После чудовищных событий в Нью-Йорке и Вашингтоне в мире началась настоящая антитеррористическая лихорадка. А у украинских силовиков появилась надежда, что государство повернется лицом к их проблемам, а заодно и к проблемам собственной безопасности. «После терактов 11 сентября мир должен ориентироваться на новые реалии», — заявил министр обороны Украины Александр Кузьмук на прошлой неделе после заседания парламентского комитета по обороне и национальной безопасности. По его итогам было принято решение добиваться увеличения расходов на оборону, чтобы удовлетворить хотя бы минимальные потребности силовых ведомств в 2002 году.
Что касается армии, среди приоритетов, которые назвал министр агентству Defense-Express, — усиление возможностей военной разведки и активизация мероприятий по созданию Передовых сил обороны (ПСО). Уже на этой неделе стало известно, что руководство Минобороны считает необходимым шагом создание в структуре Вооруженных сил специальных подразделений для проведения спецопераций, а впервые об этом министр обороны упомянул в выступлении в Национальной академии обороны 1 сентября. Как видим, 11 сентября не прошло мимо сознания руководства украинских силовых ведомств. Теперь слово за государством…
Силы спецопераций:
от «гигантомании»
к элитным частям
Такие подразделения должны появиться как раз в составе «приоритетных» Передовых сил обороны. Хотя «произошли» такие подразделения от чисто наступательных Воздушно-десантных войск, ныне, согласно современным концепциям, они могут применяться как в локальных конфликтах для нанесения контрударов, так и для выполнения специальных диверсионных заданий или психологических операций в тылу противника. Например, для выведения из строя объектов. Или для захвата лидера террористической организации. От отдельных спецподразделений, имеющихся ныне в составе СБУ, силы спецопераций отличались бы несколько большим объемом потенциальных действий. Похоже, что именно масштабы современного международного терроризма вынуждают подумать о способности Украины отвечать на ассиметричные удары. Не исключено, широта их деятельности могла быть соизмерима с комплексом задач (или быть чуть меньше), когда-то возлагавшихся на Национальную гвардию, не так давно расформированную.
Эксперты утверждают, что, по всей видимости, руководство ВСУ ориентировалось на опыт США, где подразделения спецназа имеются во всех видах вооруженных сил — только в сухопутных войсках более 15 тыс. таких военнослужащих. Интересно, что на них в том числе возложена защита зарубежных объектов США, освобождение заложников и борьба с международным терроризмом.
Что касается кадрового потенциала, Украина при желании могла бы реанимировать свои угасающие возможности. Во времена СССР таких специалистов готовили в трех военных вузах: на спецфакультете Рязанского воздушно-десантного училища, в одной из рот Благовещенского училища морской пехоты и в одном из учебных подразделений Киевского общевойскового училища. Рота глубинной разведки была и в Бакинском общевойсковом училище, но туда отбирали из всех вузов понемногу. Говорят, что ныне сохранились кадры и в Кировоградской бригаде спецназа, а также в недавно переданной СБУ Кременчугской бригаде Погранвойск, некогда элитной части ВДВ. В принципе для появления в составе Передовых сил обороны четвертого элемента (трехкомпонентные ПСО до сегодняшнего дня включали стратегические неядерные силы сдерживания, силы быстрого реагирования и войска прикрытия) нужна политическая воля и немного денег. Кстати, определение терроризма как угрозы уже зафиксировано в проекте новой военной доктрины Украины, в начале сентября утвержденной правительством.
На заседании профильного комитета ВР военное ведомство Украины запросило на создание и подготовку Передовых сил обороны в 2002 г. ассигнования в размере 453 млн. грн. Непосредственно на создание и подготовку ПСО потребуется 266,5 млн. грн. За эти средства предусмотрено завершить первый этап наращивания Передовых сил обороны и довести уровень их боеспособности до 20—25%, а также обеспечить полноценную подготовку подразделений, включая проведение батальонных тактических учений с боевой стрельбой. Еще 157,7 млн. грн. необходимо на восстановление и модернизацию 20—25% вооружений и военной техники. Необходимо также возобновить 20—25% неприкосновенных запасов ПСО, на что дополнительно оборонное ведомство просит 29,3 млн. грн.
Ответ Министерства финансов был прост: всю Программу реформирования и развития вооруженных сил в 2002 г. осуществить ни много ни мало за 60 млн. грн., а программу перевооружения реализовывать за средства, которые в следующем году будут заработаны от продажи старого оружия из арсеналов.
Час спецслужб?
После 11 сентября уже мало кто сомневается в необходимости иметь возможность получать информацию как можно из большего количества источников, а также располагать не меньшими возможностями для качественной обработки добытой информации. Что касается технической стороны дела, в США 90% развединформации, а в Европе 80% добываются техническими средствами. В Украине — лишь 20%. Поговаривают, что технические средства разведки настолько стары и изношены, что без дополнительных вливаний на усиление технической базы разведок на добычу чего-либо серьезного рассчитывать вообще не стоит. Нет в распоряжении украинских спецслужб и космических средств разведки, как и беспилотных летательных аппаратов. Интересно, что во время военной кампании на Балканах в 1999 г. и ныне при подготовке удара по Афганистану США в основном и используют такие средства. Сегодня в Афганистане применяется шесть различных типов беспилотных летательных аппаратов. Не менее интересно, что и БПЛА, и разведспутники может создавать национальная оборонная промышленность. Та же ситуация в СБУ: на покупку спецтехники, вооружения, защитного снаряжения, автотранспорта, средств связи, электронно-вычислительной техники планируется выделить лишь 8% от потребностей этого ведомства, а на исследования и разработки специальной техники, научно-исследовательскую деятельность в сфере безопасности — лишь 0,1 %.
Но проблема не только в этом. Украинские разведчики всех трех ведомств (СБУ, Минобороны и Госкомграницы) откровенно жалуются на недофинансирование. На упомянутом уже заседании парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны для решения возложенных задач Служба безопасности Украины запросила на 2002 г. чуть больше 1 млрд. грн. При этом представители СБУ подчеркнули, что данный запрос производился согласно действующей нормативно-правовой базе. Они утверждают, что, по сравнению с 2001 г., им нужно примерно вдвое увеличить расходы на разведывательную деятельность в сфере безопасности Украины и втрое — на работу специалистов Антитеррористического центра. Всесильный Минфин пообещал выделить только половину. Военной разведке обещана треть от минимальных потребностей. Не получит как минимум 30 млн. грн. из запрашиваемых средств и Госкомграница.
Скупой платит дважды
Вряд ли взывание силовиков об увеличении финансирования можно назвать истерией на фоне событий, происходящих в других государствах. Соседняя Турция, несмотря на финансовый обвал в этом году (инфляция турецкой лиры составила не менее 30%), увеличит ассигнования на разведку в 2002 г. на 15 млн. долл. Небольшая (по сравнению с Украиной) Венгрия, и так уже имеющая разведбюджет в 30 млн. долл., намерена увеличить его на треть. А Германия, к примеру, на 2002 г. планирует увеличить финансирование разведки на 30 млн. долл.
Проект оборонного бюджета-2002, утвержденный Кабинетом министров, не удовлетворяет не только военное ведомство, но и многих парламентариев, осознающих, что так безопасность государства не обеспечить. Зампредседателя Верховной Рады Степан Гавриш даже заявил о необходимости существенного пересмотра только что утвержденной правительством военной доктрины «с точки зрения не только геополитических оценок перспектив использования Вооруженных сил, но и с точки зрения их дальнейшего развития». По его мнению, учитывая то, что сегодня отжили и не нужны масштабные армии и обременительные военные формирования, «должна быть создана новая доктрина, построенная на армии из мобильных, объединенных между собой системных фрагментов, куда будут входить мобильные силы быстрого реагирования, использующие современнейшие военные инструменты для предотвращения угрозы национальной безопасности или для реагирования на события в мире».
То есть, не исключено, что силовикам, в частности военному ведомству, может быть предложено «заплатить» за создание мощных спецподразделений. Например, очень интенсивным сокращением. Ведь и бремя выплаты пенсий уже переложили на военных…