Отреагировать на очередной всплеск политической нервозности по поводу возможности проведения досрочных парламентских выборов вынудил лишь один факт: в Конституционном суде статус «неотложного» получило обращение президента с требованием растолковать 83-ю статью Конституции, в которой речь идет о формировании парламентской коалицией Кабинета министров и предложении ею президенту кандидата в премьеры. Само по себе обращение не ново. По словам зампреда СП Марины Ставнийчук, президент его отправил в КС еще 13 февраля. Любопытен факт присвоения делу статуса «неотложного». Устное обсуждение в Конституционном суде состоялось в минувший вторник, а следующее заседание назначено на вторник будущий. Президент форсирует события и надеется, что при слиянии усилий судейских квот — своей и Партии регионов — сможет добиться от Конституционного суда нужного решения, суть которого должна состоять в следующем: при создании коалиции внесение предложения президенту относительно кандидатуры премьер-министра является не правом, а обязанностью коалиции.
В случае, если КС, покрыв себя бессмертной славой (ибо в Основном Законе черным по белому написано, что правительство слагает свои полномочия перед новоизбранной Верховной Радой, а не перед новосозданной парламентской коалицией), выдаст подобное решение, то президент получит основание для издания указа о роспуске парламента и проведении через 60 дней досрочных выборов. Ибо новая коалиция, о создании которой Владимир Литвин в качестве председателя Рады объявил 9 декабря 2008 г., не предложила кандидатуры на пост премьер-министра, которую впоследствии президент должен был внести на утверждение парламента. Ввиду отсутствия этой процедуры не было сформировано в течение 60 дней правительство, а значит, президент имеет право парламент разогнать. Вице-спикер Николай Томенко уже заявил о том, что соответствующий указ президента может выйти 7 апреля с тем, чтобы 7 июня завершилась внеочередная парламентская кампания. Источники «ЗН» в СП также называли эту дату. Однако намертво привязываться к ней не стоит, ибо последний срок проведения досрочных выборов — 12 июля, последнее воскресенье перед наступлением неприкосновенности законодательного органа. Ведь, согласно Конституции, за полгода до проведения президентских выборов парламент не может быть распущен.
Нынешний законодательный орган находится в плачевном состоянии: недоукомплектованная коалиция не может обеспечить правительству и обществу принятие необходимых решений; коммунисты прислушиваются к нуждам премьера избирательно и лишь когда сами в чем-то нуждаются; «Регионы» в сессионном зале «то потухнут, то погаснут», и лишь в периоды оживления переговорного процесса между собой и Тимошенко «горят» на работе. Но есть шанс поменять шило на мыло.
Что дадут народу Украины третьи за три года парламентские выборы? Новую Конституцию? Никакой уверенности в этом нет, ибо необходимого для этого расклада сил не предвидеться, а для реализации президентской идеи с референдумом не худо было бы для начала новый Закон «О референдуме» принять. Ротацию политэлиты? Ага, пусть попробуют восходящие звезды защитить свой результат без представителей в комиссиях и подготовленной и чрезвычайно дорогостоящей армии наблюдателей. Реальную антикризисную программу? Как раз накануне президентских выборов новое правительство пойдет на непопулярные шаги. Щас… Эффективную коалицию? Откуда, если лидер оппозиции заявляет о том, что «единственный рецепт от кризиса — это смена власти». Ну, и?
Избирательная кампания стабилизирует ситуацию в стране? Вселит желание кредиторам сотрудничать с Украиной? Поможет принять необходимые системные изменения в бюджет? Не даст задаться вопросом — а что, сотни миллионов больше тратить некуда? Добавит контролируемости ситуации? Гривне — стабильности? Народу — света в конце туннеля? Европейцам, россиянам и японцам — больше понимания с кем иметь дело — с уходящим президентом или с без пяти минут оставленным премьером? Риторические вопросы.
Зачем же и кому нужны досрочные парламентские выборы? Задача №1: убрать Тимошенко с поста премьер-министра. Однозначно дружить против нее готовы Ющенко и Янукович — каждый по своей причине. Например, Виктор Федорович не внемлет советникам, убеждающим его, что стартовать в президенты из положения лидера оппозиции и эффективнее, и дешевле. Янукович хочет премьерства — как сатисфакции, как рычага, как ресурса. Усилия, которые сегодня прилагает лидер «Регионов» для раскачивания ситуации, — митинги; протестные решения местных советов, где у Партии регионов большинство; требования досрочных выборов парламента и президента; заявления о готовности блокировать парламентскую трибуну — шумовые эффекты, призванные в глазах общества обеспечить легитимизацию запланированного решения о роспуске. Альтернатива этому решению — союз с Тимошенко на основе принятия новой Конституции — Виктора Федоровича, и без того к идее с осторожностью относившегося, не устраивает все больше. Безусловно, вариант «конституционного» объединения в гораздо большей степени устроил бы спонсоров партии: как минимум не пришлось бы искать необходимые для кампании 300 млн. долл. Но спонсоры и фундаторы партии на сегодняшний день о Конституции с Тимошенко договориться не смогли. А значит, предложенный ими вариант альтернативы досрочным выборам не сработал. Кроме того, раскол в Партии регионов между фундаторами партии и группой Фирташа залечен, но не вылечен. Сегодня Ринат Ахметов и Борис Колесников скорее напоминают родителей сына, попавшего под влияние сильно не нравящихся им друзей — Левочкина, Бойко и Фирташа. Они как бы родители — сын от них не отказывается, — но влияния на его образ жизни и поведение они имеют гораздо меньше, чем милые сердцу товарищи. А вот родить нового и воспитать его у «родителей» быстро не получится. Вот и приходится напоминать, кому чадо всем обязано. Чадо соглашается, но тянется к тем, с кем ему интереснее и кто ему пока не напоминает об обязательствах. Поэтому и «игры», предлагаемые фирташевцами, выступающими четкой сцепкой между Януковичем и Ющенко, лидеру ПР куда «прикольнее.
От досрочных выборов Янукович ждет высокого электорального урожая (несмотря на то что рейтинг Партии регионов резко упал и, например, в Севастополе и Одессе не превышает 25%, уходить избирателю бело-голубых особенно не к кому). Лидер ПР уверен, что его политическая сила войдет в новую коалицию. Для ее создания может хватить голосов регионалов и, в случае админиресурсно-трудолюбивого выступления Виктора Балоги, — тех, кого глава СП вместе с Ющенко заведут в парламент. В резерве отряд Арсения Яценюка. Если Фирташ станет цементом между Ющенко, Януковичем и Яценюком, то этой коалиции ничего не останется, как состояться. Однако Арсению Петровичу, если он в своем уме, а не в чужом пользовании, нужно будет крепко думать над тем, что в этот момент и накануне президентских выборов капитализация его имени завершится. В такой ситуации ему сложно будет даже сыграть роль Евгения Марчука образца 1999 г., занявшего между первым и вторым туром президентских выборов пост секретаря СНБО.
Виктор Янукович убежден, как уже упоминалось, что новая коалиция вернет ему пост премьер-министра. Нет уверенности в том, что он хорошо обдумал рейтинговые потери, которые сможет понести, возглавляя исполнительную власть в переживающей кризис стране. Но лидер ПР хочет провести серию матчей-реваншей — не только вернуть себе пост премьера, но и, воссоздав иерархическую ситуацию 2004 года, путем всенародных выборов завоевать место на Банковой.
А еще он хочет вернуть 11 млрд. кубометров газа «РосУкрЭнерго». Без премьера Тимошенко как растаможили, так и затаможат. Как использовали, так и возместят. Впрочем, этого хочет не один Виктор Янукович.
Виктор Ющенко стремится не только к отставке Тимошенко. На досрочных выборах политическая сила премьера с падающим рейтингом будет не в состоянии показать предыдущий результат и завести в парламент более 150 депутатов. После этого шансы Тимошенко на президентство, уже сегодня не столь очевидные как полгода назад, уменьшатся еще больше. Двойное поражение может загнать Юлию Владимировну в политический маргинес, чего и добивается человек с трехпроцентным рейтингом. Но это не единственная цель Ющенко. Идея досрочных парламентских выборов — это альтернатива досиживанию безвыходно-последних месяцев правления. Это единственно возможная игра. Ибо через парламент Ющенко прокладывает себе путь: во-первых, к депутатской неприкосновенности; во-вторых, к некоему плацдарму в политике; и в-третьих, к возможному премьерству.
Возникает только один вопрос: как стать депутатом, являясь президентом? Ведь при передаче пакета необходимых документов в Центризбирком, кандидат в народные депутаты, занимающий несовместимый с депутатской деятельностью пост, обязан написать заявление о своей информированности об этом и подписаться под обещанием сделать выбор до момента принятия присяги. Ибо принять присягу народного депутата кандидат-совместитель может, лишь расставшись с предыдущей работой. И вот тут есть два пути. Путь первый имени Леонида Черновецкого, которому ЦИК в течение полугода под разными предлогами давал возможность перенести принятие присяги народного депутата. А когда мэр Киева определился, кем он хочет стать, он отказался от мандата. Пока расклад сил в ЦИК не позволяет Ющенко надеяться на подобную снисходительность — восемь членов Комиссии контролирует Тимошенко. Но одному из них — прошедшему в своем время по квоте «НУ—НС» — исполнилось 65, и Минюст уже дал свое заключение о невозможности пребывания члена ЦИК на посту в виду возрастного ограничения.
Второй путь — заявление действующего президента о досрочном уходе в отставку. Синхронизировать две кампании сложно. Поскольку на досрочные парламентские выборы отпущено 60 дней, а президентские — и это норма Конституции — 90. Коммуникатор, действующий между Януковичем и Ющенко, подталкивает Виктора Андреевича к этому шагу, мотивируя тем, что если президент заявит о готовности уйти в отставку, не досидев нескольких месяцев до окончания своего срока, то он не много потеряет, а вот Тимошенко не сможет сопротивляться условию досрочной президентской отставки — досрочным парламентским выборам. «Вот так мы от нее избавимся, а потом вообще забудем». О том, какое решение Виктор Андреевич принял сегодня, пожалуй, еще никто не знает. Но одно он знает точно: переехать с Банковой в Безрадичи, не имея депутатского мандата, ни он, ни глава его секретариата, не хотят.
Некоторые представители из окружения президента искренне уверяли меня, что не только Ющенко и Янукович, но и Тимошенко с Литвином, готовы сыграть в досрочные выборы. Пока есть ресурсы, пока есть рейтинги, пока есть неброшенная впроголодь армия членов избирательных комиссий и партийных наблюдателей, можно попробовать перезагрузить систему. Все понимают, что нынешний парламент до 2012 г. не доживет. Все понимают, что будущий президент на волне народной поддержки имеет больше шансов, чем нынешний, инициировать перевыборы Рады. Все понимают, что он попробует это сделать, дабы иметь возможность сформировать лояльное к себе правительство и осуществлять свою политику в парламенте. И все старые лидеры понимают, что на парламентских выборах 2010 г. результат каждого из них будет существенно меньше, нежели на летних выборах-2009. Логика есть. Пока новые лидеры и силы не окрепли, инициаторы выборов как раз и стремятся законсервировать хотя бы на этом уровне свое присутствие в политике.
Впрочем, если досрочные выборы состоятся летом, то и в жизнеспособности новоизбранного парламента будет много сомнений. В первую очередь, в силу того, что он окажется заселенным в своем большинстве все теми же людьми, а влитая в старый организм новая кровь скорее вызовет сепсис, чем обновление. Во вторую — по причине невозможности принятия новой Конституции.
Тимошенко, у которой есть основания задуматься над проблемой рейтинга, пока что отметает сомнения в победе на президентских, и не видит для себя смысла в досрочных парламентских выборах. Есть ли у премьера возможность заблокировать реализацию президентского указа о проведении досрочных выборов? В принципе, да. Для начала ей нужно будет помириться с Андреем Портновым, который не был в восторге от действий БЮТ в Тернополе и, кажется, так и не понял, почему он для лидера блока проделывает всю самую, мягко говоря, сложную работу в судах и на переговорах в Москве, а баснословные гонорары через НАК выплачиваются юридической компании «Магистр и партнеры». Если же Портнов вернется в лоно, то у Тимошенко появится шанс, как и в сентябре прошлого года противостоять реализации президентского указа. Продержаться нужно будет 12 дней. Ибо, если за 12 дней с момента указа ЦИК не сформирует территориальные избирательные комиссии, то гимном выборов становится: «У попа была собака…» — опять указ, и все по новой. Создать сложности для работы ЦИК, по крайней мере, для кворума Комиссии, Тимошенко в состоянии. Понимая это, президент, в случае получения нужного решения Конституционного суда по 83-й статье, не станет сильно затягивать с подписанием указа о досрочных выборах, ибо 7 апреля может стать датой лишь первого из них, а зазор между 7 июня и 12 июля — днем наступления неприкосновенности действующего состава парламента — не так велик.
Кроме того, в бюджете 2009 г. деньги на досрочные выборы не предусмотрены. Для их выделения нужно внесение соответствующего законопроекта Кабмином в парламент и принятие изменений к закону о бюджете. А необходимо 226 голосов, которых пока нет. Ибо, как заверили меня не последние люди во фракциях Владимира Литвина и Петра Симоненко, никакие досрочные парламентские выборы они поддерживать не намерены.
Вопрос — как поведут себя суды? Во-первых, БЮТ не продемонстрировал обязательности в отношении чаяний тех судей, которые приняли на себя удар осенью минувшего года при попытке президента провести досрочные парламентские выборы. Во-вторых, в Конституционном суде устное рассмотрение на прошлой неделе прошло еще одно обращение президента, который попросил разъяснить имеет ли он право назначать судей на административные должности. Попросту: может ли он назначать председателей судов. Этот вопрос пока не имеет статуса неотложного, но копья по этому поводу ломаются серьезно. В случае позитивного для президента решения глава государства станет директором судебной власти. Но каким будет решение Конституционного суда, пока не знает никто. Все зависит от «Регионов» — смогут ли они договориться с Банковой о разделе квот в будущем дележе кадрового судебного пирога? Нам с вами от этого ни холодно, ни жарко. Какая разница, кто танцует судей, не получающих возможность танцевать независимо и по закону? А вот по возможностям Юлии Тимошенко это станет ощутимым ударом.
На самом деле Юлия Владимировна до сих пор не определилась с тактикой. Она не педалирует ротацию правительства, несмотря на то что, по заверениям ключевых людей в парламентской коалиции, голоса для этого еще на прошлой неделе были стянуты. Она не доверяет «Регионам», считая, что вынужденный союз на две парламентские сессии не имеет шансов удержаться. Да и по Конституции сохраняются разногласия хотя бы относительно тех же двухтуровых выборов в парламент, на которых настаивает Тимошенко. Досрочные парламентские выборы могут обернуться для лидера БЮТ выдавливанием не только из власти, но и началом устранения ее из активной политики. На выбор времени осталось немного.
У президента также цейтнот. По данным «ЗН», на этих выходных будет предпринят мозговой штурм, в результате которого сторонники парламентских выборов на самом высоком уровне попытаются сложить пазлы из разрозненных элементов стратегии. Им предстоит увязать (в который раз) сегодняшние договоренности о завтрашнем распределении постов; оценить свои шансы в Конституционном суде; определить ответственных и ресурсы для работы с потенциальными союзниками; разработать тактику борьбы в сессионном зале за новый избирательный закон; сверить взгляды на Конституцию; определиться с досрочными президентскими выборами; сопоставить админресурсные возможности; инвентаризировать методики сопротивления сопротивлению Тимошенко и т. д. И если из всей этой груды «строительных материалов» политическим архитекторам, участвующим в штурме, удастся что-то сотворить… то Ющенко и Янукович построят дом. Для себя.