Мы привыкли, что «коммуналка» у нас не Бог весть какая. Услуги низкого качества, серьезный износ основных фондов отрасли, устаревшие технологии и низкая энергоэффективность. По данным Института стратегических исследований, около 70% жилого фонда построено до 1970 года, изношенность основных фондов превышает 60%, а энергоемкость услуг в 2,5—3 раза превосходит показатели европейских стран. Если на начало 90-х годов в среднем по Украине на 100 километров коммунальных сетей приходилось 30—40 аварий, то в последние годы этот показатель достиг 180 аварий на 100 километров водопровода и 10—20 — на 100 километров сетей теплоснабжения. Аналитики института отмечают несоответствие существующих инфраструктурных мощностей возрастающим потребностям; высокий уровень монополизации сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе; непрозрачность формирования цен и тарифов за услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ.
Наши люди не спешат даже приватизировать квартиры, не говоря уже о создании объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), а это, как утверждают специалисты Министерства жилищно-коммунального хозяйства, путь к улучшению качества услуг, когда жильцы сами смогут заказывать их в жэках или в альтернативных службах. Для того чтобы улучшить свои дома, поменять трубы, внедрить энергосберегающие технологии, нужно брать кредиты в банках, но многие опасаются с ними связываться… Как бы то ни было, состояние отрасли таково, что нам придется вкладывать в системы жизнеобеспечения свои деньги и при этом контролировать качество предоставляемых нам услуг.
ЖКХ: между политическим кризисом и реформой
Специалисты отдела социальных экспертиз Института социологии НАНУ провели экспертный опрос «Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях финансово-экономического кризиса». Были опрошены 196 экспертов в 24 областях и Автономной Республике Крым. Коллегия экспертов была сформирована из представителей четырех типов структур: органов исполнительной власти (16%), органа законодательной власти (7%), предприятий—производителей услуг (51%) и потребителей услуг (26%).
57% экспертов отметили влияние на сферу ЖКХ политического кризиса в Украине. Вследствие политизации процесса тарифообразования не удается ввести тарифы, позволяющие осуществить техническое обновление отрасли. А попытки повышения цен на услуги, учитывающие необходимость полного возмещения затрат и накопления ресурсов для развития инфраструктуры, упираются в низкую платежеспособность большинства домохозяйств. Поэтому дискуссии о тарифообразовании обостряются во времена различных политических противостояний, а соответствующие решения не принимаются.
43% экспертов оценивают как определяющее влияние на сферу ЖКХ мирового финансово-экономического кризиса. В условиях спада промышленного производства и инвестиционной активности в стране, стагнации банковской системы и угрозы потери населением накопленных финансовых активов нельзя не ощущать влияния на хозяйственную деятельность. По мнению экспертов, оно проявляется в повышении цены услуг (за это высказалось 55%), в уменьшении капитальных расходов в сфере ЖКХ (53%), в невозможности проведения реформ в отрасли, поскольку все усилия направляются на содержание ее просто в дееспособном состоянии (41%), в уменьшении прибыльности ЖКХ (36%), в увеличении аварийности в сфере ЖКХ (36%), в разбалансированности системы коммунального хозяйства (33%), в снижении качества услуг (32%).
Каким же образом поставщики услуг ЖКХ реагируют на финансово-экономический кризис? Они просто «включили» некие программы самосохранения (см.табл.).
Несколько экспертов выбрали «Другое», отметив при этом, что поставщики услуг ЖКХ реагируют на финансово-экономический кризис повышением цен, переходом на сокращенный график работ, уменьшением заработной платы работникам.
А чего стоит только позиция «снижение качества услуг» — по идее, она должна обрасти особыми расценками, когда и платить за такие услуги — грех…
По мнению экспертов, потребители услуг ЖКХ реагируют на финансово-экономический кризис вполне предсказуемо: 57% отметили, что они наращивают задолженность перед поставщиками, 43% — что сокращают потребление услуг, 26% — что останавливают производственную деятельность и перестают пользоваться услугами, 18% — что ведут себя как раньше.
Непосредственно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства эксперты связывают надежды на принятие Жилищного кодекса, внедрение энергосберегающих технологий, внедрение моратория на повышение цен на энергоносители хотя бы в течение отопительного сезона. Почти все опрошенные надеются на бюджетное финансирование сферы ЖКХ — чаще всего они полагаются на финансирование из государственного бюджета, значительно реже — из местных бюджетов.
Под проведением реформы ЖКХ эксперты понимают весь спектр действий преимущественно органов государственной власти, среди них: четкое распределение функций между администрациями и местными советами; ликвидация льгот и переход к адресным дотациям; принятие Жилищного кодекса; создание организаций собственников жилья, передача им в собственность зданий, земельных наделов, на которых они расположены, а также полномочий по их обслуживанию и содержанию; демонополизация ЖКХ и приватизация всех объектов, создание конкурентной среды в отрасли; усиление контроля над количеством и качеством услуг; упрощение требований к предоставлению жилищных субсидий.
«Наши люди ментально еще не готовы стать собственниками»
Быть собственником жилья хорошо, контролировать качество жилищно-коммунальных услуг тоже неплохо. Но здесь мало просто иметь для этого средства — нужно быть уверенным, что это качество стоит того, чтобы за него платить. А кризис, увы, этому не способствует.
Алексей Кучеренко |
— Как политический кризис отражается на реформировании ЖКХ?
— Сфера жилищно-коммунальных услуг действительно требует серьезной реформы. Любая реформа – это принятие и введение новых правил игры: изменение степени влияния, ответственности, распределения функций центральных и местных органов власти; реализация новых принципов тарифообразования, внедрение системы имущественной ответственности, системы контроля за качеством услуг. А главное – перераспределение финансовых потоков. Для реформы нужен «кнут и пряник», нужно принимать законы и менять механизм финансовой поддержки. Ведь на уровне постановлений Кабинета министров мы не можем изменить систему взаимоотношений между министерством и органами самоуправления, местными госадминистрациями и гражданами, которые также вовлечены в этот процесс.
Но во время политического кризиса реформы невозможны. За последние четыре года в Верховной Раде был принят один серьезный законопроект — это новая Программа реформирования ЖКХ, и то его сильно заполитизировали. К тому же программа не заработает без принятия полутора десятка актуальных законов. Например — «Об основных принципах государственной жилищной политики», который задает систему координат, определяющих развитие жилищной политики и, соответственно, жилищного законодательства, на долгосрочную перспективу. Увы, вследствие политического противостояния «правительство—оппозиция» этот законопроект был провален Верховной Радой (против — регионалы, коммунисты, Блок Литвина). Без принятия таких концептуальных документов невозможно двигаться вперед, преодолевать хаос, противоречивость и популизм, присущие процессу законотворчества. Жилищный кодекс, вокруг которого уже лет десять идут дискуссии, без определения базовых принципов жилищной политики, среди которых есть и непопулярные, ничего принципиально не решит.
В Верховной Раде находятся проекты законов об особенностях аренды и концессии объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, «Об энергосбережении в домах», новая редакция закона о жилищно-коммунальных услугах, изменения к закону о теплоснабжении, изменения к закону о питьевой воде и питьевом водоснабжении. Это очень важные документы, и принимать их нужно, отставив политику в сторону. Пока же это не удается. Так, например, изменения к закону о лицензировании, необходимые для более жесткого подхода к качеству жилищно-коммунальных услуг, обеспечения государством защиты прав потребителей, тоже были провалены Верховной Радой, фигуранты те же — регионалы, коммунисты, Блок Литвина.
Кроме того, считаю, что население должно быть заинтересовано в действии законов: «Об осуществлении государственного контроля в сфере ЖКХ» и «Об усилении ответственности за правонарушение в сфере ЖКХ».
Без принятия этих законов сама Программа реформирования ЖКХ останется ничего не значащей декларацией. К сожалению, развернувшаяся выборная кампания вносит в ее реализацию серьезные коррективы.
В программах практически у каждого кандидата в президенты, особенно не из властных структур, жилищно-коммунальная сфера становится одним из пунктов, направленных на привлечение симпатий избирателей. Мораторий на тарифы, стенание о холоде, любви к народу и т.д. — это все уже было не один раз… А вслед за президентскими выборами будут городские, и почти в каждом регионе отношение к ЖКХ носит политический характер. Яркий пример — Киев.
— Кстати, как вы относитесь к «новым» киевским тарифам?
— Я отношусь к этому неоднозначно — слишком сложная проблема. Киевская городская власть дважды шла на выборы под лозунгом «Изберите меня, и я буду удерживать эти тарифы!» Люди поверили и пытаются заставить мэра сдержать свое обещание. Я думаю, что свою личную популистскую политику мэр будет «закрывать» имуществом и бюджетом, которые принадлежат всем киевлянам.
Есть еще один аспект. Экономика Киева всегда имела искривленный характер. Еще десять лет назад, когда я был запорожским губернатором, видел — трубы чадят в Запорожье, а деньги с этих заводов тратятся в Киеве. Но согласитесь, что киевляне имеют целый ворох специфических проблем. Да, у них выше средняя зарплата и уровень жизни — но посмотрите на цены, на жилье, на систему коррупции, которой пронизаны отношения в социуме. Каждая справка из БТИ, жэка стала платной. Поэтому киевляне несут дополнительную финансовую и психологическую нагрузку. Это проявление того, что мы занимались не региональной политикой, а концентрацией всего ресурса в Киеве, и на сегодня здесь ведется очень специфическая политика.
Недовольны все регионы, но ни в одном городе не было такой циничной попытки одномоментного двукратного увеличения платы за тепло, воду, вывоз мусора, которую предприняли киевские власти. В условиях кризиса это было бы очень больно для киевлян. Благодаря настойчивости правительства был найден компромисс — подчеркиваю, временный.
— Социологи пришли к выводу, что последствиями углубления финансово-экономического кризиса станут снижение объемов платежей за услуги ЖКХ со стороны потребителей, а также уменьшение количества и качества услуг со стороны поставщиков услуг. Как следствие потребители будут искать альтернативу существующим поставщикам услуг.
— Кризис наступает тогда, когда перестает хватать ресурсов, финансовых, материальных, сырьевых. Обостряется конкуренция и борьба за ресурс, поэтому все субъекты должны будут тщательно следить за каждой гривней в своих бюджетах, что должно привести их к более требовательным отношениям друг с другом. Я считаю, что это вполне обоснованно. Так живут цивилизованные страны. Предприятия, либо естественные монополисты, либо искусственно созданные монополии в виде жэков, будут вынуждены более рачительно обращаться с деньгами, получаемыми от населения, поскольку бюджетная поддержка будет ограничена, а с другой стороны – население будет очень тщательно следить за каждой гривной своих платежей. Что тормозит эту реформу? То, что в местных органах самоуправления сконцентрировано очень много функций — они и собственники, и управляющие, сами себе устанавливают тарифы и сами себя контролируют. Не должно быть такой концентрации функций, в первую очередь по тарифной политике, по контролю над финансовыми ресурсами, над качеством услуг. Надо разрушить эту монополию.
— Что для этого нужно?
— Со стороны граждан — регистрировать объединения совладельцев многоквартирных домов. Это, по сути, лишь юридическое оформление нашей ответственности за судьбу нашего жилья. Либо нам нужно будет искать очень специфическую форму, которой нет в мире — это коммунальные дома, где квартиры на две трети, на 90% приватизированы. С появлением приватизированных квартир должны были бы создаваться кондоминиумы, но люди на это не идут и не готовы к этому ментально. Это самая болезненная, признаюсь, не до конца ясная для меня часть реформы, которую мы будем тщательно прорабатывать и выносить на обсуждение, когда будет какая-то политическая стабильность.
— Вопрос вопросов: что делать с рвущимися по всей стране трубами — это происходит и в респектабельных домах старой постройки в центре столицы, и в «хрущевках» на периферии.
— Люди вкладывают деньги в дорогие ремонты, но не понимают одного: трубы в доме никто за них не поменяет. Люди еще ментально не готовы быть собственниками — они квартиры выкупили, а дом оставили «дяде» из жэка. И та же труба — это совместное имущество людей, живущих в этом доме. Надо научиться управлять этими трубами, лифтами, подъездами, бойлерами. Люди не понимают, что с приватизацией квартиры они получили обязанность управлять своим домом, — и это самая большая проблема всей реформы ЖКХ.
— Средняя зарплата работника ЖКХ составляет 90% от средней зарплаты по Украине. Отсюда, вероятно, низкое качество услуг, предоставляемых жэками.
— Эти специалисты явно недооценены, им нужно повышать зарплату. Потому что низкая зарплата и соответственно плохой специалист в этих системах жизнеобеспечения приведут к финансовым потерям. Ведь запущенный дом — это минус 30% его рыночной цены. Как и залитая квартира.
— Имеют ли перспективу в нашей стране частные жэки?
— Безусловно, имеют. Но это не панацея. На пути к частным жэкам мы должны какую-то конкуренцию устроить в коммунальных. Частные жэки без создания объединений совладельцев многоквартирных домов — это путь в никуда. Объединение совладельцев может нанять или частный, или коммунальный жэк и построить с ним систему взаимоотношений, а если там колхоз, то частный жэк объегорит всех так, что концов не найдешь. Я бы не педалировал сейчас эту тему.
«Все годы независимости власти не трогали сферу ЖКХ…»
ЖКХ — сфера болезненная для большинства наших граждан. И кризис наложился на финансовые проблемы небогатого общества. Но частные инициативы, которые сегодня характерны для многих населенных пунктов дают свои результаты — людям в квартирах и на производстве светло, тепло, да и экономия какая-то наблюдается…
Ирина Запатрина |
— Как минимизировать политическое влияние на коммунальные тарифы?
— Рецепт один — совершенствование процедур формирования тарифов. Летом прошлого года была принята Концепция развития государственного регулирования на рынке коммунальных услуг, которой предусмотрено создание национальной регулирующей комиссии на рынках теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, подобной той, которая работает на рынке электроэнергетики уже тринадцать лет (она регулирует тарифы на электроэнергию и газ и достаточно неплохо себя показала).
Сегодня практически готов к подаче на рассмотрение правительства проект закона о национальной комиссии регулирования на рынке коммунальных услуг. Разработан проект нового порядка формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, совместно с зарубежными консультантами идет работа над порядком формирования тарифов на услуги теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения. Предполагается, что эти порядки начнут действовать с мая-июня следующего года, что позволит избежать политизации при их рассмотрении и утверждении.
Тарифная проблематика очень непроста; быстро изменить ситуацию в этой сфере чрезвычайно сложно и в стабильной экономической ситуации, а в условиях кризиса к решению этого вопроса нужно подходить особенно осторожно. В регионах, где тарифы будут повышаться, это должно происходить поступательно, не более чем на 10—20% в полгода или в год.
Коммунальная инфраструктура требует модернизации, поэтому необходимо предусмотреть в тарифах и соответствующую инвестиционную составляющую. Замечу, что когда мы привлекаем — под небольшие проценты — кредитные средства, особенно средства международных финансовых организаций, то повышение тарифов может быть минимальным (кредиты даются на пятнадцать-двадцать лет, первые четыре-пять лет, как правило, льготные, когда выплачиваются только проценты). А когда предприятие начинает выплачивать тело кредита, оно уже имеет эффект от энергосбережения, позволяющий снизить себестоимость производства.
— Будут ли расти цены на газ? И как одновременно беречь тепло и семейный бюджет при наших холодах?
— Нужно постепенно переходить к адекватным рыночным ценам. Но до этого — провести энергосберегающие мероприятия на предприятиях отрасли, повысить энергоэффективность зданий. Большая часть (где-то 60%) наших домов имеют очень низкие энергоэффективные характеристики. Прежде всего панельные дома и так называемые хрущевки. Исследования наших зарубежных коллег и отечественных энергоаудиторов показывают, что в таких домах можно наполовину сократить потребление тепла. Здесь поможет термомодернизация домов. Пригодятся новые окна, двери, регуляторы на батареях, счетчики и просто элементарное нормальное отношение к энергопотреблению. Нигде на Западе никто так расточительно не относится к ресурсам: у нас и свет может гореть во всех комнатах сразу, и форточки открываются настежь при работающих батареях.
Если же мы сократим потери при транспортировке и распределении тепла и воды, а также использование газа при производстве тепла, электроэнергии — при производстве воды, то повышение тарифов на газ не будет таким страшным и для предприятий отрасли, и для населения. В странах бывшего социалистического лагеря, повысивших тарифы на газ в два, а то и в три раза, счета за жилищно-коммунальные услуги возросли незначительно, поскольку люди поставили счетчики и стали экономно потреблять тепло и другие ресурсы, в том числе и за счет повышения энергоэффективности домов.
Мы подготовили проект закона «Об энергоэффективности зданий», в котором предусмотрены и энергетическая паспортизация домов, и государственная поддержка тех, кто осуществляет мероприятия по повышению энергетических характеристик зданий. Работаем над механизмами привлечения кредитных средств для этих целей. Сейчас совместно с Европейским банком реконструкции и развития начали создавать специальный портал по энергоэффективности в зданиях — он будет содержать и всю нормативную базу, которая есть в этой сфере, и различные технические решения, которые люди могут применить, и «калькулятор» для оценки своих возможностей по привлечению кредитных средств для термомодернизации зданий. И ЕБРР, и Всемирный банк, и Международная финансовая корпорация готовы давать льготные кредиты, чтобы приводить здания в порядок. Но для этого жильцы многоквартирных домов должны организоваться, создавать объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Это непростой процесс, требующий работы с людьми, усовершенствования ряда регуляторных актов, но он потихоньку идет. Предполагается, что ОСМД будут заключать договоры с банками о кредитах. А после того как будет зафиксирован энергосберегающий эффект, из госбюджета будет осуществлен возврат определенной части средств, затраченных на энергосбережение. Например, в Болгарии и Словакии государством возвращалось гражданам по 20—25% от стоимости мероприятий по повышению энергоэффективности зданий.
— Все-таки ОСМД в Украине появляются — несмотря на все трудности, иным из них уже более десяти лет. И цены на услуги жилищно-коммунальных служб контролируют сами жильцы.
— При многих мэриях существуют службы по содействию созданию ОСМД. Сейчас в Верховной Раде лежит проект закона, который упрощает процедуры и создания, и функционирования ОСМД. Есть опыт, когда управляющие компаний, которые являются альтернативой жэкам, помогают создавать ОСМД — им удобнее работать с домом как с инженерным объектом, как с организованным коллективом, чем с каждым жильцом по отдельности. В Макеевке Донецкой области и во многих небольших городах Украины уже добрый десяток лет на рынке жилищных услуг успешно работают управляющие компании.
Хотя в целом наш народ не слишком активен. Опыт других стран показывает, что не все жильцы домов готовы добровольно создавать такие объединения. В этом случае исполнитель услуг для них выбирается органом местного самоуправления.
— Известно, что во многих регионах Украины проблему составляет качество воды.
— Да, это серьезная проблема, особенно в сельских районах, но и тут есть позитивные примеры. Интересен опыт Крыма — там при содействии ПРОООН в небольших селах создаются сообщества типа ОСМД, объединяются 60—80 домов и делают свой водопровод, станции по очистке воды. Частично в этом помогают местные бюджеты, частично — ПРОООН, частично люди вкладывают свои деньги. Так что не всегда нужно давать людям готовую «рыбку» — можно обойтись и «удочкой».
— Примета времени: поставщики услуг в нашей стране претендуют на сумму НДС, чтобы она оставалась в отрасли.
— Я считаю, что на какой-то переходный период это вполне нормально. Хотя со временем, когда в отрасли будут действовать рыночные отношения, в этом не будет необходимости. Мы включили в нашу программу реформирования ЖКХ такой проект закона. Сейчас, учитывая, что состояние в отрасли достаточно сложное, на это можно пойти. Все годы независимости власти не трогали сферу ЖКХ — ведь она очень болезненна для населения и касается всех. Опыт наших зарубежных коллег показывает, что ЖКХ можно реформировать после того, как с населением будет проведена определенная работа — и в прессе, и в консультативных центрах. У нас такого опыта нет, а на слуху у наших граждан спекуляции на том, что все коммунальные услуги для них будут дешевы и государство обязано их предоставить практически бесплатно.
— Сколько лет у нас идет реформа ЖКХ?
— Официально она идет с 2004 года (именно в этом году на уровне закона была утверждена программа реформирования ЖКХ) и продлится до 2014 года. Десять лет — нормальный срок проведения подобной реформы для любой страны. Но первый этап ее реализации показал, что многие инициативы формально декларировались, но не осуществлялись. Пока что не удалось поменять ментальность наших людей по отношению к своему жилью и жилищно-коммунальным услугам. До сих пор при принятии нормативных актов не всегда трезво оцениваются возможности государства. Как следствие, декларируется то, что исполнить невозможно (бесплатные квартиры, капитальные ремонты, льготы и тому подобное), что продуцирует в обществе ничем не подкрепленные ожидания и предопределяет неадекватное поведение и предприятий, оказывающих услуги, и потребителей таких услуг.