Падение американских бомб на китайское посольство в Белграде для неискушенного наблюдателя выглядело как заранее спланированная провокация, причем подготовленная сербскими или российскими спецслужбами. Однако исключительная сложность проведения такой акции дает основание предполагать, что работу иностранных агентов в данном случае выполняли сами американцы. По официальной версии, разведывательные службы США, выбиравшие цели для авиации, приняли здание посольства за сербские военные объекты. Летчики не подкачали.
И в одну ночь Китай был превращен из молчаливого наблюдателя балканской драмы, выражавшего свою позицию лишь голосованием в Совете Безопасности, не только в ее активного участника, но и в едва ли не большего союзника Белграда, чем Россия. Буря ненависти к Соединенным Штатам, охватившая и Пекин, и все другие столицы государств, в которых проживает китайская диаспора, вытеснила из новостей даже подробности югославских бомбардировок. Глядя на молодых китайцев, сжигающих американские флаги и топчущих портреты Клинтона и Олбрайт, я невольно задавал себе вопрос - неужели такие же ребята десять лет назад рисковали жизнью на площади Тяняньминь, призывая руководство своей страны к демократизации жизни в Китае и налаживанию отношений с остальным миром, в первую очередь с теми же США.
Даже в Киеве китайские студенты смогли воплотить в жизнь то, чего так желали, но не смогли исполнить все левые манифестанты вместе взятые, - они не только ввязались в потасовку с силами правопорядка перед зданием бывшего райкома КПУ (а ныне - американского посольства), но и совершили по нему залп яйцами, в полной мере продемонстрировав свое отношение к мировой супердержаве и ее руководству.
Китайцы использовали трагическую ошибку американской космической разведки на все сто процентов. Руководство КНР уже отложило двусторонние консультации в области ядерного нераспространения, контроля за вооружениями и обеспечения международной безопасности. Пекин также прервал диалог с Америкой по вопросам прав человека, и пока что неясно, что смогло бы заставить его к нему вернуться.
Первым практическим крупномасштабным шагом Китая в ответ на бомбардировку натовской авиацией посольства КНР в Белграде стало резкое сокращение сотрудничества между США и Китаем в военной области. Китайская сторона отменила ряд своих визитов высокопоставленных военных в США. Видимо, не состоится и запланированный на июнь визит министра обороны Соединенных Штатов Уильяма Коэна, хотя официально об этом пока не объявлено.
Сокращаются китайско-американские контакты и в других сферах. В список американских высокопоставленных лиц, чьи визиты отменены после трагического события в Белграде, вошли помощник госсекретаря США Стэнли Рот, помощник представителя США на торговых переговорах Роберт Кассиди. Около 100 руководителей американских компаний Среднего Запада во главе с мэром Чикаго Ричардом Дейли были вынуждены отложить на «неопределенное время» поездку с торговой миссией в Шанхай и Пекин. Кроме того, во всех китайских кинотеатрах прекращен показ американских фильмов и отменены концерты в Пекине Бостонского симфонического оркестра.
На этой неделе стала ясна настоящая причина такой бурной реакции. В американскую прессу просочились сведения о том, что разведывательные службы КНР подготовили своему руководству доклад, согласно которому бомбардировка китайского посольства в Белграде была частью операции НАТО по втягиванию Китая в конфликт на Балканах. Именно это и объясняет причину отказа Пекина принять официальные извинения президента США.
Китайские спецслужбы сделали такой вывод после анализа разрушений, которые нанесли авиаудары зданию посольства. Сброшенные с бомбардировщика-невидимки В-2А совершенные американские бомбы типа «JDAM» (обладающие чрезвычайной точностью за счет наведения на цель с помощью спутниковой системы «GPS») полностью уничтожили помещения спецсвязи и аппартаменты военного атташе. Китайцы решили, что при планировании бомбардировки именно эти части посольства были выбраны в качестве целей, а значит, американцы вполне отдавали себе отчет в том, что они собирались бомбить на самом деле.
После этого контролируемым правительством китайским масс-медиа была поставлена задача убедить граждан страны в том, что вину за происшедшее должны нести исключительно Соединенные Штаты. Как видно, эта установка была полностью выдержана. Другие, кроме США, страны НАТО избежали участи американцев.
Когда первая буря массовых возмущений китайских граждан прошла (что можно вполне расценивать как своеобразную артподготовку к последующему наступлению Пекина на дипломатическом фронте), стало ясно, чего хочет Китай от американцев в обмен на прощение. Влиятельная британская газета «The Financial Times» привела слова неназванного внешнеполитического советника Цзян Цзэминя о том, что для нормализации отношений теперь «проявить инициативу» должен Вашингтон. Китайцы рассчитывают на значительный прорыв в трех других спорных с США проблемах: принятии КНР в ВТО без требования дальнейших уступок, опровержении обвинений в краже китайскими шпионами американских ядерных секретов и исключении Тайваня из плана развертывания региональной системы противоракетной обороны.
Китай намекнул, что не против проявить гибкость и все же рассмотреть мирные предложения по Югославии, выработанные «большой восьмеркой». Более того, он даже был согласен на то, чтобы это случилось до прекращения натовских бомбардировок (на чем Пекин ранее категорически настаивал). Однако для этого необходимы были серьезные шаги альянса в целом и США в частности в направлении выполнения условий КНР.
Однако неумеренный аппетит Китая, очевидно, так и останется неудовлетворенным. Дело в том, что отношения между Пекином и Вашингтоном давно уже определяются не одними лишь идеологическими догмами. Еще задолго до начала югославской кампании представители китайской промышленности весьма активно критиковали действия премьера КНР, который, по их мнению, вел переговоры с Вашингтоном о вступлении страны в ВТО в условиях чрезмерной секретности и пошел на значительные уступки США в области открытия внутреннего рынка КНР для американцев. Тем не менее, перспективы членства Китая в этой организации по-прежнему остаются туманными. Поэтому американские конгрессмены в очередной раз должны будут повторить ежегодную процедуру голосования за предоставление Пекину режима наибольшего благоприятствования в торговле. После беспорядков возле американских диппредставительств в КНР и других странах несложно представить, каким будет решение членов законодательного органа США.
Вспомним также, что в течение последних двух месяцев в Вашингтоне неспешно развивается скандал по поводу доступа, полученного китайской разведкой к некоторым американским технологическим секретам (в частности - касающимся изготовления нейтронной бомбы). А на этой неделе он получил очередной импульс в виде 700-страничного доклада специального комитета Конгресса по изучению влияния американо-китайских отношений на национальную безопасность США, возглавляемого конгрессменом Кристофером Коксом.
Просочившиеся в прессу подробности этого документа сенсационны. Оказалось, что китайцы не только воровали секретные американские ядерные и ракетные технологии в течение последних двадцати лет, используя для этого и китайскую диаспору в США, и обмены специалистами, и международные технические выставки, но и продолжают это делать по сегодняшний день. По данным авторов доклада, в настоящее время в США работают более 3 тысяч китайских компаний, имеющих связи с военным ведомством или со сцецслужбами КНР. Добытые незаконным образом американские технологии не только используются для создания новых и модернизации старых китайских вооружений, но и активно передаются третьим странам, отнесенным Вашингтоном в разряд государств-париев.
Понятно, что это только укрепляет в глазах американских граждан образ Китая как, мягко говоря, недружественного для США государства. А прекратить этот процесс администрация Билла Клинтона и сама бы была рада, да не в состоянии. Америка не Китай, и окрика государственного чиновника, пусть даже и наивысшего ранга, здесь недостаточно для того, чтобы заставить прессу отказаться от публикаций на такую щекотливую, но заманчивую тему, как подрыв национальной безопасности государства.
Невелика вероятность и того, что Вашингтон даст Пекину желанную гарантию отказа от включения Тайваня в систему региональной противоракетной обороны. Два месяца назад обе палаты Конгресса США уже приняли решение выделить значительную сумму в военном бюджете страны на разработку и начало внедрения национальной системы ПРО. А Тайвань находится на одном из первых мест в списке кандидатов, которых предполагается включить в эту систему.
Однако несмотря на все вышеизложенное, говорить о замораживании отношений между Соединенными Штатами и Китаем все же было бы преждевременно. Обе страны отдают себе отчет в том, что их связывают значительные экономические интересы, и ни Пекин, ни Вашингтон не хотели бы начала новой «холодной войны», которая имела бы для них катастрофические последствия именно в сфере экономики. Китайцы достаточно умны для того, чтобы использовать возникшую ситуацию с максимумом пользы для себя, не перейдя при этом грани, за которой прогресс в их отношениях с США был бы безвозвратно утерян. Думается, что американцы являются не менее здравомыслящими. Поэтому, скорее всего, обе страны ради общей выгоды найдут в себе силы переступить через взаимные обвинения, которые, как это обычно бывает, являются не более чем очередными козырями в сложной и многоходовой игре.