Дополнительные дипломатические услуги украинских дипломатов за рубежом, оказываемые отечественным чиновникам и компаниям, должны стать платными. Такое мнение в статье для «Зеркала недели» озвучил доктор экономических наук, профессор Александр Шаров.
По его словам, в частности, американская дипломатическая практика предусматривает оплату за маркетинговые исследования или помощь, связанную с организацией участия в работе торговых выставок.
Аналогичным образом поступают и дипломаты Ирландии, Швейцарии и Франции, которые, кроме того, получают плату за услуги, предоставление которых требует отдельных обращений в государственные или коммерческие структуры страны пребывания, отметил ученый.
При этом он уточнил, что стоимость таких услуг колеблется в пределах 140–160 долл. за час работы, или 450 евро за полдня, так как полный рабочий день, как правило, такой работе дипломаты не имеют права посвящать. Причем во многих случаях, особенно если речь идет о маркетинговых исследованиях, посольства просто заключают субконтракты с местными специализированными фирмами, пояснил Шаров.
«А наши ребята за ту же зарплату…» знаете сколько времени и сил тратят на такие исследования? А на чиновничий ликбез? Это я имею в виду подготовку информационно-аналитических записок, призванных удовлетворить любопытство высоких должностных лиц разных министерств и ведомств в вопросах, без знания которых они вообще не должны были занимать свои должности. А они, захватив командные высоты, теперь выясняют, а как в мире делается то, что входит в их прямые служебные обязанности», — подчеркнул он.
Эксперт убежден, что бесплатная дипломатическая поддержка свыше определенного минимального общедоступного уровня означает проявление несправедливой привилегии, которую одна отечественная компания получает по сравнению с другой.
Кроме того, эксклюзивные дипуслуги открывают и путь к коррупции, считает он, а прозрачный и платный, равнодоступный механизм таких услуг все расставит на свои места.
По мнению Шарова, государство также должно установить четкие критерии отбора тех, на кого работают отечественные дипломаты.
«Уж если они (дипломаты, — ред.) и выполняют работу толкачей или бесплатных консультантов, то отбор «счастливчиков», для кого это делается, должен быть прозрачным и логически обоснованным (то есть осуществляться в соответствии с публично объявленными приоритетами)», — считает ученый.
Подробнее читатйте в статье Александра Шарова «Это — экономика, господа хорошие!» в свежем номере «ЗН».