Сначала
было слово
Очередной парламентский кризис в Украине, связанный с разным видением итога конституционного процесса, можно было спрогнозировать и раньше, если бы наши политики откровенно говорили то, что они хотят на самом деле.
Однако поскольку украинские политики, как все начинающие, принимают словоблудливое мудрствование за политическую мудрость, то их всегда приходилось комментировать, пытаться расставить точки над «i». И только на прошлой неделе оппоненты наконец развеяли словесный дым и заговорили, что называется, шершавым языком плаката. И многое стало ясно. И страшновато...
Первым начал Президент Леонид Кучма, когда в докладе заявил, что новая Конституция Украины - это поле борьбы за независимую страну и всю определяющую политику в государстве должен вырабатывать его глава, а все остальные - ее выполнять. И именно такие роли, по словам господина Кучмы, должна закрепить новая Конституция. Его сторонники взликовали. Мне довелось услышать и такое: мол, ну, теперь - в бой, это классическое «правое» выступление. Президент добавил, собрав у себя депутатов-сторонников (в основном совмещающих депутатство с работой в исполнительных органах власти): мол, я вам проголосую, как кому хочется! Сколачивайте большинство и принимайте нужный вариант, или же министерские кресла займут другие.
Но ответили первыми именно левые. Лидер фракции «Коммунисты Украины» Петр Симоненко предъявил власти ультиматум: либо парламент рассматривает вопрос о лишении мандатов тех депутатов, кто совмещает парламентскую работу с должностями в исполнительной власти, либо левые устраняются от рассмотрения в Верховном Совете любых вопросов повестки дня. Мотивировка была знакомой: власть исполнителей оказалась неспособной вывести страну из кризиса, не выполнила ни одну из поставленных задач, зато начала «глубокое проникновение в законодательную власть с целью подчинить ее себе, дискредитировать работу» и т.д.
А во вторник 9 апреля коммунисты и иже с ними, как это ни удивительно, так и сделали - отказались регистрироваться. Все тот же товарищ Симоненко, напомнив об обещании, только обогатил мотивировку. По его словам, часть депутатов-чиновников, получая зарплату в Верховном Совете, исполняют правительственные функции «на общественных началах», и результат - налицо: задолженность по зарплате, не разработаны механизмы социальной защиты, безответственность, удовлетворение личных амбиций и интересов за счет госказны.
Спасти парламент от кризисного стопора не смогли увещевания председателя Комиссии парламента по вопросам депутатской этики Петра Шейко, который напомнил, что президиум Верховного Совета и члены его комиссии совместно решили в таком щекотливом вопросе действовать строго по закону. То есть, если уже лишать мандатов, то не только депутатов, работающих в структурах исполнительной власти, а всех, кто совмещает депутатство с коммерцией, хозяйственной деятельностью и т.д. И получает, следовательно, серьезный «довесок» к депутатскому жалованию. Таких «шустрых» набралось столько, что впору было назначать новые парламентские выборы, и вожди решили «повременить». А левые пошли с последней козырной карты.
Не помог и ставленник левых замспикера Александр Ткаченко, который решил поставить в повестку дня вопрос о совместителях. Вновь не было кворума. Вполне возможно, что «ответку» теперь запустили правые, сторонники Президента.
Зомби откапывают топоры
Своеобразным сигналом к ответным действиям правых послужило выступление лидера Руха Вячеслава Чорновила. Он тоже говорил откровенно. Заявив собравшимся, что в парламенте наконец начало формироваться «разумное трезвое большинство», готовое согласовать с Президентом текст новой Конституции, пан Чорновил твердо пообещал: конституционный процесс продолжится. Но теперь уже не в стенах парламента, а на всеукраинском референдуме, по воле Президента.
А о левых было сказано: «Левые - против Конституции, левые - против Украинской державы. Они пошли ва-банк и хотят затормозить конституционный процесс». Поэтому пан Чорновил и призвал всех поддержать общественную кампанию за запрещение деятельности КПУ. «Это будет не запрет коммунистической идеологии. Это будет запрещение деятельности враждебной самому украинскому государству организации», - резюмировал он.
И что особенно поражало в этой, мягко говоря, дискуссии, так это полное игнорирование окончательного ее итога. Оппонентов ничуть не взволновало то, что парламент вновь оказался недееспособным даже тогда, когда в тот день он мог выполнить столь желаемую всеми депутатами контролирующую функцию и «поучить работать» министров, которые в режиме «дня правительства» докладывали о ликвидации задолженности по зарплате, о состоянии готовности к весенне-полевым работам... Не было кворума, а следовательно, невозможно было и принять какое-либо очередное «должностное» решение.
Оппоненты напоминали политических зомби, самозапрограммированных или руководимых только установками своих «центров», не так уж и важно - каких. «Солдаты партий» действовали только на поражение друг друга, а поскольку после взаимных оскорблений никто не пошел стреляться в знак протеста, то все остались при своих мнениях. Левые - о «продажности антинародного режима», правые - о том, что «независимому государству нужна Конституция». Забыли они и о том, что правящий режим действительно должен быть неподкупным в отстаивании прав народа, и о том, что независимость государства лучше всего закрепить в Конституции, а еще лучше - утвердить делами...
Какое может получиться «дело»
А дело может быть весьма и весьма плачевным по ряду причин. Хотя бы уже потому, что из-за неуступчивости противников может не состояться обсуждение в первом чтении проекта новой Конституции, запланированное на 17 апреля. Все может получиться, как в садистском анекдоте о безногом мальчике, попросившем шоколадку, которому ответили: «Нету ножек - нету и шоколадки».
При постоянном отсутствии в зале нескольких десятков депутатов собрать кворум в 278 голосов будет просто невозможно. А следовательно, не удастся и принять новую Конституцию даже простым большинством (209 голосов). Не помогут даже шесть новых депутатов, которые только поднимут общую планку необходимых голосов, если их полномочия будут признаны, но не изменят политическую палитру депутатского корпуса.
В этой ситуации Президенту единолично придется идти на всеукраинский референдум об утверждении новой Конституции. А это будет, во-первых, нарушением Конституционного договора, предусматривающего согласование документа с парламентом. Во-вторых, никто не знает точно, что делать с новой Конституцией, если она будет, к примеру, принята большинством украинских избирателей в целом по стране, но не принята в таких регионах, как Донбасс или Крым. А если из-за сопротивления левых, либо из-за пассивности избирателей референдум не состоится в половине областей или вообще провалится? Социологи и политологи, общаясь с народом, прогнозируют такие варианты откровенно. В Украине нет и той ситуации, что в России в 1993 году, когда президент Борис Ельцин, разогнав парламент, сам своими указами назначал и выборы в новую Госдуму, и дату референдума, и нужные для утверждения проценты голосов избирателей. У нас пока есть парламент...
Плохо дело может быть еще и потому, что разработчики президентского проекта Конституции, похоже, не надеялись на столь упорное, но бесплодное сопротивление парламента, а действовали в интересах Президента по принципу «попросим по максимуму, а получим удобоваримое желаемое».
Подготовленный проект новой Конституции, по словам спикера Александра Мороза, действительно вызвал замечания практически у всех, кто с ним детально ознакомился. И в плане разделения функций властей путем создания уравновешивающего механизма противовесов и сдерживаний. И в плане гарантий прав и свобод граждан, о которых все так рьяно пекутся. И в плане функционирования местного самоуправления. И во многом другом есть множество вопросов.
В итоге же, если парламент будет распущен или самоустранится от работы над проектом, то Украина в случае успешного референдума получит именно президентский вариант Конституции. Депутаты много говорили об этом, но так до конца и не осознали того, что наилучший путь усовершенствования нового Основного Закона - это депутатское горнило обсуждения, отсечения «излишков» и исправления «перегибов» с разных сторон.
* * *
Хотели или не хотели, но политически зацикленные на своих «амплуа» депутаты отобрали сами у себя главную парламентскую функцию - учредительную, главное право и обязанность - принять новую Конституцию обновленной страны. Не авторитарной, а демократической.
В пылу выяснения отношений «не заметили» еще одно обстоятельство. Парламентский кризис случился тогда, когда три главных руководителя страны были далеко от ее кормила. 9 апреля Леонид Кучма находился во Вьетнаме, премьер-министр Евгений Марчук - на «чернобыльской» конференции в Вене, а спикер парламента Александр Мороз - в реанимации. Кто в случае любых экстремальных ситуаций должен был брать на себя всю полноту ответственности за судьбу государства, украинские законы четко не указывают. Это ли не свидетельство недопустимой уязвимости существующего сегодня в Украине политического режима! Когда власть валяется, что называется, бесхозной, ее может подхватить кто угодно. В 1917 году в России, к примеру, это были большевики, и после этого с властью так не шутят ни в одной стране мира. Если хотят, конечно, чтобы режим считали политически стабильным и предсказуемым. А именно это, кстати, считается одним из главных условий поступлений в Украину иностранных инвестиций и кредитов. Или нам они уже не нужны?
...Слышал я, правда, и другую точку зрения на происходящее. Водитель-частник, который подвез меня к парламенту, сказал общедоступно: «Их там много - дармоедов...» А ему тоже, видимо, предложат поучаствовать в референдуме и определиться. И если его «определения» устраивают нашу власть как глас народа, то тогда действительно - все хорошо.