Глава миссии Украины при Европейском Союзе Роман Шпек выступает за дифференциацию Европейской политики соседства (ЕПС) в зависимости от ее конечной цели или субъектов. «Мы настаивает на том, что дифференциация должна быть и в отношении конечной цели политики соседства. Или должно быть несколько политик соседства. К примеру, одна европейская политика— для соседей ЕС, не являющихся европейскими странами, государств Ближнего Востока и Северной Африки, и другая — для стран европейского континента», — цитирует Романа Шпека агентство «Интерфакс-Украина».
Комментируя представленные Еврокомиссией 4 декабря видение и перспективы ЕПС, он сказал, что «не увидел там много нового». «Сегодня только сделан анонс», — сказал Р.Шпек. Он отметил, что Украина изучит и сделает выводы из полученных стратегических планов по ЕПС и документов об отношениях Украины и ЕС в рамках этой политики. «Но если говорить о предварительной оценке, то вы, конечно, знаете, что Украина никогда не была в восторге от Европейской политики соседства», — добавил глава миссии.
По его словам, Украину не устраивает отсутствие перспективы. Роман Шпек подчеркнул, что изначально ЕПС рассматривалась как временный инструмент с тем, чтобы прийти к дифференциации в подходах к различным государствам. «Но на сегодняшний день, если учесть опыт выполнения плана действий Украина—ЕС и те дискуссии, которые ведутся в Брюсселе по новому подходу к политике добрососедства, дифференциации не видно. А политику добрососедства уже рассматривают как альтернативу расширению», — сказал он.
Роман Шпек считает, что в политике добрососедства для «восточных соседей» должно быть четко прописано, что ЕПС не является альтернативой членству в Евросоюзе. «Пока расширение ЕС не будет законодательно остановлено, мы не сможем рассматривать и оценивать как успешные любые попытки, которые ограничивают легитимный процесс расширения ЕС», — сказал он. Глава миссии добавил, что Украина осознает свою неготовность к членству в ЕС и неготовность Европы к этому, однако задача состоит в том, чтобы «не потерять стратегическую цель». «Никто не имеет права лишать европейские страны перспективы членства», — подчеркнул он.
По его мнению, на качестве представленного ЕК доклада о ходе выполнения плана действий Украина—ЕС «однозначно отрицательно» отразилось то, что украинская сторона не участвовала в подготовке этого документа.
Он сообщил, что Украина активно работает с Португалией и Словенией, которые поочередно будут председательствовать в ЕС в 2007 году, с тем чтобы в дальнейшем были учтены предложения относительно нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Евросоюзом. Р.Шпек также считает целесообразным начать обсуждать СПС до вступления Украины в ВТО, поскольку оба процесса могут занять длительное время.
Положительным сдвигом в политике ЕС Р.Шпек считает предложение Еврокомиссии об углублении регионального сотрудничества с восточными участниками политики добрососедства на базе Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). «Будем также работать над тем, чтобы, помимо ОЧЭС, Еврокомиссия уделяла больше внимания сотрудничеству с ГУАМ. В частности, в сфере борьбы с наркотрафиком и нелегальной миграцией, энергетики и транспорта», — сказал глава миссии.
Говоря о финансовой готовности Украины к вступлению в силу соглашения с ЕС о реадмиссии, Р.Шпек сообщил, что средства для этого будут заложены в госбюджете, а европейская сторона также предоставит техническую и финансовую помощь. По его словам, на 2007 год на реадмиссию уже выделено 30 млн. евро.