Из протокола заседания Кабмина от 30.04.2014 г.:
"О.Семерак - Постановление предлагает ликвидировать Государственную службу по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства. Предлагается поддержать с доработкой, возможна смена названия.
А.Яценюк - Топорно работаете.
О.Семерак - Зато просто и понятно.
(Далее идет обсуждение данного вопроса, во время которого Александра Кужель протестует против принятия постановления о ликвидации.)
О.Семерак - Для Александры Владимировны я хотел бы повторить: мы ликвидируем орган, где мы не можем заменить руководителя, и создаем другой орган, который будет выполнять те же функции. Мы об этом с Вами говорили два месяца.
А.Кужель - Это не путь - ликвидировать орган и тратить из бюджета деньги на замену всех…"
Результат: 15 июля, то есть только через два с половиной месяца, на сайте правительства опубликован текст постановления КМУ №252 от 30.04.2014 г. Акт Кабмина фактически предусматривает переименование (появляется Государственная регуляторная служба) одного и того же органа исполнительной власти и перераспределение отдельных функций и полномочий между двумя органами исполнительной власти. Полномочия и функции по реализации регуляторной политики и политики в сфере лицензирования, разрешительной системы, надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности возлагаются на Государственную регуляторную службу. Полномочия и функции, связанные с вопросами развития малого и среднего предпринимательства, достались Минэкономразвития.
Но что оставалось судьям Окружного административного суда г. Киева после изучения этой стенограммы заседания правительства? Объективно констатировать тот факт, что "главной целью (цитата из постановления суда от 18.09.2014 г. - Ред.) принятия оспариваемого постановления Кабинета Министров "О государственной регуляторной службе Украины" является желание сменить руководителя действующего органа - Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства".
Кроме того, судьи не могли не учесть следующие моменты. Проект постановления КМУ вносился на рассмотрение заседания правительства без предварительного рассмотрения на правительственном комитете, не был надлежаще завизирован, не сопровождался экспертными выводами секретариата Кабмина, не согласовывался с заинтересованными органами, не посылался специалистам и объединениям граждан. На момент принятия документа (30 апреля 2014 г.) отсутствовали предусмотренные регламентом правительства дополнения: пояснительная записка, справка согласования проекта, вывод правовой экспертизы. Отсутствовали финансово-экономические расчеты бюджетных расходов на реализацию акта… Не будем утомлять читателя дальнейшим перечислением допущенных грехов из-за топорной работы.
В общем, результат тяжбы руководителя Госпредпринимательства Михаила Бродского к Кабмину закономерен. Исковые требования суд удовлетворил в полной мере. Постановление КМУ №252 "О Государственной регуляторной службе" признано незаконным и отменено.
Вот что по этому поводу сказал ZN.UA сам Михаил Бродский: "Госорганы всегда пытались выйти из-под регуляторного надзора. Сколько мы "убили" бумажек справок и схем. Из крупных: техосмотры, ЕДАПС с голограммами, доверенности, лицензии, разрешения… Это ежедневная кропотливая работа, ведь чиновники постоянно пытаются что-то новое внести, чтобы создать барьер, который помогает "обилечивать" граждан. А моя функция этот барьер ликвидировать. Такая структура существует во всем мире. Я понимаю, если бы бизнес сказал, что я не прав, что я плохо работаю. Но этого нет. Зато госорганы всегда пытались меня ликвидировать. При Януковиче. Один раз меня даже ликвидировали. Потом, когда увидели, как начало расти количество регуляторных актов, поняли, что это была ошибка и создали снова… Я готов освободить это место. Но пусть оставят структуру и найдут человека, который не сдаст позиций. Вот в чем проблема".
Но на этом история не заканчивается. Более того, как считает М.Бродский, она является лишь следствием других не менее интригующих событий, которые он изложил в своем заявлении в Генпрокуратуру. И тут выходят на сцену перипетии вокруг Госпредпринимательства и государственной компании "Укрэкокомресурсы", которая подчинена непосредственно Кабинету министров.
"Искусственная ликвидация Госпредпринимательства с нарушением всех нормативно установленных регламентных требований имела единственную цель - "убрать" меня как руководителя указанного органа с пути "успешного процветания" коррупционной деятельности компании и лиц, которые за ней стоят", - значится в заявлении в ГПУ.
Напомним, что согласно Постановлению КМУ №508 и совместному приказу Минэкономики, Минприроды и Гостаможслужбы №789/414/709, датированным 2009 г., производители и импортеры упакованных товаров обязаны заключать договоры по организации сбора и утилизации тары и упаковочных материалов исключительно с ГК "Укрэкокомресурсы". При этом не секрет, что на практике фиксируются случаи, когда оплаченные бизнесом услуги выполняются лишь виртуально. Цена вопроса - 500 млн.гривен в год. По курсу 1:8.
Естественно, монополия на услуги не могла пройти мимо органа, защищающего законные права и интересы бизнеса. А дальше - суды и даже остановка деятельности компании "Укрэкокомресурсы". Затем обращение М.Бродского в Кабмин непосредственно к министру Кабинета министров О.Семераку с просьбой принять меры по недопущению возобновления действия Совместного приказа №789/414/709 и содействовать ликвидации коррупционных схем при оформлении товаров в таре и упаковке.
Как закономерный результат борьбы Госпредпринимательства с коррупцией - предложение руководителю структуры добровольно уйти в отставку. Не получилось. Дальше, читатель, вы уже знаете - в отставку отправили всю службу Госпредпринимательства.
В набросанной картине не хватает лишь одного штриха. Его жирным маркером навел Павел Шеремета, сказав на сентябрьском саммите YES в Киеве: "Есть компания "Укрэкоресурс". Она официально утилизирует упаковку. Я четыре раза пытался уничтожить эту компанию. Один раз мне сказали, чтобы не трогал ее, потому что эта компания нужна для потока денег для избирательной кампании одной из партий. В другой раз мне сказали, чтобы не трогал ее, потому что уже две партии получали финансирование через нее". Очень не хочется думать, что речь идет о "Свободе", чей ставленник возглавляет Минэкологии, без экоинспекции которого схема "Укрэкоресурсов" невозможна; а также о премьерской партии. Хотя и праведный гнев Павла Шереметы отчасти экс-министр должен переадресовать себе: представитель его министерства на последнее заседание суда (в конце апреля) между Госкомпредпринимательством и "Укрэкоресурсами" трусливо не явился.
Но одно ясно точно: в нашей стране перманентных выборов имеем дело с непотопляемой компанией, специализирующейся на отходах. Устойчивый получился тандем: "отходы" защищают отходы.