Укрощение Системы

Поделиться
ак и все постсоветские демократии, Украина — страна кухонных политологов. Уединитесь с украинцем на кухне — и минут за двадцать он ознакомит вас со своим взглядом на будущее Отечества...
«Это они в 1990-м косились на голодающих студентов...» Фото: Василий Артюшенко
Как и все постсоветские демократии, Украина — страна кухонных политологов. Уединитесь с украинцем на кухне — и минут за двадцать он ознакомит вас со своим взглядом на будущее Отечества. Превалируют два взгляда: пессимистический и трагический. Трагический — ничего хорошего в этой стране не будет. Пессимистический — ничего хорошего в этой стране не будет, пока не вырастет новое поколение. То есть пока не пройдут пресловутые библейские 40 лет и не умрет последний родившийся в Советском Союзе раб.

Эта теория естественного обновления Украины через отмирание несознательного балласта так же стара, как и несостоятельна. Достаточно пару лет поработать на государственной службе, чтобы осознать: во-первых, реально правящая в Украине бюрократическая Система хоть и родилась в советские времена, не является чем-то специфически советским. А во-вторых, она вовсе не собирается отмирать естественным образом. Посмотрите в глаза нынешних молодых бюрократов нового времени — и вы увидите новое лицо старой Системы, которая успешно регенерируется в новых условиях. Точно так же, как она приспособила под себя горбачевскую гласность и перестройку, она приспосабливает под себя и демократию, и рыночную экономику в их скудной интерпретации а-ля Украина.

Независимо от политических пертурбаций, смен идеологий и идеологических окрасок Украиной правит одна и та же сила — массивный, непобедимый, монолитный и непробиваемый в своей инертности чиновничий аппарат. Подавляющее большинство наших президентов, народных депутатов и министров были в свое время тщательно отобраны, воспитаны и вскормлены этой Системой, которая представляет собой государство в государстве. Я бы даже сказал, что она и есть наше истинное государство, в то время как все остальное (например, украинский бизнес) — это лишь ветви на величественном разлапистом дубе советской/постсоветской/украинской бюрократии.

Идут годы, сменяются власти и политические ветры, но чиновник остается неизменным. Это он в 1990 году неодобрительно косился на голодающих в центре Киева студентов и тихо, но настойчиво призывал не раскачивать лодку. Это он в августе 1991-го с осторожным пониманием воспринял дрожащие руки Янаева. Это он несколько дней спустя с неподдельным энтузиазмом воспринял Декларацию о независимости Украины, а уже в сентябре бойко штамповал документы на свежепровозглашенном государственном языке и призывал думать не о частных интересах, а о «нашей незалежной Украине». Это он поддерживал лидера национально-демократических сил Леонида Кравчука в июле 1994-го. Это он так же решительно подставил плечо стороннику сближения с Россией Леониду Кучме в августе того же года. Это он говорил о том, что «стабильность превыше всего» в ноябре 2004-го. Это он решительно замахал оранжевым флажком и дружно закричал «Ю-щен-ко!» после Майдана.

В чем суть этой Системы? В чем источник ее непобедимой жизнеспособности? И самое главное: как ее реформировать? Быть может, это — один из главных вопросов, от которого зависит дальнейшее развитие Украины. Ибо не Россия, не Советский Союз, не Америка, не восточные совки и не западные бандеры тормозят движение Украины вперед. Его тормозит чиновничья Система, которая является истинным хозяином страны и которая практически не изменилась с советских времен.

Много лет назад мне попался на глаза занятнейший документ — закрытая инструкция Госдепа касательно принципов назначения американских послов. С точки зрения украинских реалий она носила непостижимый, еретический характер. В ней утверждалось, что наиболее подходящими на должность руководителей высокого уровня являются люди, имеющие в своей карьере яркие достижения — те, кто смог выделиться из общей массы, выйти за рамки рутинного процесса, удивить и запомниться. Инструкция предупреждала, что карьера людей такого склада часто развивается по неровной кривой, но присутствие ошибок или спорных моментов не должно ставить под сомнение их ценность для Системы. Дальше шло предостережение против выдвижения на ключевые посты «старательных исполнителей», людей конформистского склада, ибо они, оказавшись на лидирующих ролях, склонны (а) перекладывать ответственность на других и (б) подавлять творческое начало в подчиненных.

Украинская государственная служба построена на диаметрально противоположном принципе. «Старательное исполнительство» — это ее столп, фундамент и идеология. Пребывание в Системе, где планка находится на чрезвычайно низком уровне, где работа сводится к обеспечению не результата, а процесса, то есть круговорота бумаг в природе, накладывает отпечаток на мировосприятие. В таких условиях единственный путь для успешной карьеры —трудиться по накатанной схеме, не рисковать. Идеал украинского руководителя — это положительный, в меру суровый, но приятный во всех отношениях чиновник, который на протяжении своей карьеры умудрился не наступить на мозоль ни одному из своих многочисленных начальников. Его главные таланты — чиновничий инстинкт, а также непередаваемая, неощутимая на вкус и не видимая субстанция под названием «дар руководителя», которая в наших условиях не имеет ни малейшего отношения к созданию в коллективе рабочей атмосферы или к выдаче на-гора качественного интеллектуального продукта.

В то время как западная государственная машина находится в непрерывном поиске Личностей на большую букву Л, украинская бюрократическая Система находится в таком же непрестанном поиске крепких Хозяйственников на большую букву «Х». В то время как западная государственная машина ищет интеллектуалов, украинская Система интеллект не то чтобы отвергает, нет, но она изначально ставит его на второстепенную, подчиненную позицию. В нашей Системе пристанище интеллекта — приемная, курилка, кухня. Интеллектуал — это искусственный спутник, не способный эффективно существовать вне орбиты «крепкого хозяйственника» — истинного хозяина ситуации. Эти два человека существуют рядом, но на самом деле относятся к разным кастам, которые кристаллизуются и отделяются друг от друга в процессе карьерного продвижения. В этом второстепенном, подчиненном положении интеллекта в украинском государстве я склонен видеть источник его, государства, слабости.

Разрушить такой порядок вещей «до основанья, а затем» — нельзя. Все попытки укротить Систему заканчиваются укрощением самих укротителей. Нужна тщательная, поэтапная реформа изнутри, хотя это и есть наиболее коварный поворот на всем пути. Ибо, будьте уверены, в чем-чем, а в вопросе собственного реформирования Система с готовностью подставит дружеское плечо. Ничто не укрепляет, не тонизирует Систему так хорошо, как среднего масштаба реформа, проведенная по ее же правилам. Пожалуйста, говорит Система, давайте напишем Концепцию моего реформирования. Потом напишем План действий по реализации Концепции реформирования. Потом создадим Рабочую группу по выполнению Плана действий по реализации Концепции. А затем — о, это будет венец всего начинания! — заслушаем Отчет Рабочей группы по выполнению Плана действий по реализации Концепции по реформированию Системы. Все осуществится по обычному, накатанному сценарию, и закон Паркинсона в очередной раз прокатится по Украине победным шагом.

Если же мы заинтересованы в реальной, а не фиктивной реформе, то должны использовать как минимум два противоядия, существующие против Системы.

Первое — это люди, которые не являются ее продуктом и не замкнуты на нее. Систему можно изменить, перепрограммировать лишь дозированным, четко рассчитанным впрыскиванием в нее инородных элементов. Их задача — не разрушение, а постепенное смещение приоритетов с обеспечения процесса на обеспечение результата.

К примеру, многих лет независимости оказалось достаточно, чтобы увидеть: реформирование украинского законодательства не приводит к укреплению законности. Непрофессиональная милиция не выявляет преступления, коррумпированная прокуратура не расследует их, а купленные с потрохами суды трактуют закон исключительно в русле интересов тех, кто их с потрохами купил. И будь этот закон хоть трижды современный и справедливый, достаточно элементарной логики и немного опыта, чтобы его десять раз обойти в нужном для заинтересованной стороны направлении.

Вот так, легким движением руки верховенство права превращается в элегантное верховенство коррупции. Результатом является не просто тотальное бесправие по-украински. Размывается сама граница между добром и злом, справедливостью и бесправием. Народ, общество перестают верить, что справедливость вообще возможна.

В такой ситуации важен хотя бы один прецедент, показывающий, что справедливость в стране все-таки есть. Национальный лидер — кем бы он ни был — должен позаботиться, чтобы в стране была хотя бы одна следственная группа, которая могла бы расследовать хотя бы одно резонансное преступление, и чтобы был хотя бы один смелый судья, готовый покарать преступника по всей строгости существующего на бумаге, но бесполезного доселе закона. И чтобы это увидел каждый украинец на экранах своих телевизоров. Нужно с чего-то начать. Нужно дать народу ощущение, что справедливость возможна. И уж потом можно доказывать, что она неизбежна, то есть, что у нас есть пресловутое верховенство права.

Не нужно и невозможно менять все и сразу. Тем более не нужно и даже опасно опираться в этом предприятии на чиновников. В этом была ошибка Ющенко и других «реформаторов», которые пытались решать проблемы Украины с помощью Системы, тогда как именно она и является главной проблемой. Опираться надо на отдельных людей — решительных, компетентных, не боящихся ни бедности, ни позора (ибо Система сделает все, чтобы их уничтожить морально, финансово и, возможно, физически). Нужно полагаться на их честь и совесть, хотя никто не даст гарантии, что среди них не найдется свой иуда. Другого пути нет. Ибо, кроме людей продажных, в Украине есть люди честные, готовые пойти на многое ради своих идеалов. Более того, только они и могут изменить Систему. Нужен талант настоящего политического лидера, чтобы этих людей (а) найти, (б) мотивировать, (в) защитить от Системы.

И тут мы переходим ко второму противоядию — построению «системы в системе». К нему прибегнул Владимир Путин, когда насытил российскую государственную машину выходцами из спецслужб. В каждом государственном органе, на каждой ветви государственной власти раскинулась паутина, замкнутая на президента и подчиненная президенту. И хотя цели, стоящие перед этой паутиной, в условиях империи отличаются от целей, которые ставятся в условиях демократии западного образца, менеджерская схема была выбрана правильная и эффективная. За 10 лет до Путина та же реформаторская операция была осуществлена в Польше с той лишь разницей, что идеологический окрас был другим и вместо путинских кагэбистов там фигурировали валенсовские члены профсоюза «Солидарность».

Учитывая мощь украинской Системы, ее преображение будет носить характер быстротечной, скрытой, но беспощадной войны. Она потребует четкой, целенаправленной схемы действий, похожей на некую пирамиду. Лидер нации должен сформировать вокруг себя команду молодых решительных профессионалов. Каждый из этих профессионалов должен иметь пять-шесть доверенных лиц на ключевых должностях в порученных им административных единицах. Работа должна быть построена таким образом, чтобы оградить этих доверенных лиц от мощнейшего оружия Системы — бумажного потока, которым будет неизбежно завален любой управленец высокого уровня. Доверенные лица должны заниматься только ограниченным кругом вопросов, определенных как стратегически важные. Например, защита прав инвесторов, расследование резонансных преступлений, модернизация государственного аппарата и так далее. Таким образом, сверху донизу должна образоваться сеть, «система в системе», подчиненная главе государства и координирующая с ним свои действия.

Очевидная проблема Украины в том, что у нее нет готовой обоймы кадров, которую при желании можно было бы словно компакт-диск вставить в существующую Систему и тем самым перепрограммировать ее в новом направлении. Эту обойму нужно подбирать — индивидуально, вручную и уж точно не по-ющенковски.

Ибо приснопамятный приход во власть оранжевой братии на министерском, областном, районном уровне напоминал по организованности и продуманности въезд банды Зеленого в Жмеринку — лихой, беспощадный, бессмысленный и закончившийся таким же позорным отступлением. С высоты прожитых лет становится понятно, что от Ющенко со товарищи трудно было ожидать иного, да и не в них уже дело.

Со времен революции прошло достаточно времени, чтобы разумные люди как в оранжевом, так и в синем лагере уяснили для себя: истинный раздел политической Украины — не цветовой, не географический и не исторический. Истинный раздел — между теми, кто может честно делать свое дело, и вскормленными Системой паразитами, в том числе идеологическими. Задача истинного национального лидера Украины (буде он появится из тьмы на предстоящих выборах) — стать лидером амбициозной, современно мыслящей молодежи, готовой ради своего личного успеха и успеха страны подняться над идеологическими дрязгами начального этапа украинской независимости.

Система сильна, но не всесильна, стара, но не бессмертна. Ее можно сдвинуть с места, перенаправить, модернизировать. Для этого нужны политическая воля, политическая смелость и политическая мудрость на уровне руководства страны. С точки зрения европейских реалий не так много. На ту же Польшу мир посмотрел по-новому не тогда, когда польская экономика начала бить рекорды роста, а когда ее стали представлять на международной арене люди, понятные миру и говорящие с ним на одном языке. Рано или поздно это произойдет и в Украине, ибо каким-то загадочным образом словно трава сквозь асфальт в этой стране разум все же пробивается к свету. Очень хочется, чтобы он пробился уже 17 января 2010 года.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме