Трагедия 27 июля во Львове потрясла страну. Но к этой трагедии она шла очень давно. А государство, по сути, лишь затыкало ей уши, чтобы не слышала тех, кто пытался подать сигнал тревоги.
Еще шесть лет назад, в мае 1996 г. Украинским центром экономических и политических исследований (УЦЭПИ) под руководством Александра Разумкова был обнародован аналитический доклад «Вооруженные силы Украины: проблемы реформирования и современное состояние». Еще тогда эксперты УЦЭПИ сделали вывод, что современные ВСУ не в состоянии выполнить основное задание — обеспечить защиту государства. В государстве есть военные формирования, которые по качеству своей организации, уровню боевой подготовки, военно-техническому, морально-психологическому и политическому состоянию не могут считаться армией, способной на реальное боевое применение.
Относительно же ВВС в докладе 1996 г. отмечалось, что «уровень подготовки летного состава крайне низкий. В боевых полках «условно боеспособными» поддерживают одно, максимум два звена». Нередко налет за год у пилотов составляет 15—10, даже 5 часов… Подготовка летчика — это чрезвычайно дорогое дело (по оценкам специалистов — минимум $400 тыс.). Летчики же покидают ВС Украины десятками по причинам социального характера. Мы «экономим» копейки на непостроенных квартирах, отмечали «разумковцы», чтобы потом потратить миллионы долларов на подготовку новых летчиков. В отдельных военных городках из уволенных в запас летчиков 35—40 лет можно было бы сформировать целые части.
Еще тогда экспертами Центра отмечалось, что «никакого целенаправленного реформирования в армии нет». «Создается впечатление, что руководство государства не владеет реальными оценками состояния боевой готовности ВСУ… В армии растут негативные тенденции, деформирующие сознательность военных, боевой дух личного состава, его профессиональные качества… Армия из фактора, которым можно стабилизировать общество, все больше превращается в потенциально дестабилизирующую силу». Эти слова были написаны в 1996 году…
Но присутствовавшие на пресс-конференции, где презентовался доклад, руководители Министерства обороны Украины не только выразили крайнее неудовольствие «вмешательством» негосударственных структур в военную сферу, но и намекали на оглашение «секретных» данных. Хотя любой журналист мог получить подобную информацию из иностранных источников, и только в Украине она оставалась закрытой. А после пресс-конференции УЦЭПИ подконтрольным власти СМИ была отдана команда не распространять информацию «разумковцев».
Правда, уже в декабре того же года Президент Кучма, выступая на расширенном заседании коллегии МО, так оценил состояние боеготовности ВС: «Из 191 механизированных и танковых батальонов к выполнению боевых заданий не готов ни один… только три летные части признаны готовыми, 25 — ограниченно готовыми, а 17 — не готовыми к выполнению боевых заданий по назначению».
И что после подобных оценок государство в ужасе схватилось за голову и срочно бросилось реформировать армию и повышать ее боеготовность? Ответ на этот вопрос содержался в очередном аналитическом докладе УЦЭПИ «Военная реформа в Украине: старт или очередной фальстарт», обнародованном в феврале 2000 г. Сигнал тревоги звучал еще громче: «Воздушный, морской и полевой уровень подготовки наращивается слишком медленно. Не уменьшается количество «неготовых» и «ограниченно готовых» частей. Среди причин — низкое техническое состояние вооружений и военной техники и недостаточная обеспеченность материальными ресурсами. Есть и другие причины: «усилия командиров (и ограниченные ресурсы) часто направляются не на повышение уровня боевой подготовки, а на подготовку показательных мероприятий, особенно тех, что проводятся по планам международного сотрудничества».
Вспоминаются в докладе 2000 года и слова Виктора Стрельникова. «По данным командующего ВВС, к выполнению боевых заданий сейчас готовы лишь основные летные экипажи (около 40%). В то же время, генерал сообщил, что планы боевой подготовки за 1999 г. выполнены на 99%. Как можно поставить рядом эти две цифры? Возможно, планы в ВВС такие же условные, как и сама боевая подготовка?» — задавались вопросом эксперты УЦЭПИ два с половиной года назад.
«Боевая подготовка становится все более условной, учения проводятся на картах и в классах, боевые стральбы — в основном с места, — отмечали тогда «разумковцы». — А может ли быть иначе, если горючего военным формированиям выделяется лишь 5—15% от потребностей? В Украине уже стало нормой, что боевая подготовка проводится при ограниченном привлечении военной техники и личного состава, что устанавливаются недопустимые для полноценных тренировок ограничения, что занятия и учения проводятся в пунктах постоянной дислокации, преимущественно методом «пеший по-машинному»… Летные экипажи, которые привлекаются к боевому дежурству, имеют относительно неплохой уровень подготовки. Однако если его сравнивать не с теми украинскими летчиками, которые летают в основном в режиме «пеший по-летному», а хотя бы с их коллегами из соседних стран (Турции, Беларуси, России), то сравнение будет не в пользу наших пилотов. Имея более 900 самолетов, Украина вряд ли сможет отобрать 10—15 летчиков, способных выполнить боевые задания ночью в сложных метеорологических условиях на уровне стандартов НАТО… Из 543 вертолетов армейской авиации можно поднять в воздух лишь 35 машин. В частях ВВС исправных самолетов сегодня меньше 40%, в 2003 г. их останется 15—25%… Начиная с 2002—2003 гг. Украина может надолго забыть о самолетах, вертолетах и системах ПВО — вся эта дорогая техника будет годиться разве что для музея под открытым небом. Дальше откладывать важные решения становится опасным». Сигнал тревоги звучал уже как сирена, оповещающая о воздушном налете…
Но и его попытались заглушить рапортами о «значительных достижениях» и критикой в адрес независимых экспертов. На «круглом столе» 4 февраля 2000 г., где презентовался аналитический доклад УЦЭПИ, старший из присутствующих воинских начальников — первый заместитель начальника Генерального штаба ВСУ генерал-лейтенант Николай Пальчук в выступлении заметил: «По сути… ничего нового, принципиально нового мы тут не увидели…» А в интервью журналистам он заявил: «Меня лично обижает такая постановка вопроса (очередной фальстарт. — Ред.) потому, что мы, начиная с 1996 г., выполняем Государственную программу строительства и развития Вооруженных Сил. Сейчас второй этап завершается, в этом году. Сделано очень много. И просто так говорить, что ничего не сделано, что это очередной фальстарт — это звучит для меня лично, как автора этой программы и исполнителя, для меня звучит как обида».
А 21 февраля 2000 г. на расширенном совещании рабочей группы по уточнению Госпрограммы строительства и развития ВСУ на период до 2005 г. тогдашний министр обороны генерал армии Александр Кузьмук сообщил, что «сегодня мы проводим совещание … не для сведения счетов со всякими популистскими фондами, «круглыми столами» и центрами во главе с «широкопрофильными специалистами» за ту неконструктивную критику нашей деятельности, которую они развернули по проблемам реформирования Вооруженных Сил Украины. А в последнее время она приобрела особенно массовый характер. Отовсюду — от СМИ до отдельных так называемых «великих военных специалистов» появляется все больше и больше альтернативных предложений относительно реформирования ВСУ… Наверное, кое-кто хочет обратить на себя внимание как к принципиальным борцам за будущее Вооруженных Сил, принизить авторитет их руководства, обвинить в непрофессионализме и неспособности к решительным изменениям. К тому же, смотрите как это делается! На основании отдельно тенденциозно подобранных фактов делаются оглушительные выводы, которые могут действительно поразить обывателя, а не специалиста…»
Львовская трагедия потрясла всех…