В четверг случилось долгожданное: Виктор Ющенко внес в парламент в качестве неотложного законопроект о госзакупках. К вечеру текст появился на сайте Верховной Рады. На брифинге первый заместитель главы секретариата А.Шлапак оценил документ как «радикально отличающийся» от действующего закона.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, его цель — «приведение системы госзакупок в соответствие с международными стандартами». Его новации «уменьшат затраты заказчиков и участников торгов», «лишат Тендерную палату Украины полномочий, не свойственных общественным организациям, «упростят» процессы госзакупок и т.д.
Обстоятельная оценка законопроекта требует времени, но даже первое знакомство вызывает жестокое разочарование. Все гарантии благополучия «консультантов»-посредников, живущих за счет ненужных, но обязательных услуг для предпринимателей, остаются в силе. К частным веб-порталам добавляются «государственные» информационные системы, но, похоже, определять их соответствие требованиям закона будет ТПУ. Состав обязательных печатных изданий не меняется. Тот же бюллетень ТПУ и «специализированное издание», которое до недавнего времени контролировалось ООО «Европейское консалтинговое агентство» (ЕКА).
Для участников торгов становится необязательным присутствие в тематическом каталоге. Но это только «как бы». Ничто не помешает «консультантам» включить это требование в тендерную документацию. Тем более что в проекте исчезла норма, что документацию готовят заказчики торгов. Хорошенькое соответствие международным стандартам…
Как и бывшим и нынешним депутатам от СПУ, БЮТ, КПУ и ПР, президенту понравилась идея создания специального банка, который будет выдавать тендерное обеспечение и обеспечение выполнения закупочного договора. Он даже предложил, чтобы победитель торгов замораживал на его счетах не 5—15%, а треть стоимости закупки до завершения выполнения договора. Выиграл тендер в миллион — изыми из оборота 300 тысяч…
Межведомственную комиссию по вопросам госзакупок, кстати, предлагается ликвидировать. Но если новый порядок рассмотрения жалоб понятен (все — в суд, а не в комиссию), то с выдачей разрешений на проведение наиболее коррупционно опасных закупок (например, у одного исполнителя) — неразбериха. Заказчик как бы может самостоятельно принимать решение, озаботившись «обоснованием». Однако у ТПУ появилось новое право — «делать выводы» о возможности поставки товаров, услуг и работ…
Вопреки заявлениям президентского секретариата, палата сохраняет и даже развивает свои «несвойственные полномочия». Все то же право «предоставлять выводы по вопросам госзакупок» (благодаря ему портал ЕКА стал единственным и неповторимым в 2006 году), приостанавливать закупки путем простой отсылки копии искового заявления, получать весь объем тендерной информации в суперкороткие сроки, не говоря уже о ведении бюллетеня, каталога и т.п. изданий. В случае блокирования закупки из-за судебного разбирательства ТПУ может прийти на помощь заказчику, если предоставит суду «вывод» об отсутствии нарушений. Вдобавок к полномочиям исполнительной власти палата получит полномочия судебной?
Похоже, что центральные органы исполнительной власти окончательно превратятся в статистов. Ни один из них не получает сколько-нибудь значимых прав. Ведь даже Министерство экономики сможет утверждать разнообразные формы (объявлений о закупках и их результатах и т.п.) лишь при наличии соответствующих выводов палаты. Которая, к тому же, копией своего иска сможет приостанавливать действие даже актов Кабмина…
Желающие обнаружат еще целый ряд «чудных открытий» в президентском законопроекте. Но закончить хочется хорошим. Президент предлагает снизить обязательное количество участников торгов, повысить закупочный порог и вывести предприятия органов власти из состава «связанных лиц». То есть разблокировать участие в торгах тем же коммунальным предприятиям. Впрочем, этот новогодний подарок вряд ли поспособствует постпраздничному отрезвлению…
В Ассоциации городов Украины и общин уже успели ознакомиться с президентским законопроектом о закупках и очень разочаровались в нем. Предлагаем вниманию читателей комментарий АГУ, предоставленный газете.
— Законопроект намного хуже того, который был предложен правительством Януковича и проголосован 17 июля. По крайней мере, там из системы закупок абсолютно логически выводились предприятия с долей государственной собственности, осуществляющие полноценную коммерческую деятельность и не нуждающиеся в применении процедур закупок, принятых в публичной сфере.
В законопроекте, представленном президентом, доминирующее положение в системе закупок остается за псевдообщественной организацией — Тендерной палатой. Более того, ее роль усиливается. Так, статьей 8 предусматривается, что факт информирования участников о проведении процедуры закупок определяется датой опубликования объявления в информационном бюллетене, который издает Тендерная палата Украины. А государственные органы вообще устраняются от одного из главнейших элементов процедуры — информирования.
Остаются те же проблемы с размещением информации в информационных сетях. Но «знаменитое» ЕКА (Европейское консалтинговое агентство) еще более легитимизируется. Таким образом, коммерциализация закупок полностью оформлена юридически.