С назначением Александра Кубракова на должность руководителя Мининфраструктуры наконец завершится гадание на тему: был ли у Криклия мажоритарный акционер Аваков? Теперь все будет под офисом президента Зеленского с учетом всех пропорций в формуле распределения маржи. И в «Укртрансбезопасности» с ее контролем над весом грузовиков на дорогах, и в ГП «Финансирование инфраструктурных проектов» с его строительными мегатендерами, и в портовых потоках.
Нет никаких сомнений в том, что Кубраков будет воссоздавать модели, давшие ему возможность удержаться в Укравтодоре при смене власти год назад. С момента, когда Ермак уволил Богдана и Гончарука, Зеленский ни на секунду не терял ощущения правильности закапывания более 100 миллиардов гривен в «Большое строительство» благодаря замечательным пиарщикам Кириллу Тимошенко и Юрию Голику. А у Ермака, Шефира и Аристова ни разу не возникала фрустрация от того, что кому-то из них «недокрасили крышу».
Так каких же изменений следует ожидать с заходом Кубракова в министерство?
Во-первых, любые многосторонние отношения в отдельных отраслях будут сведены к условному картелю, когда небольшая группировка получает рыночную власть над определенным сектором экономики, а потом путем поедания самых слабых членов превращается в коллективную монополию. С одной стороны, такой тип управления упрощает администрирование потоков, с другой — это уже привело к двукратному подорожанию ремонта дорог, которое оплачивается за счет налогоплательщиков.
Во-вторых, Владимира Зеленского будут стимулировать направить еще больше денег в инфраструктурные проекты. На Укравтодор в прошлом году выделили 10% всего госбюджета (это втрое больше оборонительного заказа воюющей страны!) благодаря нехитрой истории о мультипликаторе. Несколько лояльных к BRDO экспертов (именно из этой грантовой организации и взяли Кубракова) в начале президентства Зеленского тиражировали мнение, что гривня, вложенная в строительство дорог, родит пять новых гривен в экономике Украины. Через год «Большого строительства», частично воплощенного даже за деньги «ковидного» фонда, Нацбанк сказал, что мультипликатор вообще-то меньше единицы из-за вывоза средств из Украины в цене импортного битума. Но тот отчет вряд ли показали президенту с достаточным объяснением. Следовательно, скорее всего, у нас даже ковид уже в этом году победят окончательно для дальнейшего увеличения смет инфраструктурных проектов.
В-третьих, на защиту коммерческой тайны разбухших потоков будут брошены все доступные «ширмы-витрины». В Укравтодоре придумали такую двухходовку. Сначала законом решили заменить советскую систему смет «европейскими» правилами торговли. Это когда тендер выигрывает тот, кто предложил дешевле всех выполнить ремонт, и в целом неважно, почем у него асфальт и какие зарплаты работников. Эта формула работает в идеальном мире, а не в условиях искаженной украинской конкуренции. Поэтому для легитимизации этой новеллы ЕБРР и Укравтодор создали «антикоррупционный проект». Какие-то представители некоммерческой организации «Базельский институт управления» из известной своими коммерческими тайнами Швейцарии вместе с юристами «Саенко Харенко» из известной своей толерантностью к коррупции Украины когда-то разработают изменения закупочных практик Укравтодора. Тогда на все вопросы по закупочным ценам ответ будет один: «Европейские партнеры акцептировали эту дорожную карту, Верховная Рада приняла соответствующие законы, а на публикацию цены асфальта не дает согласия коммерческий подрядчик, выбранный согласно закону Украины». А украинским налогоплательщикам придется оплачивать это праздник двойной маржи.
В-четвертых, все будет только для своих. Зеленский тряс руку и Эрдогану, и Алиеву, и Ярославскому. Но Турция получила лишь незначительный приварок к «онуровским» подрядам, «Азвирту» дали жалкие объедки, «Блэк си консорциуму» — вообще ничего. Все в картель, все в офис президента. Теперь уже в масштабах всего инфраструктурного министерства.
Больше статей Юрия Николова читайте по ссылке.