Махмуд Гулиев |
Заместитель министра иностранных дел Азербайджана господин Махмуд Гулиев в споре политиков и экономистов на тему, что же первично — политика или экономика, однозначно на стороне вторых.
В МИДе он ведет экономический блок. И подчеркивает, что главная цель его рабочего визита в нашу страну — «дипломатическое подталкивание» украинских деловых кругов к активизации экономического сотрудничества. Но поскольку приоритетным направлением украино-азербайджанских отношений являются вопросы взаимодействия в нефтяной сфере, то мы начали именно с них.
— Господин Гулиев, как вы оцениваете итоги Каспийского саммита? В двух аспектах: прежде всего, не повлияет ли то, что лидеры не смогли поделить Каспий, на уровень нефтедобычи и возможно ли решение вопроса о разделе моря на двухсторонних переговорах, о чем заявил российский президент?
— Результаты встречи азербайджанская сторона признает в целом положительными несмотря на то, что не были приняты соответствующие документы — какие-либо декларации, коммюнике. Думаю, важен сам факт: пять глав государств встретились, выразили свою позицию, договорились о том, что такие саммиты будут проводиться в будущем. И это уже положительный результат, ведь нельзя односторонне подходить к оценке таких встреч. Что же касается данной проблемы в целом, то я бы хотел коротко рассказать ее историю, потому что без этих сведений бывает трудно судить о том, что сейчас происходит на самом деле.
Правовой статус Каспия определялся двумя документами, подписанными бывшим Советским Союзом и Ираном. Согласно им море разделено на две части: советскую и иранскую, которая определялась по линии, проходившей между двумя южными точками в Азербайджане и Туркменистане. Причем линия условная — это был, так скажем, приказ Ягоды — тогдашнего министра государственной безопасности СССР. Советская часть Каспия была разделена на четыре сектора — туркменский, казахский, российский и азербайджанский. Азербайджан активно осваивал те месторождения, которые были в нашем секторе. Одновременно бакинские нефтяники проводили необходимую работу и в других секторах Каспийского моря. Поэтому сегодня то, что есть данные о недрах Каспия, — заслуга прежде всего азербайджанских геологов.
После распада Советского Союза, в 1994 году Азербайджан подписал первое соглашение с консорциумом западных нефтяных компаний во главе с «Бритиш петролеум» — так называемый «контракт века» на 8 млрд. долларов. Конечно, это вызвало негативную реакцию, и в первую очередь со стороны Ирана и России. Они выступили с заявлениями, что, дескать, Азербайджан без юридических оснований начинает деятельность на Каспии. Но мы исходим из сложившейся практики, причем она отвечает всем принципам и нормам международного права. Если бы Азербайджан действовал незаконно, в нарушение норм международного права, то, вы же понимаете, ни «Бритиш петролеум», ни другие крупные компании никогда бы не стали участвовать в этом проекте.
Эти гигантские корпорации дорожат своим авторитетом, располагают огромными нефтяными ресурсами во всех частях земного шара. И они ради того, чтобы иметь дополнительно, допустим, 100—200 млн. или даже миллиард тонн нефти, никогда бы не пошли на заключение контракта, ставя при этом под угрозу свою репутацию. Это еще один аргумент за то, что мы действовали правильно, соблюдая все нормы.
В 1994 году Азербайджан был единственной страной, которая предложила разделить Каспий. Иран, Россия выступили против, Туркменистан и Казахстан хранили молчание.
На сегодня три страны — РФ, Казахстан и Азербайджан — уже придерживаются одного мнения, что воды Каспийского моря должны быть реально разделены. Имеет свои позиции Туркменистан. Он тоже выступает за деление Каспия на секторы, но методика немножко другая, что дает им право претендовать на большую территорию. Но точка зрения руководства этого государства противоречит нормам международного права. И наконец, Иран выступает за то, что ресурсами моря надо пользоваться сообща. А если уж делить Каспий, то на пять равных частей, то есть по 20% каждой стране. Естественно, это невозможно, потому что море не комната, которую можно просто перегородить.
За 8 лет все же достигнут серьезный прогресс — три государства придерживаются уже одного мнения. Но и позиции других стран тоже претерпели изменения. Ведь в 1994 году ни одна из них не выступала за деление Каспия, вообще даже не произносилось это слово. Сегодня они раздел, в принципе, поддерживают… На сегодня Азербайджан подписал 21 контракт по разработке перспективных площадей в Каспийском море. Идет солидная кампания, вкладываются инвестиции, и если бы у наших зарубежных партнеров была хоть капля сомнения, они бы этого не делали. Определение статуса Каспия дало бы дополнительные стимулы для разработки ресурсов моря. Сегодня Россия и Казахстан ведут определенную работу в своих секторах. Казахстан и Туркменистан разворачивают деятельность.
— Какова роль Азербайджана в организации Черноморского экономического союза?
— Наша страна относится к этой структуре весьма серьезно. Мы активно принимаем участие во всех мероприятиях ЧЭС. В Азербайджане создана специальная экспертная группа, она координируется Министерством иностранных дел. Мы разрабатываем свои национальные программы по реализации экономической повестки дня, потому что в Москве в прошлом году принят очень серьезный документ — экономическая программа Черноморского экономического сотрудничества. И мы делаем на ее основе нашу Национальную программу. Мы стоим на том, что развитию организации мешают определенные факторы — наличие на пространстве Черноморского экономического сотрудничества конфликтов, экстремизма, терроризма, без устранения которых невозможно полное всестороннее сотрудничество. Этот вопрос нашел отражение в повестке дня. Организация должна выразить отношение к этим проблемам и стремиться к их разрешению. Регион Южного Кавказа важен для ЧЭС и в целом для Европы, потому что это альтернативный и весьма серьезный источник обеспечения энергетической безопасности континента. Азербайджан не только поставщик нефти, он служит узлом для транспортировки в страны ЕС энергоносителей из Туркменистана, Казахстана и т.д. Вот такая наша позиция.
— Ваше мнение относительно участия Украины в создании азербайджанских газопроводов, проходящих по ее территории?
— 26 апреля на встрече с представителями деловых кругов и руководства Украинского союза промышленников и предпринимателей обсуждался этот вопрос. Необходима активизация украинских компаний, имеющих возможность участвовать в тендерах. Сейчас консорциум, занимающийся строительством, проводит конкурсы для привлечения подрядчиков. Поэтому мы сказали вашим бизнесменам, что если есть заинтересованность, они должны представлять документы, делать предложения. С нашей точки зрения, украинские компании очень малоэффективно используют традиционные нефтяные выставки в Азербайджане. С 1994 года у нас ежегодно проводится крупная выставка и конференция по нефти и газу Каспия. В прошлой встрече участвовали 400 крупнейших инженерных, сервисных и добывающих компаний. Каждый год на форум приезжают 10—15 высокопоставленных лиц, отвечающих за энергетику. У нас работали высокие госчиновники из США, Турции, Великобритании, Японии, Индии, Пакистана... Сейчас на азербайджанском рынке очень серьезная конкуренция, поэтому украинские компании должны действовать более энергично, чтобы добиться успеха. Если ваши условия и технические возможности будут отвечать заданным стандартам, консорциум сможет заключать договора с украинскими предприятиями и не ввозить оборудование из Америки или Великобритании. Условия участия в строительстве диктуют законы свободного рынка…
— Назовите, пожалуйста, украинские предприятия, подававшие заявки на участие в тендерах.
— Лично у меня такой информации нет. Насколько мне известно, в ежегодной выставке принимали участие одна-две компании. Хотя, чтобы показать себя, необходимо регулярное участие.
— Господин Гулиев, какой проект для Азербайджана выгоднее: Одесса—Броды или Баку—Джейхан, который поддерживает США?
— Наша позиция, как страны, добывающей нефть, следующая: чем больше мы имеем альтернативных маршрутов для доставки энергоносителей, тем лучше. Ведь мы уже имели такую ситуацию, когда у нас был один трубопровод. И когда в стране, через которую он проходил, положение изменилась, мы потеряли возможность использовать этот трубопровод и были вынуждены искать другие способы вывоза нефти на международный рынок. Поэтому было принято решение о строительстве трубопровода Баку—Супса, это давало дополнительные возможности. Сегодня эта линия активно работает. Но вместе с тем существующих двух магистралей — Новороссийской и Супсы — недостаточно, потому что мощности очень маленькие: 2 трубопровода — это перекачка 15—20 млн. тонн нефти в год. Если учитывать, что в недалеком будущем мы сможем поставлять 200—250 млн. тонн, то, конечно, нам нужен третий трубопровод. И сейчас для нас главная задача —строительство магистрали Джейхан с выходом на Средиземном море, потому что это дает нам возможность сбывать нефть в другом регионе — Средиземноморье, где более емкий рынок. Сегодня для Азербайджана задача № 1 — запуск в эксплуатацию трубопровода Баку—Тбилиси—Джейхан. Американцы поддерживают проект, ведь он является альтернативным вариантом. Это позволяет иметь коммуникацию, не проходящую через территорию России и Ирана, что способствует укреплению независимости Азербайджана и других стран, участвующих в строительстве, в частности Грузии. Сегодня уже ясно, что этот трубопровод будет иметь 24 % прибыльности. Если б эта разработка с экономической точки зрения была несостоятельной, British Petroleum не согласилась бы на участие.
Теперь что касается трубопровода Одесса—Броды… Если украинская сторона желает, она может участвовать в тендерах по приобретению этой нефти и потом сама вправе поставлять её потребителям через трубопровод Одесса—Броды. В целом запасы в Азербайджане и на Каспии большие и сегодня уже Казахстан импортирует часть нефти через Азербайджан. У трубопровода Одесса—Броды хорошие перспективы и вполне возможно в будущем его использование для доставки каспийской нефти. Но на сегодня главное — Баку—Тбилиси—Джейхан.
— Как Азербайджан решает проблемы безопасности транспортировки нефти?
— Этот вопрос не в моей компетенции. Я занимаюсь экономикой и вопросами защиты прав человека. Встреча в Трабзоне будет посвящена подписанию соглашения трех стран в области борьбы с терроризмом и другими подобными явлениями. Вопрос безопасности трубопровода конечно актуален. Недавно был издан указ президента Азербайджана по этому вопросу. Создается структура, которая будет заниматься вопросами безопасности, активно участвуют в этом Грузия и Турция. Каждая страна, участвующая в этом проекте, должна обеспечить безопасность трубопровода на своей территории. Мы в Азербайджане знаем на себе, что такое терроризм. У нас за последние годы от рук террористов погибло около 2 тыс. человек.
— Какие основные приоритеты сотрудничества Украины и Азербайджана в рамках ГУУАМ на сегодняшний день?
— Сегодня пока нет экономической программы действий этой организации. У нас была встреча национальных координаторов ГУУАМ в Баку. Я сказал, что нужно развивать экономические связи этих государств. Принято решение о подписании Соглашения о зоне свободной торговли. Этот договор подготовлен и для парафирования, но, к сожалению, мы его не можем пока подписать из-за позиции Молдовы и Узбекистана. Нами было предложено проведение безнес-форумов ГУУАМ. Сегодня развитие экономических связей без вовлечения предпринимателей — бессмысленная затея. В Азербайджане частный сектор производит 70 % валового национального дохода. Поэтому для нас важно вместе свести представителей частного бизнеса, дать им возможность пообщаться, установить контакты и в дальнейшем создать условия для сотрудничества. После этого мы выходим на более широкий уровень с привлечением госсектора, поддержки правительства и т.д. и определяем экономическую повестку дня ГУУАМ. Третье — сотрудничество ГУУАМ с ЕС. К сожалению, эту программу мы до сих пор не можем реализовать. В октябре этого года также ожидается женский форум ГУУАМ в Киеве.
— Можете ли вы привести конкретные примеры успешного сотрудничества украинских и азербайджанских предприятий?
— К сожалению, пока масштабных проектов нет. На слуху — Одесский кабельный завод—постоянный поставщик нефтяной промышленности Азербайджана, кабельной продукции; харьковский «Турбоатом», который в течение восьми лет производит турбины для азербайджанских электростанций; запорожское украино-азербайджанское предприятие по ремонту трансформаторов, из Украины в больших количествах поставляется металлопродукция, азербайджанская железная дорога на сегодня ремонтирует в Украине свои составы; НПО им. Фрунзе, что в Сумах, сотрудничает с азербайджанскими нефтеперерабатывающими предприятиями. И таких примеров достаточно много. Но мы имеем в обеих странах огромный потенциал. Сегодня нужно выходить в экономических отношениях на принципиально новый уровень. Создавать большие совместные проекты, предприятия. Уже решен вопрос о создании торгового дома Украина—Азербайджан. А пока что усилен дополнительными сотрудниками экономический отдел Посольства Азербайджана и все украинские предприниматели, заинтересованные в сотрудничестве с Азербайджаном, имеющие конкретные взаимовыгодные коммерческие предложения, могут обращаться туда. И можете быть уверены, без ответа не останется ни одно.