ЕС квалифицированным большинством голосов.
Данную меру рассматривали, как способ давления на такие страны как Венгрия и Польша. Эти страны получают огромные субсидии из европейских фондов, но при этом последние несколько лет находятся в жесткой конфронтации с европейскими институтами по вопросам верховенства права, независимости правосудия, свободы СМИ и т.п.
Польские СМИ накануне заявляли, что Польша не согласится на такое условие. А венгерский премьер-министр Виктор Орбан, комментируя это решение, заявил, что у него лично и у Венгрии существует абсолютно противоположное представление о правовом государстве, чем у голландского премьера Марка Рютте, который просто ополчился на него. При этом Орбан предложил, чтобы Евросоюз в целом (а не отдельные его члены) разъяснил свое видение принципов правового государства, ведь сам факт членства страны в ЕС подтверждает ее статус как правового государства.
Однако, очевидно Орбану не удалось сформировать коалицию остальных стран против Рютте по данному вопросу. К вечеру понедельника формулировка о привязке кредитования к соблюдению верховенства права была согласована всеми лидерами.
Также важно, что впервые расходы из бюджета ЕС будут подвязаны к программам борьбы с изменениями климата. Хотя урезание части программы грантов из антикризисного фонда было сделано именно за счет статей, позволявших бедным странам сокращать объемы вредных выбросов в атмосферу. Теперь на эти цели предусмотрено 10 млрд евро вместо 30 млрд. Так же существенной корректировке подвергся фонд европейских научных исследований: с 11,5 млрд его уменьшили до 5 млрд евро.
Но в то же время, по словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, Евросоюз потратит рекордные суммы общего бюджета на развитие цифровых технологий и модернизацию. Хотя ценой достижения нынешнего компромисса по бюджету стали также урезание статей расходов на медицину, миграцию и зарубежную инвестиционную деятельность. Но при этом более 50% расходов европейского бюджета удалось зарезервировать на программы развития и модернизации Евросоюза.
Все решения, достигнутые на нынешнем саммите ЕС, должны быть утверждены Европейским парламентом в ближайшее время. Задача еврочиновников теперь состоит в том, чтобы доказать европейским законодателям, что компромисс по бюджету и стабилизационному фонду, появившийся после почти 90 часов переговоров, лучший из возможных вариантов, который будет содействовать преобразованиям всего европейского проекта.