Виктор Пинзеник: «Что оставляет после себя правительство Януковича»

Поделиться
Правительство Януковича упрямо не хочет и, пожалуй, уже никогда не сможет изменить способ управления экономикой и государственными финансами в пользу государства и ее граждан...

Правительство Януковича упрямо не хочет и, пожалуй, уже никогда не сможет изменить способ управления экономикой и государственными финансами в пользу государства и ее граждан. Если первое время правления этого правительства экономика еще работала — по инерции, в результате взвешенных решений двух предыдущих правительств, то сейчас ресурс позитива иссяк. Без преувеличения: темпы экономики неустанно замедляются, закрепляются негативные тенденции, сводится на нет рост доходов граждан. Таким был лейтмотив пресс-конференции известного экономиста и члена правительства со стажем, министра финансов правительства Тимошенко Виктора Пинзеника. Сам Виктор Михайлович объяснил причину своего публичного выступления прямо по Л.Толстому: «Не могу молчать».

«Как гражданин и экономист, — подчеркнул Пинзеник, — я не могу молча наблюдать, как насмехаются над страной и ее людьми, прикрывая неправдой в стиле советской агитации «выполняем и перевыполняем» свой непрофессионализм и коррумпированность». Собственно, пресс-конференция называлась «Что оставляет после себя правительство Януковича». И первое, что вытекало из этого тяжкое наследие, — постоянная ложь власти, возведенная в статус «лжи в законе».

«Приведу один пример, как ложь проводят через закон, — пообещал Виктор Пинзеник. — Через закон о государственном бюджете, представленный нынешним правительством и принятый нынешней властью. В начале текста записано, что дефицит бюджета — 15,7 млрд. грн. Вы перелистаете несколько десятков страниц и в том же законе о госбюджете найдете другую, значительно большую цифру дефицита бюджета —
19,1 млрд. грн. Как можно такое делать в принципе и в главном финансовом документе страны в частности?»

Впрочем, эта небольшая разница в три миллиарда — невинные цветочки на фоне другого наследия ныне действующего правительства.

«То, что оставляет стране после себя правительство Януковича, вновь надо будет, как в начале 2005-го, когда нам оставили недостачу бюджета в 33 миллиарда и коррумпированную экономику, тяжкими усилиями исправлять», — утверждает Виктор Пинзеник. Существует как минимум пять принципиальных причин, из-за которых жизнь и здоровье отечественной экономики несовместимы с правительством Януковича.

Во-первых, существующий уникальный феномен: декларированный нынешней властью рост экономики оборачивается снижением социальных стандартов жизни. Для чего же тогда растет экономика, если это не улучшает благосостояние граждан? За семь месяцев 2007 года ВВП вырос почти на 8%, а минимальная заработная плата и минимальная пенсия реально уменьшились на 4%. Простой расчет: минимальная пенсия увеличена этим правительством в законе о бюджете на 12%, а текущая инфляция в этом году составляет 13,5%. Нужно еще добавить 3% инфляции, которые правительство «забыло» учесть при составлении бюджета (в 2006 году вместо прогнозируемых 8,7% она достигла почти 12%).

Таким образом, вследствие снижения минимальной зарплаты у людей отобрали как минимум по 650 грн., вследствие снижения минимальной пенсии — почти по 500 грн. У правительства не было средств на социалку? Были. Потому что в Государственном бюджете Украины в этом году расходы в среднем увеличены почти на 40%, что, очевидно, намного больше 15% повышения минимальной зарплаты и 12% — минимальной пенсии.

Во-вторых, правительство Януковича скромно, но упрямо замалчивает четкую тенденцию — с начала 2007 года падают темпы роста ВВП. Это при том, что до прихода нынешнего правительства экономика имела очень хорошую динамику, заложенную двумя предыдущими правительствами. По инерции эта динамика сохранялась некоторое время. Но результатом деятельности команды Януковича стало ежемесячное падение темпов роста — с 9,3 до 7,7%. Подобная тенденция наблюдается и относительно темпов роста промышленного производства.

В-третьих, непрофессиональными и вредными для Украины являются решения правительства по наращиванию государственного долга. Правительство Тимошенко в свое время ввело политику уменьшения долговой зависимости государства. Тогда долг удалось сократить на 11,2 млрд. грн. Сейчас тенденция прямо противоположная: долги государства постоянно растут (на сегодняшний день — на 4,1 млрд. грн.). А на каких основаниях? Деньги одалживают, когда не хватает средств, но на счетах правительства по состоянию на 1 августа 2007 года было 27 млрд. грн. То есть средств достаточно для финансирования расходов бюджета, не влезая в карманы людей, за счет которых выплачиваются проценты по обслуживанию долга. Такое безосновательное увеличение государственного долга будет стоить каждому работающему в Украине около 200 грн. А наращивание внешнего долга правительством за время его деятельности (на 3, 3 млрд. грн.) является еще и одной из причин роста внутренних цен, поскольку внешние заимствования в твердой валюте переводятся через Национальный банк в национальную денежную единицу. В оборот вбрасываются дополнительные гривни.

В-четвертых, при нынешнем правительстве социалка исчезла из приоритетов бюджета. Анализ направления государственных денежных потоков свидетельствует, что реальным приоритетом нынешней власти являются бизнес-интересы приближенных к ней структур. Яркий пример подобного обслуживания кошельков избранных — диспропорции в возмещении НДС предприятиям Украины. Возмещение из бюджета по регионам должно учитывать долю в экспорте предприятий региона или области. Но при нынешнем правительстве предоставляются нескрываемые преференции отдельным структурам.

После прихода к власти правительства Януковича доля в экспорте Донецкой области составляет 22%, а возмещение НДС из бюджета достигает 30%. Доля киевских предприятий в экспорте равна 11%, а возмещение НДС — 23%.

Есть и обратные примеры: в Днепропетровской области доля в экспорте составляет 20%, а предприятия получают только 10% возмещения НДС. Доля в экспорте Запорожской области — свыше 8%, возмещение НДС — 5%. Подобная тенденция наблюдается и в Полтавской области. «Сверхурочные» средства идут не на развитие регионов, а исключительно в карман определенных бизнес-кругов, близких к тем, кто «решает вопрос» возмещения НДС.

И в-пятых, опасным наследием этого правительства является высокая инфляция и неспособность справляться с ее последствиями. В июле 2007-го рост цен был наибольшим за последние десять лет. Еще во времена правительства Януковича образца 2004 года инфляция составляла 12,3%. Следующим правительствам удалось существенным образом уменьшить темпы инфляции, тем не менее уже сегодня мы имеем годовую инфляцию на уровне 13,5%, что вдвое превышает запланированную правительством.

Накопив такое неблагоприятное наследие, правительство Януковича не смогло решить ни одной реально существующей в Украине проблемы. Но год при власти — вполне достаточный срок, чтобы хотя бы попытаться сделать что-то полезное. Почему для достижения положительного результата правительству Тимошенко хватило семи месяцев, а нынешнему правительству — не хватит и ста лет (не приведи Господи)?

Дело здесь не только в профессионализме и желании работать, дело в тех приоритетах, с которых начинался разговор о «наследстве Януковича». Правительство Юлии Тимошенко в свое время не побоялось ярлыка популизма и определило приоритетом экономической политики (еще тогда, в 2005-м) повышение социальных стандартов. Цифры иногда красноречивее слов: при правлении Тимошенко реальные доходы населения возросли на 25,8%; были погашены все задолженности шахтерам, накопленные за десять лет; в 12 раз увеличилась помощь при рождении ребенка; в 3—4,5 раза — помощь детям-инвалидам; на 40% увеличилась минимальная зарплата; в три раза — денежное обеспечение военных срочной службы.

Откуда такой «золотой дождь»? Да из той же экономики. Просто с ней надо уметь себя вести — тогда за счет перекрытия коррумпированных и теневых схем можно, как доказала Тимошенко и ее правительство, увеличить доходы госбюджета на 63%. И пенсии, и зарплаты можно (и нужно) повышать не ради избирательных потребностей, а потому, что такое повышение — первая и самая главная задача нормальной власти...

Чтобы сравнить два принципиально разных подхода к руководству экономикой, продемонстрированные двумя принципиально разными правительствами — Тимошенко и Януковича, достаточно вспомнить непрестанный рост цен образца 2007-го, повышение цен на все и вся. Если при правительстве Тимошенко оппоненты говорили о кризисах, то нынешние цены на мясо, хлеб, бензин — вместе с неспособностью правительства Януковича с ними справиться — можно смело назвать катастрофой.

Сложившуюся ситуацию Виктор Пинзеник кратко охарактеризовал следующим образом: «Сегодня у нас падение социальных стандартов жизни, торможение экономики, наращивание государственного долга, использование государственных средств в интересах приближенного бизнеса, высокая инфляция. Этих причин более чем достаточно, чтобы Украина раз и навсегда избавилась от нынешнего непрофессионального и антигосударственного правительства и не допустила подобного в будущем. Прошлое должно наконец сойти с экономической и политической арены страны».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме