Нынешняя система голосования заставляет сильно поволноваться тех сознательных украинских граждан, которые оказались за границей и намерены 30 сентября пойти на избирательные участки исполнить свой гражданский долг. Ведь, согласно последней редакции закона о выборах народных депутатов, Государственная пограничная служба должна предоставить в Центризбирком данные о гражданах, которые выехали за рубеж после 2 августа и не вернулись на родину за три дня до даты выборов. Эти украинцы должны быть исключены из списка избирателей на досрочных выборах…
По разным данным, за пределами Украины проживает и работает 3-7 млн. наших соотечественников. Чтобы украинцы смогли принять участие в выборах, в 78 странах уже открыто 115 избирательных участка. Но, поскольку на нынешних «перегонах» не станут прибегать к практике открепительных талонов, не все граждане, находящиеся за границей в день выборов, смогут проголосовать: своими конституционными правами воспользуются только те наши соотечественники, кого внесли в списки избирателей заграничного избирательного округа до 27 сентября.
В списки же 226-го заграничного избирательного округа украинские граждане могут попасть двумя путями. Первый — если они встали на консульский учет до 18 сентября. Выбор этой даты обусловлен тем, что 18 сентября консульские и дипломатические учреждения должны передать участковым комиссиям перечень граждан Украины, которые состоят на консульском учете. На его основе как раз и составляется список избирателей заграничного избирательного округа. На сегодняшний день в нем зарегистрировано около 423 тысяч человек.
Но поскольку консульский учет необязателен, за рамками перечня остаются сотни тысяч граждан Украины, официально и нелегально работающие и проживающие в странах пребывания. Например, в России, как утверждают эксперты, живут и работают 1-3 млн. украинских граждан. А на консульском учете в пяти генеральных консульствах состоит всего лишь около 55 тысяч наших соотечественников. (Правда, некоторая часть людей, состоящих на консульском учете в украинском посольстве в России, уже давно получили российское гражданство, но не спешат уведомлять об этом украинские органы власти.)
Поэтому те, кто пересек украинскую границу до 24 сентября включительно, могут написать заявление в участковую избирательную комиссию с просьбой внести их в список избирателей и предъявить один из документов, удостоверяющих их личность и гражданство Украины: внутренний паспорт, заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, либо свидетельство личности моряка.
Эти заявления участковые избирательные комиссии будут рассматривать до 26 сентября включительно. А вот после этой даты изменения в списки избирателей вносить нельзя, поэтому те, кто выехал за пределы Украины после 26 сентября, не смогут принять участие в голосовании. В целом, по словам первого заместителя главы ЦИК Андрея Магеры, следствием отмены практики использования открепительных талонов может стать то, что в выборах не примут участие 1—2% избирателей, которые в день выборов не будут находиться по месту своего проживания.
Не проголосуют, кстати, и те граждане, которые выехали из страны после 2 августа, но вернутся в Украину после 26 сентября. По всей видимости, в числе граждан, ограниченных в своих конституционных правах, окажется и нынешний министр иностранных дел Арсений Яценюк: глава украинского внешнеполитического ведомства с 24 по 26 сентября будет находиться в Нью-Йорке, где примет участие в работе 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.
То, что граждане, вернувшиеся в Украину менее чем за три дня до выборов, не смогут принять участие в выборах (а таких, по мнению аналитиков, будет несколько десятков тысяч), представляет серьезное нарушение конституционных норм. Не случайно делегация ПАСЕ посчитала, что поправки в избирательном законодательстве Украины, которые позволяют исключать людей из избирательных списков, если они выезжают за границу, «необоснованно ограничивают право голоса и противоречат стандартам Совета Европы» и являются дискриминационными. И хотя Конституционный суд, по представлению президента, принял к рассмотрению этот вопрос, тот темп, с которым работают судьи, дает основания сомневаться, что решение будет принято до 30 сентября.
По мнению экспертов, подобное нарушение конституционных прав украинцев может стать, во-первых, серьезным поводом для того, чтобы опротестовать результаты выборов. Во-вторых, использование «временных карточек учета на границе» дает широкие возможности для определенных махинаций во время голосования, например, некоторых граждан просто забудут «вернуть» на западную или восточную Украину. Причем это может произойти и без злого умысла: свою роль просто сыграет человеческий фактор.
Традиционно существуют опасения, что определенные махинации будут и во время голосования в заграничном избирательном округе. По мнению главы Комитета избирателей Украины Игоря Попова, фальсификации на зарубежных участках возможны, но не в больших масштабах. При этом определенной преградой для фальсификаций является то, что на выборы в заграничный избирательный округ приходит незначительное число избирателей. Так, там обычно регистрируется около полумиллиона человек, но из них на выборы приходит лишь десятая часть. Например, в прошлом году на избирательный участок в Тюмени пришло всего несколько сот человек, в то время как на консульском учете состоит более шести тысяч украинских граждан.
Эти 40–60 тысяч голосующих в 226-м избирательном округе не могут существенно повлиять на результаты. Это первое. Второе: определенной преградой фальсификациям на выборах в заграничном избирательном округе является собственно сама низкая явка избирателей, и, если на избирательном участке будет наблюдаться резкий рост проголосовавших, это уже само по себе подозрительно и даст основания думать о неких махинациях. Другое дело, что отсутствием избирателя в Украине могут воспользоваться в день голосования на его родном участке…