Решение, которое было принято 10 декабря, прорабатывалось и вынашивалось давно. И для многих не стало неожиданным. Согласно приказу генерального директора «Укрспецэкспорта» Валерия Шмарова, дочерних фирм компании стало меньше почти наполовину: из пяти осталось три. По сути, Украина вернулась в 1996 год — тогда при формировании «Укрспецэкспорта» в его состав вошли три компании, которые и остались ядром украинского оружейного экспорта.
Первый сигнал, оповестивший о чистке спецэкспортеров, прозвучал год назад. Тогда президентским указом от 15 ноября под номером 1040/2002 правительству было поручено в течение месяца укоротить список компаний, уполномоченных экспортировать и импортировать товары военного назначения. Кроме того, тогда же Кабинету министров было предписано ввести для предприятий ОПК порядок проведения переговоров с иностранными заказчиками об осуществлении экспортно-импортных операций с товарами военного назначения и двойного использования исключительно через государственную компанию по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт». После ноябрьского указа гендиректор компании Валерий Шмаров утверждал, что «Укрспецэкспорт» проводит у себя внутреннюю реорганизацию, направленную на совершенствование структуры. На «Укрспецэкспорт» также были возложены дополнительные требования, связанные с координацией специального экспорта. Но принятие «рубящего» решения по спецэкспортерам, как видим, затянулось на год.
Выбор пал на два самых молодых дочерних предприятия — «Промоборонэкспорт» и «Спецтехноэкспорт». Первое изначально создавалось как избыточная компания — по настоянию бывшего министра промышленной политики Украины Василия Гуреева. По его задумке, «Промоборонэкспорт» должен был стать торгующей структурой именно Минпромполитики. Но в те времена степень влияния главы госкомпании «Укрспецэкспорт» Валерия Малева оказалась значительно выше, и в результате компания стала еще одной дочерней структурой госкомпании «Укрспецэкспорт». Приоритетом деятельности «Промоборонэкспорта», как отмечало его руководство, являлось взаимовыгодное сотрудничество и расширение деловых контактов на рынке товаров и услуг военно-технического назначения. В принципе, структура, руководимая Всеволодом Звершковским, никому особо и не мешала. Однако по объему реализованных сделок «Промоборонэкспорт» имел самые низкие показатели среди спецэкспортеров.
«Спецтехноэкспорт» был создан в июле 1998-го по инициативе Министерства науки и технологий, хотя формальным основателем предприятия стал «Укрспецэкспорт». Компании предстояло увеличить объем экспорта отечественных технологий военного и двойного назначения. Тем не менее данное внешнеторговое предприятие (которым до упразднения руководил Юрий Терещенко) было замечено в излишней любви к стандартным контрактам — торговле «железом». Руководство «Спецтехноэкспорта» рассчитывало на ежегодный доход порядка 100 млн. долл. В дальнейшем эти цифры не опровергались, но и не подтверждались. В активе «Спецтехноэкспорта» значится довольно мощный ливийский контракт — на поставку двух «Русланов» (Ан-124), ему, по всей видимости, не простили конкуренции с некоторыми «собратьями». За что «дочка» и была покарана.
Банальную внутреннюю конкуренцию между спецэкспортерами и называют самой веской причиной ликвидации двух компаний. Даже если бегло взглянуть на рекламные буклеты украинских государственных организаций по торговле критическими товарами, можно встретить однотипные номенклатуру и услуги специального назначения, предлагаемые разными экспортерами-посредниками. В какой-то степени эта ситуация даже дезориентирует иностранного заказчика: он не знает, к кому обратиться за покупкой стреляющего товара. Хотя, конечно, это справедливо лишь отчасти. Поскольку актуально только для нового партнера Украины в области ВТС. Потому что, если государство Х интересуется танками, то, скорее всего, оно обратится в «Прогресс», если ремонтом боевых самолетов или систем ПВО — в «Укроборонсервис».
Тогда почему все-таки пали «Спецтехноэкспорт» и «Промоборонэкспорт»? Специалисты, объясняя ситуацию, в первую очередь говорят о статистике. Объемы реализации продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения у этих двух компаний меньше, чем у остальных. Опять-таки, эта объективность тоже вполне объяснима: «Прогресс», «Укроборонсервис» и «Укринмаш» за многолетнюю практику приобрели традиционных партнеров, на них завязаны не просто контракты, но целые направления. У «Прогресса» объемы экспорта хоть и не такие впечатляющие, как во времена пакистанского танкового контракта, но они, начиная с 2001 г., постоянно растут. «Укроборонсервис» считается самым успешным специальным экспортером — и по объемам контрактов, и по размаху самих работ. Кстати, это предприятие принимает участие в ряде государственных программ, связанных с перевооружением и переоснащением Вооруженных сил Украины. «Укринмаш» — стабильный и предсказуемый игрок на рынке хоть и считается самым скромным и самым осторожным из всех (в течение многих лет выполняет план ровно на 102%).
Что дальше? Сокращение количества специальных экспортеров отражает общую тенденцию укрупнения и монополизации сферы оружейной торговли. Кстати, это касается не только специальных экспортеров-посредников, но и промышленных структур. Возможное решение о создании национальной холдинговой компании «Высокоточное оружие Украины» имеет ту же природу (информация об этом витает в кулуарах уже более месяца).
Некоторые эксперты склонны считать, что такое развитие событий может ударить по объемам оружейной торговли, их некоторое падение возможно уже к концу текущего года. Именно так и было в России, когда в ноябре 2000 г. на месте трех оружейных экспортеров появилось ФГУП «Рособоронэкспорт». Однако уже через год объемы российской оружейной торговли поднялись до самой высокой планки за всю историю российского военного экспорта.