Увы, и в нынешнем году украинское правительство так и не смогло выгодно отличиться - бюджетный закон все-таки будет приниматься под занавес календарного года. То есть, как принято - под новогоднюю елочку.
А ведь как все оптимистично начиналось. Проект госбюджета, хотя и слишком сырой и со многими внутренними нестыковками, все же был подан Кабмином в Верховную Раду вовремя - еще 15 сентября с.г. и через неделю, 22 сентября, принят к рассмотрению законодателями. Обещание властей рассмотреть законопроект в первом чтении уже через месяц, а к 22 ноября - принять его в целом, сначала даже выполнялось. И хотя первое парламентское чтение главной сметы страны во многом смахивало на профанацию реального обсуждения, зачетную галочку власть все же смогла себе поставить.
Пристальнейшее внимание к перипетиям бюджетного процесса-2012 в Украине вовсе не случайно. Учитывая тот факт, что через бюджет и внебюджетные фонды перераспределяется свыше 40% отечественного ВВП, вывод о значимости этого мероприятия для украинской экономики не нуждается в дополнительных комментариях.
Конечно, последний показатель требует значительной корректировки с оглядкой на то, какая гигантская часть украинской экономики находится в тени (по некоторым оценкам, около половины). И все же даже базарный торговец или собственник продуктовой лавки где-нибудь в Урюпинске, скорее всего, уже давно и хорошо осознал, как объемы его продаж коррелируют с цикличностью бюджетных выплат по зарплатам, пенсиям, социальным пособиям и т.д.
В этой связи нормальное планирование расходов казны, как и прогнозируемый и, главное, прозрачный процесс распределения бюджетных средств - предмет вожделения и для его основных распорядителей, и для рядовых налогоплательщиков (предпринимателей и простых граждан, ну никак не желающих добровольно делиться кровными с государством, потом эти кровные столь нерационально тратящим).
Для миллионов украинцев новости о грядущем повышении/неповышении бюджетных зарплат или пенсий - это шанс или отказ от надежды наконец-то начать сводить концы с концами. А для наиболее шустрых во власти и бизнесе ратификация цифр, скромно припрятанных в своде бюджетных статей, - это возможность в одночасье озолотиться или стать на круглую сумму богаче.
Увы, надежды быть с бюджетом до зимы в нынешнем году не оправдались. Хилые признаки нормализации бюджетного процесса были в очередной раз поломаны и нарушены, так как серьезнейшую смуту в головах украинских топ-чиновников посеяли заманчивые намеки с российской стороны о возможных новых скидках в цене «голубого топлива». Заманчивые настолько, что украинский премьер (и не только он) несколько раз анонсировал скорое достижение конкретных договоренностей о пересмотре газовых соглашений. А принятие бюджета было напрямую увязано именно с фактом их подписания. Увы, все еще не срослось.
«Ах, обмануть меня несложно - я сам обманываться рад!» - навязчиво крутится в голове при упоминании этого обстоятельства. Ну неужели российские власти при каденции Путина и его временного сменщика хоть раз дали серьезный повод для столь оптимистичных ожиданий, не потребовав чего-нибудь еще большего взамен?
Хотя бюджет и пересчитывается вроде бы по новой цене, чиновники все еще продолжают тешить себя надеждами на успешный исход переговоров в Москве (в середине недели замминистра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха сообщил, что переговоры по газу должны закончиться успешно, и его цена для Украины будет около 224 долл. за тысячу кубометров). Однако подобная «успешность» по цене - мало кто сомневается - будет сопровождаться настолько серьезной сдачей национальных интересов, что Украина и ее ныне живущие и грядущие поколения граждан все равно окажутся у разбитого корыта, переплатив впоследствии как минимум в десятикратном размере.
Конечно, российский газ - ресурс для Украины стратегический. И, к слову, уплаченная «Нафтогазом» за его поставки за десять месяцев 2011-го сумма - около 10 млрд. долл. - чуть ли не в полтора раза больше отрицательного сальдо по текущему счету за тот же период (7 млрд. долл.).
Премьер-министр обещает, что и цену 416 долл. за тысячу кубометров, которая сейчас вроде является базовой при бюджетных расчетах, украинская экономика выдержит. Ну что же, при ее размерах в 1,25 трлн. грн. (прогнозный номинальный объем отечественного ВВП по итогам нынешнего года - около 156 млрд. долл. в эквиваленте по нынешнему курсу) те 6- 6,5 млрд. долл., в которые упирается вопрос 200-долларовой скидки, вряд ли являются смертельными для тех персон, которые сегодня отечественную экономику олицетворяют.
Ведь когда чиновники упоминают о таких отечественных отраслях, как металлургия и машиностроение, химпром, нефтепереработка и энергогенерация, то почему-то чаще всего делают это обезличенно. А ведь конкретных лиц, контролирующих эти ключевые стратегические сферы национальной экономики, можно запросто перечислить по пальцам.
Скорее речь идет об угрозах для бюджета и курсовой стабильности. Без повышения тарифов на газ для населения правительство вряд ли вложится в тот уровень бюджетных дотаций, которые пришлось сжигать в «Нафтогазе». И уж потраченных за последние 12 месяцев на его рекапитализацию 12 млрд. грн. в следующем году (как это закладывается в проекте госбюджета) при сохранении уровня цен выше 400 долл. вряд ли будет достаточно.
Украинская экономика, несмотря на очевидные признаки ухудшения ситуации в металлургии, пока демонстрирует удивительно бодрую динамику. Главная причина - рекордный урожай (рост производства в сельском хозяйстве измеряется двухразрядными числами), рассчитывать на повторение которого в следующем году все-таки слишком самонадеянно. Запасы прочности и инерции в аграрной отрасли, увы, очень ограничены, даже если дерибан земли в стране уже в следующем году пойдет полным ходом.
В отношении роста ВВП на следующий год новый бюджетный прогноз уже озвучен (снижен с первоначальных 5,5% до 3,9% роста). Такой прогноз, в общем-то, можно было бы считать даже консенсусным (хотя многие эксперты сомневаются в его обоснованности), не будь оговорки - если взрывоопасный долговой кризис в Европе не выйдет из-под контроля. Увы, угроза такого сценария очень реальна. Как на днях в очередной раз предостерегла нынешний глава МВФ Кристин Лагард, мир в ближайшее время может погрузиться в эпоху, подобную той, что была в 1930-х годах, в годы Великой депрессии, если страны не урегулируют свои разногласия и не начнут работать вместе, чтобы преодолеть долговой кризис. Как показал последний саммит ЕС, урегулировать разногласия периодически получается, а вот с «начать работать» дело обстоит значительно хуже.
Кстати, об МВФ. «Увы» и здесь: поскольку московским пряником украинский топ-менеджмент был завлечен весьма «своевременно», он оказался у разбитого корыта и в переговорах с фондом о возобновлении его финансирования в рамках подписанной летом прошлого года программы stand-by на 16 млрд. долл. (по ней было возможно выделение еще около 11 млрд. долл.). Ведь очевидно, что без газового «козыря» в рукаве (оказавшегося на поверку дулей в чужом кармане) официальный Киев был бы намного более сговорчив в переговорах с миссионерами из Вашингтона в вопросе, увы, необходимого повышения тарифов на газ для населения. Другое дело, что и конформизм со стороны Вашингтона к тому времени уже тоже значительно понизился. Увы, в перечне приоритетов фонда Украина сейчас не числится. Так что вовсе, как говорится, «не факт», что самого по себе повышения газовых тарифов, даже если бы оное и состоялось, хватило бы для возобновления МВФ-ских траншей.
Между тем положительный вердикт МВФ пришелся бы сейчас очень кстати для решения долговых проблем как правительства, так и страны в целом (и речь здесь далеко не в первую очередь о самих траншах). Доверие иностранных инвесторов, для которых МВФ числится главным смотрящим за ситуацией в стране и обоснованностью реализуемой ею макроэкономической, фискальной и долговой политики, в нынешних условиях без одобрительного вердикта фонда получить нереально.
Зато очень реально найти другие, просто таки гигантские источники наполнения бюджета или оптимизации его расходов. Однако оные, увы, практически всегда оставались для большинства правительств табу.
Вот металлурги жалуются на ухудшение мировой конъюнктуры. Но как вам любопытная
информация, которая была озвучена со ссылкой на исследования аудиторской компании Ernst&Young, оценившей ежегодные потери в результате уклонения от уплаты налогов в металлургическом комплексе в 40-45 млрд. грн. (эквивалент 5-5,6 млрд. долл.). Оптимизированные за счет всевозможных посреднических схем миллиарды оседают на счетах офшорных посредников, лишь в мизерной доле возвращаясь в виде иностранных инвестиций кипрского и другого происхождения с режимами льготного налогообложения.
Посредники сегодня оккупировали и сферу госзакупок. И многочисленные сообщения о грандиозных или просто наглых нарушениях в этой сфере хоть выставляй на конкурс: «Чем вы еще сможете нас удивить?».
В этой связи опубликованные на днях данные исследования Мирового финансового сообщества (GFI - вашингтонская исследовательская и правозащитная организация), что за последние десять лет из Украины было незаконно выведено 95,8 млрд. долл., все же выглядят сильно заниженными, хотя и сопоставимы с размерами украинского ВВП (около 150 млрд. долл.) и размерами коммерческого и государственного долга сообща (123 млрд. долл. на 1 июля 2011 года).
Такой вот печальный десятилетний итог. Как и промежуточный в нынешнем декабре - нет пока ни траншей, ни доступа на внешние рынки, ни новой цены на газ, ни бюджета.