Украина, Европа и Хамство, или Несколько слов «ни о чем».

Поделиться
Ни Европа, ни мнимые или реальные ценности не просто не нужны этому государству и евроинтеграторам, они для нас и неподъемны, и системно чужды.

Иногда хочется поговорить о нас. Поделиться мыслями вслух «ни о чем», без фамилий и аббревиатур, без «актуальных» новостей и запутанных историй. О том, что для нас важно всегда, о том, что нас «гложет» в этой стране. В тех интонациях, на которые это «о том» заслуживает, используя термины «не для печати». Потому что эти разговоры — наш настоящий жизненный опыт, именно так мы радуемся, печалимся и спорим в поиске важных для нас ответов. Там любой из нас — соучастник важного действа, а не просто наблюдатель. Давайте разговаривать. Возможно, по-новому посмотрим на фамилии, аббревиатуры, актуальные новости и т.д.

Начало зимы и первый снег традиционно «удивили» мистическим в своей неотвратимости транспортным хаосом. А еще удивили ощущением, которое мы обещали себе больше не позволять, — очередным шоком от головокружительного хамства на территории, которая, оказывается, не отбрасывает категорически своих европейских ожиданий.

Этому титульному хамству надо отдать должное — оно добросовестно и трудолюбиво лезет нам в лицо из всех без исключения сфер нашей «про-европейской» жизни. Из политики, экономики, культуры, здравоохранения, быта, учреждений ЖКХ, соседнего подъезда, стоянки под домом, нелениво приоткрытого окна черного «мерса» и т.п. Наша вежливость (если кто является носителем такого вируса) — стыдлива и боязлива, наше хамство — проактивно и всепобеждающе.

Исключительно циничным хамством являются мечтательные намеки политиков о европейском выборе и тех же ценностях как основе их политической «программы». Особенно тех из них, в ком столько же европейских ценностей, как у комодского варана. Это меркантильное лицемерие подло вдвойне. Ни Европа, ни мнимые или реальные ценности не просто не нужны этому государству и евроинтеграторам, они для нас и неподъемны, и системно чужды. Есть, правда, такие слова с корнем «евро» (Евровидение, Евро-2012 и т.п.), которые категорически интересны, потому что включают в себя слово «евро» в миллионных измерениях.

Не надо врать ни себе, ни людям. Украина не Европа не потому, что там лучше или хуже в зависимости от того, кто в какую риторику играет. Ценности — это правила игры, а правила категорически не для нас, если они мешают решать вопрос «обеспечения Семьи». Этот императив дает моральное право на все — лгать и «подставлять» друг друга, интриговать, тянуть по копейкам или миллионами «в дом» бюджетные и внебюджетные средства, манипулировать законами и правилами, угрожать и сажать всех подряд. Этот господствующий примитивный родо-племенной порядок — это не только о политиках, власти и «тех»; это о нас, далеко в этом не европейцев. Семья, дом — единственная значимая святость. Мир вне этой освященной ценности — вражеский и хищный. Его можно — и необходимо — мгновенно «намахать», обхамить и оплевать ядом. В большей или меньшей степени, в зависимости от уровня воспитания, образованности, возможностей и неравнодушия.

Все эти европейские выверты с уважением к законам, как писаным так и неписаным, вызывают у нас снисходительную улыбку. Мы хотим жить так, как они, но категорически отказываемся вести себя, как они. У многих из нас не вызовет гомерического хохота фраза «Слушай, старик/старуха, это может и не противозаконно, но так не делается»? Да-да-да, у них миллион проблем, «пусть в зеркало посмотрят и т.п.». Но речь же не о Европе, пусть сокрушается своими проблемами сама. Речь о нас. Правила нужны не потому, что они делают людей более честными или более порядочными, а потому, что они упорядочивают сосуществование людей. А дальше логика проста — если ты хочешь сосуществовать с другими, ты уважаешь правила. И соответственно, если не хочешь… Правильно, это означает, что условный и безусловный «близкий» нам объект «броска» и (или) хамства, особенно если он-она-оно стоит помехой условной схеме хапанул — и в нору. Нет, в церковь мы сходим, чего уж. Свечку там, милостыню. Религиозные ценности (независимо от конфессии) нам совсем не мешают, даже помогают. С «шефом» договорились, а с людишками это уже такое дело, разберемся.

Непросто семьям с малыми детьми. Потому что как-то жутко от размышлений о потенциальных «ролевых моделях» для наших детей. «Мужчина (или женщина) успеха» современной Украины — тема для долгого и не менее тоскливого разговора. Таким образом, как воспитывать детей — вопрос открыт. Акцент делать на «выживание» в среде, которая уверенно движется к максимальному упрощению, то есть к уровню абсолютного доминирования базовых хватательно-загребающих рефлексов? Или на беловоронные принципы, которые вряд ли помогут в эффективной социальной адаптации? Дети ходят по стране, погрузившейся в накопительно-карьерную вакханалию, и за пределами семьи ничему хорошему она научить не может.

Нужно признать, что всесильное хамство в Украине, как водится, имеет свою смешную сторону; умеем мы даже хамить неповторимо гротескным образом. Кадет Дауэрлинг, один из эпизодических героев Гашековского «Швейка», одарил мир «зоологической загадкой «свинский пес». Природа и механика украинского хамства культивирует зоологическое создание не менее загадочное — что-то на манер «кроличий волк». Эта национальная шизофрения в зависимости от того, кто кому может «вломить» — мы чужому или чужой нам, заставляет модифицировать свое поведение, иногда меняя его туда-сюда в присутствии тех же чужих. Феномен далеко не нов (Тарас Григорьевич воспел его в комедии «Сон», если интересно), но с тех пор технологии усовершенствовали. Уровень покорной неспособности и нежелания разорвать круг стабилизирующе убаюкивает, и потому сбивает с толку. Скольким «волкам» этого государства никогда не приходилось исполнять «кроля», поднимая трубку телефона?..

Эта война всех против всех не оставляет нас абсолютно опустошенными. Значительное количество из нас находится в состоянии «смысловых» поисков и старается структурировать свой досуг соответствующим образом. Но воспринимаем мы это, скорее, как своего рода прихоть. Завтра новый жесткий день, преисполненный борьбы, самозащиты и т.п.

Интересно, что, несмотря на иллюзии и мифы, «неевропейскость» — феномен сверхрегиональный. Кто-то возмутится; кто-то скажет — ну и славно, а никто и не хотел. Любой из нас неевропейский по-своему, это правда, и мы едины в главном — в своей неспособности разобраться в себе ни с помощью посторонних, ни без нее.

Наша базовая проблема — мы не умеем об этом говорить. Ни в среде экспертов (историков, социологов, социопсихологов, философов и т.п.), чей птичий язык и закатанные глаза может выдержать лишь чрезвычайно мотивированная аудитория. Ни на полосах или (прости, Господи) в эфирах отечественных СМИ, предсказуемых до физической оскомины, популярность которых заставляет чесать затылок не одного эксперта. И, как оказалось, не по силам справиться с задачей тем площадкам, которые успешно выполняют эту функцию где-либо — социальным сетям в Интернете. Недавняя истерия по поводу этнического происхождения работницы зарубежного шоу-бизнеса, факт существования которой для многих был новостью, лишнее (и не последнее, наверное) тому подтверждение. Пространство, призвано стать эффективным заменителем средообразущих процессов, которые когда-то были прерогативой культовых учреждений общественного питания, размазало себя между истомными фото и вездесущими «демотиваторами». Более вдохновенно и мотивированно не «демотиваторит», небось, никто в мире.

А поговорить надо. Наверное, есть множество научно обоснованных, метко сформулированных и неповторимо остроумных мыслей относительно причин всего сказанного выше. Большинство из нас, сравнительно обычных или совсем средних граждан этого государства, это не греет. Нам хочется светлых примеров гражданских успехов, а не просто героических (и трагических) подвигов. Нам хочется ощутить локоть сожителя, которому, как и нам, глубоко безразлично то, что плетут все без исключения представители «истеблишмента» всех фронтов. Который хочет быть «европейцем» безотносительно к тому, с каким континентом он хочет себя ассоциировать. Который не бросит, не подставит, не солжет, не украдет и т.п. Пусть иногда не поймет, но поспорит, хоть до хрипоты, но без мордобоя и смертельных обид, не лукавя и не становясь в позу.

Мы переживаем, все еще думаем, смеемся и чокаемся. Мы еще не готовы не общаться. Мы все меньше и меньше знаем толк в том, что творится в нашем политикуме. Нас значительно меньше, чем должно бы, беспокоит состояние экономики — потому что не нам она «принадлежит». У нас есть пусть не четко аргументированное, но тревожное ощущение, что мы теряем шанс модерно перезагрузить свою, пусть даже неевропейскую, по чьему-то мнению, культуру. Мы в тихом шоке от размышлений над завтрашним днем.

В стране есть люди, которые должны были бы нести ответственность за все это. Как-то так случилось, что мы потеряли какой-либо контроль над ними. Но хамство — то есть в первую очередь его отсутствие — может стать истинно нашим ответом.

Давайте попробуем не потерять контроля над собой.

Напис-На-Паркані

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме