В предыдущей статье в ZN.UA №9 от 13 марта 2015 г. описаны конституционные положения местного самоуправления. Эта статья касается конституционных регламентов государственной власти.
В основе политической организации нации, образовавшей государство, лежат определенные принципы, определяющие форму правления и управления. В наше время один из главнейших - принцип глобализации. В последовательности Личность-Семья-Село-Община-Район (или Община-Город)-Область-Государство каждое звено должно работать на свою состоятельность в рамках полученных полномочий и достигать максимально доступных результатов. И то, что недоступно для нижних уровней управления, но необходимо для их существования и усовершенствования и является общим для нескольких нижних уровней, передается для выполнения на более высокие уровни. Каждый из высших уровней имеет свой, более широкий объем полномочий. С политической точки зрения, это означает достижение оптимальной самоуправляемости и конкретизированной ответственности в каждом из звеньев выписанной нами последовательности.
Работоспособность и эффективность каждого звена из выписанной выше последовательности, каждого ее субъекта определяется запасом его свободной энергии. Это та часть всей энергии субъекта, которая может быть потрачена на выполнение внешней работы и пополнена притоком энергии извне. В результате деятельности субъекта его свободная энергия может возрастать, а может уменьшаться. Соответственно будет меняться и полная энергия. Каждый субъект характеризуется определенным запасом свободной энергии. Если на выполнение работы субъект потратит больше энергии, чем весь запас свободной энергии, он деградирует. Изменение свободной энергии работающего субъекта определяется двумя составляющими. Первая - описывает изменение внутренней энергии субъекта, в частности: энергии мышц тела у человека, запасов горючего в машине, бюджетных ассигнований в обществе. Вторая составляющая описывает изменение количества информации, умноженное на степень совершенства субъекта. Степень совершенства является аналогом температуры в термодинамике и определяет количество энергии в джоулях, либо добавленной стоимости в гривнях, которая может быть получена из использования единицы информации. Чем совершеннее общество и его субъекты, тем большую пользу оно извлекает из усвоения информации.
В современную эпоху жизни, и особенно в будущем, значение второй составляющей в изменении свободной энергии, связанной с усвоением информации, становится все важнее. Откуда берется информация на Земле? От усвоения солнечного излучения. Поток энергии, падающий от Солнца на Землю, и поток энергии, излучаемый Землей в Космос, одинаковы по величине. Иначе Земля либо сгорела бы, либо замерзла. Но качество энергии, падающей от Солнца на Землю, выше, чем качество энергии, которую Земля излучает в Космос. Качество потока энергии измеряется его информацией. Количество информации в потоке энергии, которая падает от Солнца на Землю, выше, чем количество информации, которая переносится потоком энергии от Земли в Космос. Разница этих двух потоков информации, умноженная на степень совершенства Земли, дает нам рост свободной энергии, которая и является источником усовершенствования всего на Земле. В наше время этот поток энергии в сотни тысяч раз превышает мощность, которую мы получаем от всех, вместе взятых, ископаемых источников (угля, газа, нефти, урана и т.п.) Кроме того, ископаемые источники энергии исчерпываются.
Таким образом, всевозрастающее умение усваивать и использовать огромный поток солнечной информации является одной из самых важных задач человечества, в том числе в Украине. Умение дается образованием, а образование - наукой, которая становится главной творческой и движущей силой современного общества. Одновременно наука и образование являются самой эффективной воспитательной силой в обществе. Когда-то в Японии, которая капитулировала после атомных бомбардировок, ее император Хирохито в обращении к народу сказал: "Теперь я не знаю, что нам делать, так что будем учиться". Эти великие слова становятся для нас, украинцев, актуальными теперь, после прежнего коммунизма и перед нынешним олигархизмом, после величественных внутренних революций - Оранжевой и Достоинства, в состоянии нашей войны с Россией, перед угрозой российского империализма. Эти истины нужно помнить для того, чтобы существовали конструктивные отношения между Государственной властью и единицами самоуправления: Общинами-Городами, Районами и Общинами.
Государственная власть Украины должна состоять из четырех ветвей: законодательной, исполнительной, судебной и науки. Законодательная ветвь представлена Верховной Радой - двухпалатным парламентом, который состоит из Сената и Национального Собрания. Исполнительная - президентом и его Правительством или же премьер-министром и его Правительством. Судебная - Судами и Прокуратурой. Наука - Национальной Академией наук и Национальными университетами.
Совершенно новым в выписанном проекте является двухпалатный парламент. Поэтому подробно опишем новую структуру Верховной Рады с верхней палатой - Сенатом и нижней - Национальным Собранием.
Сенат разрабатывает стратегию развития Украины и, в связи с этим, принимает регламенты работы всех властных структур, государственных и самоуправляемых в такой последовательности: Верховной Рады (Сената и Национального Собрания), Прокурорский, Судебный, Кабинета министров, Президентский, Местный. Принятые Сенатом регламенты регулируют порядок функционирования всех властных звеньев государства.
В Сенат входят ротационные и постоянные сенаторы. Ротационные сенаторы избираются на основе общего избирательного права или назначаются. Постоянными сенаторами пожизненно являются: президенты Украины и главы Сената, которые сложили свои конституционные полномочия.
Сенат состоит из четырех постоянных палат: Палаты Старейшин, Палаты Экономики, Палаты Территорий Самоуправления и Ученой Думы.
Первый Сенат формируется избранием трех сенаторов из числа депутатов парламента от каждой области по одному в Палату Старейшин, Палату Экономики и Палату Территорий Самоуправления. Состав первой Ученой Думы назначается после выборов председателя Сената.
Первый Сенат на своем первом заседании избирает председателя Сената, который в дальнейшем избирается согласно Конституции.
Палата Старейшин имеет в своем составе 25 ротационных сенаторов и постоянных сенаторов - президентов и председателей Сената, сложивших свои полномочия. Она изучает положение государства и готовит предложения к конституционным законам, которые определяют международные и межгосударственные отношения Украины, а также к законам, касающимся безопасности и обороны Украины, осуществляет надзор за законностью проведения выборов и референдумов в государстве. Председатель Высшего совета юстиции на время пребывания на этой должности становится членом Палаты Старейшин с правом совещательного голоса.
Палата Экономики состоит из 25 ротационных сенаторов. Палата Экономики готовит проекты конституционных законов, которыми регулируется финансово-кредитная политика государства, осуществляет надзор за соответствием законодательству формирования и использования государственного и местного бюджетов, сальдо торгового баланса государства. В состав Палаты Экономики входит председатель Национального банка Украины с правом совещательного голоса.
Палата Территорий Самоуправления состоит из 25 ротационных сенаторов, готовит проекты законов о местном самоуправлении, следит за развитием местного самоуправления, бюджетным процессом и сальдо торговых балансов самоуправляемых единиц, распределением доходов, равномерностью заработных плат, уровнем жизни населения, исполнительной дисциплиной.
Ученая Дума состоит из 25 ротационных сенаторов. Первая Ученая Дума назначается из числа выдающихся специалистов и ученых Украины последовательно президентом, председателем Сената, председателем Национального Собрания, председателем Верховного Суда и премьер-министром Украины. Ученая Дума ответственна за создание стратегии развития Украины, развитие государственной статистики и планирования, проведение мониторинга государственных процессов в Украине, которые ведут к обществу устойчивого развития. Готовит законопроекты конституционных законов по интеллектуальной собственности, науке и образованию и содействует научно-техническому прогрессу Государства.
Неизмеримо возрастает важность для Государства мощных научных учреждений, которыми являются Национальная академия наук и Национальные университеты. Основная задача НАН Украины - развитие фундаментальных исследований во всех отраслях наук, обеспечение участия Украины в мировом научном прогрессе. Президент НАН Украины на время пребывания на этой должности является членом Ученой Думы с совещательным голосом.
Основная задача университетов - вобрать в результате учебного процесса все достижения отечественной и зарубежной науки и обеспечить непрерывный рост количества высококвалифицированных специалистов.
Сенат государства, один раз созданный, работает постоянно, в нем только происходит поочередная ротация депутатов в Палатах Сената. Ротационные сенаторы меняются каждые 4 года. Ежегодно меняется одна Палата в следующей последовательности: Палата Старейшин, Палата Экономики, Палата Территорий Самоуправления и Ученая Дума.
Первая ротация начинается с Палаты Старейшин и происходит в конце второго года с момента избрания первого Сената. Соответствующая палата переизбирается из депутатов парламента, входящих в Национальное Собрание, по одному от каждой области. Избрание сенатора происходит на совместном заседании депутатов парламента и депутатов областного совета соответствующей области тайным голосованием.
После пятого года работы Национального Собрания ежегодная ротация одной из палат Сената происходит путем выборов сенаторов на сборах депутатов Районов области, депутатов городских советов Общин-Городов области и депутатов Областного совета. Таким образом, создание первого Сената на базе действующей Верховной Рады не вызывает никаких трудностей и неудобств как для общества, так и для самих депутатов.
Ни одно властное лицо Государства, ни одна власть в Государстве не может выступить с инициативой отставки Сената через референдум или другими способами. Но существует процедура, когда по соответствующему представлению Конституционный Суд Украины может рассмотреть вопрос о несоответствии работы отдельного члена Сената Украины. Сенат двумя третями голосов своего количественного состава может обратиться с инициативой к президенту Украины об отставке Национального Собрания Украины, Кабинета министров Украины и Генерального Прокурора Украины, а также с инициативой к Национальному Собранию о персональных изменениях судей Верховного Суда Украины.
Служба безопасности Украины (СБУ) является силовой структурой, которая обеспечивает конституционность в Государстве. Глава Службы безопасности Украины подотчетен Сенату, назначается и увольняется по представлению председателя Сената большинством голосов Сената.
На период введения новой Конституции СБУ подчиняется президенту, а после завершения формирования всех властных структур - Сенату.
Сенат ведет надзор за законотворческим процессом Национального Собрания путем ознакомления с законопроектами после их первого чтения в Национальном Собрании. На законодательные проекты после второго чтения, которые могут привести к потере, даже частично, суверенитета государства, Сенат накладывает вето и обращается к президенту Украины с инициативой о роспуске Национального Собрания.
Совместное заседание обеих Палат парламента проводится для принятия бюджета государства и для принятия изменений в Конституцию. Совместное заседание палат Парламента ведет председатель Сената.
Сенат создает Регламенты работы всех властей государства, стратегию развития государства, отслеживает действия президента и Правительства в процессах ее реализации, изучает уровень обороноспособности государства, эффективность его внешней политики, квалификацию и соответствие кандидатов на властные должности, принимает на себя целый ряд вопросов, которые находились раньше в компетенции Верховной Рады и президента Государства.
От каждой области в Сенате есть одинаковое количество сенаторов. Поскольку количество областей, которые безоговорочно воспринимают себя в составе Украины, значительно больше количества тех, которые менее благосклонны к этому, - это наличие Сената с довольно жесткими правами наказания за антигосударственные выступления других властных структур, как и структур самоуправления, гарантирует Государству спокойную и продуктивную жизнь.
Какая бы политическая партия ни победила на выборах, какой бы ни был избран премьер, кто бы ни стал президентом Государства, какие бы процессы не возникали в самоуправляемых Районах, - в Украине будет действовать приоритет законов о стратегии развития Украины и регламенты работы всех органов Государства.
Национальное Собрание - нижняя Палата Украинского парламента. Национальное Собрание вместе с Правительством проводят законотворческую деятельность, направленную на развитие всего хозяйства Государства. Срок полномочий Национального Собрания - пять лет. Досрочный роспуск Национального Собрания не касается палат Сената.
Национальное Собрание формирует постоянные комитеты. Перечень постоянных комитетов в Национальном Собрании нового созыва утверждается Сенатом до начала работы Национального Собрания.
Национальное Собрание не может быть ограничено в формировании временных комиссий, в том числе по проверке деятельности отдельных сенаторов, органов прокуратуры и суда, а также по конфликтным ситуациям как в Государстве, так и в отношениях Украины с другими государствами.
В Национальном Собрании Украины гарантируется деятельность парламентской оппозиции. Организация и порядок деятельности правительственной коалиции и парламентской оппозиции в Национальном Собрании Украины устанавливаются Регламентом Национального Собрания Украины, принятым Сенатом.
Депутаты Национального Собрания, президент Государства, Сенат, Правительство, Верховный суд, Национальный банк имеют право законодательной инициативы, но все законопроекты проходят через Национальное Собрание.
Разделение Верховной Рады на Сенат и Национальное Собрание обеспечивает политическую устойчивость государства, прогнозируемое развитие государственных процессов внутренней жизни и внешней политики, формирует систему сдержек и противовесов внутри законодательной власти.
Теперь об исполнительной власти. В Украине уже в течение 25 лет исполнительную власть осуществляют одновременно и президент, и премьер-министр. В связи с этим постоянно возникают споры и нездоровая атмосфера во взаимодействии между ними, которая проецируется на все управление Государством. Кроме того, это фактически удваивает исполнительный аппарат государства и делает его содержание неоправданно дорогим. Возникают ситуации безответственности и перебрасывания вины за трудности с одной ветви исполнительной власти на другую.
Посмотрим, как это происходит в развитых государствах мира.
В Соединенных Штатах Америки президент возглавляет государство, формирует свой кабинет (правительство), состав которого утверждается Сенатом, отвечает как за внешнюю, так и за внутреннюю политику государства.
В Федеративной Республике Германии за власть в государстве соревнуются политические партии. Та партия, которая на выборах в Бундестаг (парламент) набирает большинство, формирует парламентскую коалицию, и глава партии-победительницы становится канцлером Германии. Канцлер формирует правительство и отвечает перед народом за внутреннюю и внешнюю политику государства. Президент исполняет церемониальные функции и избирается Федеральной конвенцией, которая состоит из членов парламента и представителей земель.
А какова структура исполнительной власти Украины в наше время? Она состоит из президента, избранного всенародно, его Администрации и Совета национальной безопасности и обороны. Она состоит еще из премьер-министра и его Кабинета министров, избранных Верховной Радой. Многие функции одновременно осуществляются и Администрацией президента, и Кабинетом министров. В течение 25 лет независимости Украины не удавалось и не удалось четко разделить их обязанности, и это действительно было основным источником разнообразных внутриполитических и экономических конфликтов.
После Революции достоинства, перед лицом продолжающейся войны с Россией и инициированным ею кровавым сепаратизмом мы обязаны построить рациональную, долговечную и устойчивую систему власти.
Расходы на содержание исполнительной власти как в США, так и в ФРГ фактически вдвое меньше, чем в Украине, а работа исполнительной власти - значительно ответственнее. Исходя из этого, в Украине могут быть предложены два варианта государственного устройства - президентская или парламентская республика.
Президентская республика. Президент Украины избирается сроком на 5 лет на основе общегосударственных выборов из двух депутатов от Национального Собрания и одного депутата от Сената. Кандидаты в президенты от Национального Собрания определяются, соответственно, парламентским большинством и оппозицией, а от Сената - большинством голосов Сената. Исполнительную власть возглавляет президент и формирует свое правительство. Президент отвечает как за внешнюю, так и за внутреннюю политику своего правительства.
Парламентская республика. Исполнительную власть в государстве возглавляет премьер-министр, который является главой партии, набравшей на выборах в Национальное Собрание наибольшее количество голосов и образовавшей коалиционное большинство. Премьер-министр формирует правительство и отвечает как за внутреннюю, так и за внешнюю политику. Президент избирается парламентом, исполняет представительную функцию.
В обоих случаях в системе исполнительной власти работает постоянный штат государственных секретарей. Государственный секретарь отдельного министерства является высококвалифицированным чиновником, владеет всеми нормативами функционирования соответствующей отрасли и нормативами государственного управления, не принадлежит ни к одной политической партии. Государственные секретари подотчетны и подконтрольны Сенату. Штат государственных секретарей и секретарей самоуправляемых единиц обеспечивает рациональность и постоянность государственной власти.
В обоих случаях (президентской или парламентской форм правления) исходными являются политические партии, выдвигающие своих кандидатов. Каждая политическая партия Украины должна иметь программу внутренней и внешней политики, ее бюджет должен быть публичным. Каждый в открытом доступе может узнать о величине членских взносов, пожертвований и источниках их происхождения. Ни одна партия не должна иметь политических обязательств в обмен на пожертвования.
Сейчас в Украине множество партий-блоков: Порошенко, Яценюка, Садового, Ляшко, Тимошенко, Кличко, Гриценко и других. Есть еще остатки Руха, Компартии, Партии регионов, "Нашей Украины", социалистов и т.п. Программы всех этих движений и партий близки и размыты. Поэтому может случиться так, что олигархически-промышленные политические блоки победят и выдвинут своего кандидата в президенты. И это вторая, после накладок в исполнительной власти, черта нашей политической незрелости, которая принесла и продолжает приносить нам немало неприятностей как в Верховной Раде, так и в местных органах власти.
За 25-летний срок своего существования Украина прошла путь от общества с государственно-колхозной формой собственности с гегемонией Компартии до общества с преобладающей частной собственностью олигархов и всевозрастающим их влиянием на все структуры Государства. И то, и другое - негативно и недопустимо. В Украине должны создаться две главные партии: одна - близкая к группам с крупным капиталом и вторая - социал-демократического толка. Но непременной чертой каждой из двух главных партий является высокий уровень их патриотизма в отношении Украинского Государства.
Поэтому должен быть переходный период целенаправленного политического дозревания общества, который продлится в течение работы действующей Верховной Рады.
Прежде всего в этот период на базе действующего парламента следует начать с образования Сената. Выделяются 75 депутатов из состава Верховной Рады, 25 сенаторов Ученой Думы назначаются. Под надзором Палаты Территорий Самоуправления создается подробный план территорий самоуправления и их администраций. Ведется подготовка секретарей исполнительных комитетов Общин, Районов, Общин-Городов. Определяются центры Общин, Районов, Общин-Городов. Исследуются их экономические потенциалы. Определяются доходы от налогообложения и распределение доходов. Принимается Закон о местном самоуправлении.
Совокупность политических блоков и партий переформатируется в 2-3 крупные политические партии, определяются их программы, уставы и финансовое обеспечение.
Принимается решение о типе государственного устройства - президентская или парламентская республика. Выписывается раздел Конституции "Исполнительная власть Украины" и принимается новый текст Конституции.
Проводятся новые выборы в Национальное Собрание, в Советы местного самоуправления и ротация одной из палат Сената.
Проходят выборы президента - всенародно или Национальным Собранием, в зависимости от типа республики - президентской или парламентской форм правления. Формируется новое, устойчивое, рационально организованное Украинское государство.