УКРАИНА—ЮАР: ДОЛГАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ

Поделиться
На днях украинскую столицу посетила представительная делегация из Южной Африки — для проведения ...

На днях украинскую столицу посетила представительная делегация из Южной Африки — для проведения в Киеве второго заседания межправительственной украинско-южноафриканской комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества. С одной стороны, Украина проводит подобные мероприятия с целым рядом государств, и такие встречи далеко не всегда приносят конкретные результаты в виде оружейных сделок. И наоборот, работая тихой сапой на рынках некоторых стран, Украина порой без лишнего шума продает оружия больше, чем в случаях, когда ВТС окутано плотным туманом PR.

Однако вопросы сотрудничества с ЮАР имеют, по меньшей мере, несколько существенных особенностей, которые создают основу для пристального внимания со стороны наблюдателей. Начать, пожалуй, стоит с того, что практически ни одно в мире государство не сделало за последние пять-семь лет такого качественного скачка на мировом рынке вооружений, как Претория. И дело вовсе не в значительном увеличении объемов экспорта вооружений и военной техники, а в организации стратегических партнерских и кооперационных связей с наиболее технологически сильными державами. О феномене ЮАР в области применения высоких технологий для создания новых вооружений и военной техники сегодня говорят на всех континентах. При этом Южная Африка сумела не только существенно модернизировать свою оборонную промышленность, но и привлечь значительное количество иностранных инвесторов.

Кроме того, Южная Африка сегодня, без сомнения, наиболее развитое государство на Черном континенте, а тот факт, что на долю ЮАР приходится около 45% (приблизительно $140 млрд.) от ВВП всего континента, является более чем красноречивым подтверждением позиций Претории.

К этому можно добавить, что ЮАР оказалась в списке государств, с которыми Украина подписала соглашения о военно-техническом сотрудничестве едва ли не в первую очередь. То есть уже во время первых шагов к рынку вооружений украинские политики и торговцы оружием осознавали перспективы сотрудничества с ЮАР. Это произошло в 1995 г., а еще через два года соглашение было ратифицировано сторонами. Но на этом развитие ВТС и замерло. Не исключено, что как раз для его продвижения на новый уровень пожаловала в Киев секретарь по вопросам обороны этой страны Дженюари Масилела, в составе делегации которой есть начальник службы закупок вооружений и представители госкорпорации по вооружению ARMSCOR.

Стратегическая линия Южной Африки

Надо сказать, что высокие гости из далекого зарубежья появились в Киеве не впервые. В Южной Африке давно заинтересовались Украиной, и не только оборонно-промышленной. Еще в 1999 г. планировалось, что ЮАР посетит с официальным визитом украинский военный министр. С визитом что-то не получилось, но в сентябре 2000 г. Киев навестил заместитель президента Южно-Африканской Республики Джейкоб Зума. Уже тогда было достигнуто несколько соглашений в экономической сфере, а вопросы обмена технологиями, проведения научно-исследовательских работ, осуществления авиационных и морских грузоперевозок попали в список приоритетных.

Что же касается ВТС, то, несмотря на обоюдное желание, выяснилось, что взгляды на это сотрудничество все-таки очень разные. Украинская сторона акцентировала внимание на прямом сбыте Претории вооружений и военной техники, представители же последней от услуг Украины упорно отказывались. Сегодня обе стороны говорят, что для этого были вполне объективные причины. В частности, политика ЮАР в области модернизации своей армии заключалась еще и в привлечении инвесторов, а инвестировать производство иностранного государства Украина по понятным причинам не может себе позволить.

Вследствие особых подходов ЮАР к закупкам ВВТ не только Украина оказалась за бортом в весьма емких тендерах. Даже Россия, выставившая для участия в тендерах свои подлодки проекта «К-636», истребители Миг-29 и тренировочные самолеты Як-130, не сумела добиться победы и заключить сделки. Это при том, что правительство ЮАР ежегодно увеличивает военный бюджет. Например, на 2001/2002 ф.г. он был увеличен на 14,5% — до 15,8 млрд. рандов против 13,9 млрд. рандов ($1,8 млрд.) в предшествующем году. В планах Претории — увеличить оборонные расходы в 2002/2003 ф.г. — до 16,8 млрд. рандов, и в 2003/2004 ф.г. — до 17,9 млрд. рандов. Большая часть всех этих затрат идет на одиннадцатилетнюю программу военных закупок, одобренную в ноябре 1999 г. в сумме 43 млрд. рандов.

Еще в 1999 г. министр обороны ЮАР Мосиуоа Лекота подписал долгосрочные контракты на сумму более $5 млрд. Например, этой программой предусматривается приобретение четырех сторожевых кораблей, трех подлодок, 28 многоцелевых шведских истребителей Gripen фирмы Saab/BAе, 24 учебно-тренировочных самолета Hawk-100 фирмы BAе Systems на общую сумму $4,77 млрд.

Грэг Миллс, национальный директор Южноафриканского института международных дел (SAIIA) на базе Университета Витс в Йоханнесбурге, считает, что ключевым фактором в выборах вооружений и военной техники была однозначная позиция ориентации Южной Африки на тенденции глобальной оборонной промышленности, разделенной на два появляющихся блока: европейцев и США. ЮАР, по мнению ее национальных специалистов, извлечет больше пользы, если будет поставлять европейцам отдельные узлы и агрегаты ВВТ, а не будет иметь замкнутые циклы по производству специфической продукции. Небезынтересно, что закупки ВВТ производились за счет сэкономленных средств от сокращения личного состава. Имея 42 млн. населения (практически столько же, сколько и Украина), ЮАР содержит 80-тысячную армию, в 3,8 раза меньшую, чем ВС нашего государства.

Зато уже сегодня ЮАР занимает ведущие позиции по производству некоторых видов вооружений. Так, южноафриканские гаубицы и бронетранспортеры получили признание во многих странах мира. Как государство, одно из первых поставившее подпись под международным соглашением о запрещении пехотных мин, Южная Африка располагает собственными новейшими средствами обнаружения и уничтожения мин.

Эксперты считают, что одним из ключевых факторов успеха является допуск на свой рынок ряда европейских фирм еще в конце девяностых. Так, к концу 1999 г. ADS (African Defense Systems) был полностью приобретен французской фирмой «Томсон-CSF». Английская фирма VDS (Vickers Defense Systems) еще в октябре 1999 г. купила за $514 млн. всю собственность отделения «Рютек», связанную с производством легких бронемашин. В конце того же 1999 г. шведская фирма «ЦельсиусТех» уже владела 49% собственности южноафриканского филиала «Гринтек Авитроникс», которая производит системы радиоэлектронной борьбы. А уполномоченная по доверенности группа «Кюнин Текнолоджи Лимитед» имела самый большой пакет акций всего отделения южноафриканской «Гринтек» — 41,7%. Фирма «БАе Системз» тоже проявила активность в ЮАР: ныне она владеет 100% собственности южноафриканской фирмы «Парадигм Системз Текнолоджи», которая занимается авиакосмической техникой и вопросами организации материально-технического обеспечения. Кроме того, «БАе Системз» принадлежит и 20% акций южноафриканской «ATE», являющейся, в свою очередь, поставщиком авиационной бортовой электроники и производителем беспилотных летательных аппаратов.

Наряду с французскими фирмами «Аэроспасьяль-Матра» и «Томсон-CSF», немецкая «ДАЗА» в июне 1999 г. приобрела 33% акций фирмы «Рюнерт Рэдар Системз», входящей в группу «Рютек». Можно не сомневаться, этот список пополнился и в последние годы. Естественно, в таких условиях будет излишним надеяться, что ЮАР закупит украинскую технику в ущерб британским, немецким или французским интересам.

У ворот Африканского континента

И все же активизировать усилия в области ВТС с ЮАР стоит, считает большинство украинских специалистов. У Украины есть и опыт работы на этом рынке: в прошлом году госкомпания по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт» среди других четырех десятков претендентов принимала участие в тендере на поставки ЮАР наземных систем ПВО. Правда, сами представители Украины оценивают шансы на успех не слишком радужно: уж очень тверды позиции на этом рынке у ряда западных компаний. Хотя участие Украины в этом проекте, рассчитанном на десять лет, не исключается. Во-первых, потому, что в ЮАР нет собственной единой системы ПВО, а Украина на сегодняшний день имеет опыт ее создания в целом ряде государств. К примеру, несколько лет назад в украинскую столицу пришло письмо из Туркменистана с благодарностью за восстановление системы ПВО, еще немного позже Тбилиси попросил Киев о помощи в создании целостной системы ПВО для защиты столицы Грузии. А во-вторых, объективно стоимость работ в Украине значительно дешевле, нежели в других государствах первой десятки поставщиков оружия.

В то же время ЮАР указывает на необходимость изменения взглядов на сотрудничество. Как говорят представители южноафриканской стороны, рассматриваться будут предложения не о прямых закупках у Украины, а о развитии совместных проектов. Наиболее перспективными тут считаются совместный выход на рынок космических услуг и развитие сотрудничества в области авиастроения. Первым направлением с 1998 г. занимается ГКБ «Южное», и, по всей видимости, если будет найден надежный инвестор с тремя сотнями миллионов долларов, прорыв может получиться. В этом случае могут быть использованы как украинские ракетоносители «Циклон», так и украинско-российские ракеты «Днепр», созданные на основе межконтинентальных баллистических ракет SS-18. Что касается второго направления, то, по мнению специалистов обоих государств, совместная работа по таким самолетам как Ан-140, Ан-70 и Ан-74 (при участии ЮАР в комплектации воздушных машин электроникой), может привести к реальным многомиллионным сделкам на африканском рынке. Не исключено, что и сама ЮАР закупит такие машины: парк ВВС этой страны должен начать модернизироваться в 2007—08 гг. Наконец, был бы вполне оправдан совместный выход на рынок гуманитарного разминирования. Можно вспомнить, что первый этап ливанского тендера Украина проиграла британцам, в основном по причине неравных позиций на рынке и не слишком впечатляющего оснащения. Теперь упущенное на ливанском рынке намерены отвоевать гражданские специалисты (в основном из бывших военных), но это не единственное государство, где требуются саперы.

В последнее время ЮАР демонстрирует не только активность на мировых рынках, но и удивительную гибкость в работе с международными партнерами. Среди последних, бесспорно успешных шагов ЮАР — подписание в Претории меморандума о сотрудничестве в области обороны с Кувейтом. Кроме расширения военного сотрудничества в подготовке кадров и проведении совместных военных учений, предполагается и взаимодействие в области обмена военными технологиями. Еще раньше ЮАР и Ливия провели интенсивные переговоры о возможности двустороннего сотрудничества в области производства и продажи вооружений.

Триполи посетил и президент ЮАР Табо Мбеки. При этом министр государственных предприятий Джеф Радебе подтвердил, что Претория и Триполи изучают вопрос о заключении сделки на поставки южноафриканских вооружений в Ливию. Стоит ли говорить о том, насколько важно развивать сотрудничество с ЮАР, если речь пойдет о конкретных контрактах по модернизации постсоветских вооружений на севере Африки.

Другими словами, Йоханнесбург активно ищет новые пути для реализации своих ВВТ и технологий в различных регионах. В Индии представителям Южной Африки уже удалось достичь успеха. Есть контракты и в Европе. Специалисты уверены, что на очереди Латинская Америка, где представители Претории ныне намереваются реализовать модернизированные с Россией истребители «Мираж» или выполнить подобный проект на территории заказчика.

Нынешние переговоры с южноафриканской делегацией представители Украины комментируют весьма неохотно (кроме того, на момент написания статьи они еще не были окончены). Указывают, правда, на обнаруженные возможности совместной работы в области модернизации авиатехники, создания легкой бронетехники, радиолокации и средств ПВО. Однако все это требует проработки. Среди безусловно важных шагов Украины навстречу этому рынку — решение принять участие в выставке ADD-2002 (Africa Aerospace and Defense-2002) в сентябре с.г. и решение о назначении в это государство военного атташе. Подходы к ВТС с ЮАР должны измениться, и об этом говорят едва ли не во всех украинских ведомствах, имеющих отношение к данной сфере.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме