Свободная экономическая блокада

19 июня, 2015, 23:02 Распечатать Выпуск № 22, 19 июня-26 июня 2015г.
Отправить
Отправить

Но главное, что бьет по правам граждан Украины, это, конечно, порядок въезда/выезда, который Кабмин обновил и ввел в действие с 11 июня. Судя по нововведениям, наиболее опасными - ввиду самых строгих требований - правительство считает несовершеннолетних детей граждан Украины. Согласно новому Порядку, пересечение административной границы с Крымом для них возможно только по предъявлению заграничного паспорта.

Свободная экономическая блокада

Крайний контрольно-пропускной пункт на административной границе между Херсонщиной и оккупированным Крымом больше похож на "скворечник". Этот МАФ - наш южный форпост, так сказать. Дальше - заминированный мост и КПП погрануправления ФСБ РФ.

На укрепление линии "границы" Россия тратится, не скупясь. По данным Центра журналистских расследований, основанных на анализе проводимых Росграницей и ФСБ госзакупок, только проектная документация на обустройство пунктов пропуска "Армянск", "Джанкой" и "Перекоп" потянула на 120 миллионов рублей, сама же "реконструкция" должна перевалить за миллиард. Спецоборудование будет закупаться отдельно, даже туда, где, по логике вещей, оно и не нужно. Например, на железнодорожные пункты пропуска, хотя сообщения с украинским материком нет с конца прошлого года, и его возобновления не предполагается, или на пункты пропуска аэропорта "Симферополь", куда из-за санкций летают только российские авиакомпании. Особым спросом пользуется колючая проволока - уже проведенных закупок ФСБ достаточно, чтобы отгородиться от материковой Украины сооружением в 8–9 рядов.

Увы, но никаких госзакупок в нашем Вестнике для укрепления линии "границы" с оккупированным Крымом найти не удалось. Более того, "хозяин" у наших КПП появился только 4 июня этого года - Кабмин определил ответственным за их обустройство министерство инфраструктуры.

Только через год после аннексии Крыма Кабмин назначил главу Госслужбы по вопросам оккупированных АР Крым и Севастополя - Аслана Омер Кырымлы, который первым делом отправился инспектировать пункты пропуска. Как оказалось, легче было сказать, что там есть, нежели чего нет - для нормального функционирования погранконтроля и человеческих условий для людей, которые его проходят. А нет самого элементарного - даже должного освещения территории вокруг КПП, не говоря уже о санитарных стандартах.

Но главное, что бьет по правам граждан Украины, это, конечно, порядок въезда/выезда, который Кабмин обновил и ввел в действие с 11 июня. Судя по нововведениям, наиболее опасными - ввиду самых строгих требований - правительство считает несовершеннолетних детей граждан Украины. Согласно новому Порядку, пересечение административной границы с Крымом для них возможно только по предъявлению заграничного паспорта. То есть родители могут пересекать "кордон" по паспорту гражданина Украины, а их дети - по заграничному. Или по заграничному паспорту родителей, если сведения о них были туда внесены до 1 апреля этого года. Но если дети, не достигшие 16 лет, едут с одним из родителей, то им еще надо предъявить нотариально заверенное согласие второго, для чего крымчанам еще понадобится предварительно смотаться на материк - крымских нотариусов мы не признаем. Иными словами, вводя новый порядок въезда и выезда из Крыма, Кабмин признал несовершеннолетних украинцев с полуострова иностранцами. И материковые украинцы до 16-ти, по логике Порядка, должны воспринимать Крым как заграницу, по факту - Россию.

Правозащитники, проанализировав документ, нашли в нем массу нарушений действующего законодательства и уже обратились в суд. По словам Романа Мартиновского, эксперта Регионального центра прав человека, в исковом заявлении в административный суд они требуют отмены практически всех пунктов Порядка - за исключением одного (!), все остальные нарушают Конституцию и закон об оккупированных территориях. К уже названным нарушениям права свободы передвижения для граждан Украины на своей же территории (Крым - территория Украины, хоть и временно оккупированная), следует также добавить новые полномочия пограничников, которым позволено самостоятельно принимать решение о запрете въезда/выезда. Сделать гражданина Украины невъездным или невыездным, как говорят правозащитники, пограничники могут по любым формальным основаниям, что создаст немало поводов для злоупотреблений, а обжаловать этот запрет в суде будет довольно трудно. Особенно в том случае, если гражданин находится в Крыму и ему отказано в пересечении КПП. Ну а иностранцам или не успевшим получить гражданство Украины репатриантам, которые въехали в Крым до начала действия новых правил, и вовсе не позавидуешь - им теперь нужен спецпропуск миграционной службы Украины. Как его получить, не пересекая "границу"?! В общем, отдельный привет Минюсту, не заметившему таких очевидных несоответствий действующему законодательству.

Суд - дело не скорое, а нарушения прав граждан происходят каждый день, накаляя недовольство действиями Украины. Да, именно Украины, а не ее власти с конкретными фамилиями, потому что эмоции от очередного унижения и дополнительных затрат времени, денег и нервов приводят людей к очевидному вопросу: "Мы Украине не нужны?" Остальное для утвердительного вывода доделает российская пропаганда, которая, как сероводород, заполняет собой все пустоты. Поэтому правозащитники и активисты говорят, что для отмены дискриминационного Порядка будут прилагать усилия не только в судах.

Но для правильного выбора "лекарств" стоит понять природу появления на свет этого документа. Не вдаваясь в пересказ инсайдерской информации (пограничники в приватных беседах уверяют, что сами не поняли, откуда он взялся и зачем был принят), рискну предположить, что все было в худших традициях нашего правительства. На фоне актуализации темы Кабмин Яценюка выдал на-гора свидетельство бурной деятельности, которая в отношении жителей оккупированных территорий давно похожа на шараханье в лабиринте с завязанными глазами. (Чего не скажешь о чутком отношении к интересам родного бизнеса - тут калькулятор из рук и во сне не выпускают). Фон создал законопроект о внесении изменений в закон об оккупированных территориях Крыма, распространяющий его действие на оккупированные районы Донбасса, с ужесточением пропускного режима для людей и полной блокадой для перемещения товаров. По иронии судьбы, резонансный законопроект 2004а был подан группой нардепов, в которой преобладали представители родной премьеру фракции "Народного фронта". А новый Порядок въезда/выезда был утвержден постановлением Кабмина 4 июня. Совпадение? Не думаю…

И вот почему. В предыдущем материале, посвященном этому законопроекту, предполагалось, что главными лоббистами его непринятия будут олигархи и бизнес разного калибра, заинтересованные в продолжении своей легальной льготной деятельности на оккупированной территории Крыма и нелегальной - на территории Донбасса. Потому что отмена закона о фейковой СЭЗ "Крым" не устраивает первых, а полный запрет грузоперевозок - и первых, и вторых. И пока общественность дискутирует о предельно допустимой мере ужесточения передвижения людей и грузов (для удобства именуемой "блокада оккупированных территорий") в жизнь с подачи Кабмина воплощаются драконовские нормы новых правил пересечения "границы" для самой чувствительной категории граждан - несовершеннолетних. Новые правила вводятся не раньше и не позже, а именно в момент начала школьных каникул, когда родители повезут детей к бабушкам-дедушкам в Крым или из Крыма. В момент, когда несовершеннолетние крымские школьники, которые хотят продолжить учебу в украинских школах, колледжах и вузах, устремятся на материк. В период очередного обострения давления на проукраинских активистов: кому-то еще непонятно, что в Крыму запущен сериал прецедентного уголовного преследования - "дело 26 февраля", "дело 3 мая", "дело "Беркута", дела по фактам публикаций в украинских СМИ, подводимых под ст.280.1 УК РФ, по которым можно "упаковывать" тысячи людей, и они вынуждены бежать? Такое впечатление, что у Яценюка кто-то прошел у Суркова спецкурс "Как заставить возненавидеть Украину"…

Хронологию "сценария блокады" продолжил публично не анонсированный альтернативный законопроект об изменениях в закон об оккупированных территориях. Проект 2004а-1 зарегистрирован 17 июня, то есть впритык к процедурному двухнедельному сроку. Автор - Наталья Веселова, фракция "Самопомичи", на момент избрания возглавлявшая благотворительный фонд батальона "Донбасс". Проект учитывает претензии правозащитников к варианту 2004а в части нарушения прав человека на свободу перемещения, то есть устанавливает свободное перемещение граждан Украины с/из оккупированных ее территорий (отмена пропусков, только по предъявлению паспорта гражданина Украины) и устанавливает , скажем так, критический минимум для блокады перемещения грузов (под запрет попадают подакцизные товары и грузы военного и двойного назначения). Наталья Веселова также предлагает "мягкий", но стимулирующий режим вывоза грузов/товаров из оккупированных территорий: право на это имеют только предприятия, зарегистрированные на неоккупированных территориях. То есть, которые платят налоги в бюджет Украины. Красиво и полезно, но, опять-таки, предлагается закрыть глаза на предприятия "двойного назначения". К примеру, все крупные украинские производители, имеющие активы на полуострове, имеют двойную регистрацию - в ЕГРПОУ и ЕГРЮЛ РФ (почин схеме задал на ту пору первый замглавы АП Юрий Косюк). При этом налоги, благодаря закону о СЭЗ "Крым", они платят стране-агрессору, а у нас они освобождены от этой повинности, да еще и минус таможенные пошлины, если им надо что-то доставить на полуостров.

Поэтому не может не радовать, что оба законопроекта предполагают отмену закона о свободной экономической зоне в Крыму, а распространение действия закона об оккупированных территориях - на Донбасс, что исключит намерения (озвученные ранее и президентом) о создании СЭЗ в неподконтрольных районах Донецкой и Луганской областях. Такой узаконенной коррупции страна уже не выдержит.

Теперь о рояле в кустах, разменной монетой для которого может стать все рациональное, описанное выше. Или наоборот. Этот момент по непонятной причине умалчивается политиками и экспертами, хотя в частных разговорах, понизив голос, с разной интонацией говорят: ну там же есть еще статья о выборах…

Конечно, статья 8 закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированных территориях Украины" однозначно и исключительно говорит, что голосование на выборах президента, народных депутатов, а также всеукраинского референдума не организовывается и не проводится. Отдельным, пятым пунктом устанавливается, что на временно оккупированной территории выборы депутатов ВР Крыма, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов и местные референдумы не проводятся.

Только не надо про Минск-2. Давайте принимать и исполнять законы, которые соответствуют Конституции, интересам государства и его граждан и международному праву. И, опять-таки, солидарно с действиями мирового сообщества, на которое мы возложили, как минимум, проблему возвращения Крыма.

В пятницу, 19 июня, без обсуждения (вопрос технический ввиду отсутствия кардинальных изменений) ЕС продлил на год санкции в отношении аннексированного Крыма - запрет торговли, транспортного сообщения и инвестиций. "Санкции" Украины описывает в соцсети ялтинский юрист Юрий Формус: "18 июня 2015. 3 км очередь из грузовиков на въезд в Крым на пункте пропуска "Чаплынка". Ранее видел очередь в 11 км из грузовиков на пункте "Чонгар" и около 8 км - на пункте пропуска "Каланчак".

Водители грузовиков скромно говорят, что ездят по два раза на неделю. С таможней Украины разговаривают "Вася - Петя". Забирая документы, всовываются двумя руками и головой в оконце пограничника". Видео прилагается.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК