Громким событием последних дней стало задержание сотрудниками Службы безопасности Украины президента АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, которого подозревают в коллаборационной деятельности и пособничестве государству-агрессору. При этом почти все информационные сообщения по этому поводу фокусируются на персонализации ответственности Богуслаева и отдельных его подчиненных, фактически превративших производственные мощности отечественного лидера по производству авиадвигателей в своеобразный филиал оснащения и ремонта российских ударных вертолетов Ми-8 «Сапсан», КА-52 «Аллигатор» и Ми-28 «Ночной охотник».
Совершенно не сомневаясь в основательности обвинений СБУ о коллаборационизме Богуслаева, все же обратим внимание и на другой аспект: этот случай в определенной степени — следствие многолетних просчетов государственной политики по сохранению и развитию отечественного стратегического научного и промышленного потенциала. Ведь именно государство в свое время лишило «Мотор Сич» (и еще сотни других предприятий) статуса «стратегического», чем существенно облегчила будущие аферы Богуслаева и К˚ в интересах российского агрессора. К сожалению, эти ошибки, как свидетельствует исследование «Аналитического центра изучения и противодействия гибридным угрозам», до сих пор остаются неисправленными.
«Перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства», куда вошло и ОАО «Мотор Сич», был впервые утвержден в Украине лишь в августе 1997 года постановлением Кабинета министров Украины №911. При этом сам Перечень сразу ограничили только предприятиями государственного сектора экономики, которым принадлежали или за которыми были закреплены объекты государственной собственности. К тому времени процесс приватизации промышленных предприятий продолжался уже несколько лет. Такое опоздание в формировании Перечня привело к тому, что на момент его принятия 11 тысяч средних и крупных предприятий металлургического комплекса, электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности, часть которых раньше работала в интересах оборонно-промышленного комплекса нашей страны, уже были приватизированы.
Как ни странно, но почти сразу же после выхода указанного постановления КМУ начался активный процесс сокращения этого реестра через изъятие из Перечня предприятий, вызвавших приватизационный интерес у разных финансово-промышленных групп, в частности российских. Волюнтаризму в принятии решений «включить-исключить», безусловно, содействовало длительное отсутствие нормативно определенных критериев отнесения объектов хозяйствования к таким, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства (утвержденные Кабмином лишь в мае 2003 года). Да и сам подход к формированию критериев вызывает много вопросов, ведь в последующие годы их неоднократно изменяли без какого-либо официального разъяснения или научного обоснования. Причем до сих пор в действующем законодательстве нет понятия «стратегическое предприятие», определенного через призму исключительного (стратегического) значения для оборонно-экономического потенциала Украины.
Так, только в июне 1999-го и в феврале 2000 года, по решению КМУ из Перечня сразу «исчезло» больше 30 крупных промышленных и производственных предприятий, в том числе «Старокраматорский» и «Первомайский» машиностроительные заводы (соответственно производство стволов для танков и артиллерийских систем; гидромоторов, гидронасосов, топливно-регулирующей аппаратуры, пневмо- и гидроагрегатов систем управления для вертолетов, самолетов и ракетной техники ВСУ); ОАО «Лисичанская сода» (монополист по производству пищевой соды в Украине); Черкасское ОАО «Азот» (монополист по изготовлению капролактама в Украине); «Киевский шелковый комбинат» (единственное отечественное предприятие, специализирующееся на выпуске тканей из натурального шелка); «Завалловский графитовый комбинат» (единственное предприятие в Европе по добыче графита); ОАО «Запорожский завод сверхмощных трансформаторов» (монополист по производству трансформаторов в Украине) и другие. По специальным критериям, принятым значительно позже, все эти предприятия должны были находиться в Перечне до сих пор.
Очередь «Мотор Сич» пришла в самый разгар российской агрессии против Украины. В начале марта 2015 года Кабинет министров Украины утвердил новую редакцию «Перечня объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства», согласно которой «Мотор Сич» не попал в список и лишился статуса «стратегического». Фактически именно с тех пор государство полностью утратило и так минимальное контрольное влияние, распространявшееся на это предприятие согласно Закону Украины «Об управлении объектами государственной собственности». Как оказалось, было ликвидировано последнее (к тому же крайне шаткое) государственное препятствие на пути бизнес-проектов со страной-агрессором, ведь о «моральных препятствиях» и «чувстве патриотизма» президента АО «Мотор Сич» Богуслаева после обнародования СБУ фрагментов его телефонных разговоров с российскими «партнерами» говорить сложно.
В целом же за 25 лет из Перечня стратегических предприятий изъяты несколько сотен субъектов хозяйствования в разнообразных отраслях экономики Украины. На сегодняшний день он содержит 285 объектов хозяйствования, что в несколько раз меньше, чем было в августе 1997-го. При этом Кабинет министров Украины ни разу так и не дал публичного официального разъяснения, по каким именно причинам предприятие вдруг теряло свое стратегическое значение, даже если его производство до сих пор остается критически важным для обеспечения обороноспособности Украины.
Кроме «Мотор Сич», негативные последствия такого «расстратегирования» в условиях военной агрессии РФ наглядно продемонстрировала и ситуация с ЧАО «Новокраматорский машиностроительный завод» (НКМЗ), исчезнувшим из Перечня стратегических предприятий одновременно с «Мотор Сич». В феврале 2022-го, на третий день полномасштабного вооруженного вторжения России, частный менеджмент НКМЗ принял решение о прекращении работы предприятия, несмотря на то, что завод был задействован в производстве крупнокалиберных снарядов, новейших отечественных комплексов артиллерийского вооружения и артиллерийских 122 мм стволов. Только через 4,5 месяца Верховная Рада Украины приняла постановление об отчуждении имущества ЧАО «Новокраматорский машиностроительный завод» в интересах обороны Украины.
В последнее время государство пытается срочно принять меры, необходимые для исправления допущенных просчетов. Так, во время выступления на форуме Ялтинской европейской стратегии в формате YES Brainstorming 2021 в Киеве президент Украины В.Зеленский акцентировал внимание на необходимости сохранения государственного контроля над «Мотор Сич». Об этом свидетельствуют и результаты голосования ВРУ за законопроекты №5397 (о запрете приватизации оборонных предприятий, изготовляющих оружие) и №7566 (об отчуждении имущества ЧАО НКМЗ). Стоит отметить и последовательную государственную позицию Совета национальной безопасности и обороны Украины по систематическому расширению санкционного круга физических и юридических лиц за сотрудничество со страной-агрессором на крови украинцев.
Но в основе этого должна быть не ситуативная реакция на отдельную проблему, которая вдруг существенно заострилась в условиях войны, а комплекс взаимосогласованных мер, направленных на предотвращение таких проблем.
Опираясь на проведенный нашим Центром анализ просчетов и ошибок во время «расстратегирования» украинских предприятий и исходя из негативных последствий, которые крайне болезненно ощущаются в условиях войны, считаем, что Верховная Рада Украины и Кабинет министров Украины должны срочно:
- разработать новые «критерии отнесения объектов к таким, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства», независимо от формы собственности;
- осуществить полную ревизию всего существующего в государстве промышленного и научно-технического потенциала, исходя из четкого нормативного определения их «стратегического значения» через призму важности обеспечения потребностей обороны государства и защиты национальных интересов;
- запретить продажу каких-либо активов стратегических предприятий, независимо от формы собственности (отдельных объектов, имущественных комплексов, акций и т.п.), гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, Беларуси или других государств, выступивших в поддержку российской агрессии в Украину;
- нормативно закрепить принудительное возвращение в собственность государства активов стратегических предприятий, которые прямо или опосредованно принадлежат гражданам Украины, в отношении которых Указом президента Украины на основании решения Совета национальной безопасности и обороны Украины введены персональные экономические санкции.
- разработать целевую Государственную программу финансовой поддержки инновационной деятельности стратегических предприятий государственного сектора экономики, в том числе за счет реализации проектов за средства финансовых учреждений ЕС, США и других стран, которые будут выделяться в рамках реализации «Программы по восстановлению Украины».
Вполне понятно, что речь идет не о пересмотре результатов приватизации, а о необходимости обеспечения баланса интересов государства и бизнеса в активах стратегических предприятий частного сектора экономики, работающих на оборону Украины.
Ключевая цель — обеспечить бесперебойное производство необходимой оборонно-промышленной продукции и сделать невозможным какие-либо новые попытки прямого или опосредствованного использования отечественных предприятий в интересах страны-агрессора. Именно поэтому мы должны срочно исправить допущенные ранее ошибки и просчеты. В этом — главный урок для Украины.
Статья написана в рамках проекта «Выявление и анализ «коррозийных» инвестиций в украинскую экономику как элемента гибридной войны». Продолжение следует.