Предеседателю крымского парламента Сергею Цекову 41 год. По его собственному признанию в политику он пришел, чтобы создать людям достойные условия жизни. Не терпит хамство, несправедливость. Его секретарь характеризует Сергея Цекова как достойного, уравновешенного, доброжелательного человека. Многие не ожидали, что он так хорошо будет справляться с ролью спикера, хотя до уровня его предшественника Николая Багрова Сергею Цекову, наверное, еще далеко. Цеков был депутатом Верховного Совета Украины прежнего созыва, где чуть ли не в одиночку, с завидным упорством голосовал против Декларации и Акта о независимости Украины. Ему, крымчанину во многих поколениях, почему-то ближе Россия. «Я не чувствую, что живу в Украине. После распада Союза мы связываем себя с Россией», - говорит он.
Полгода назад Сергей Цеков был одним из наиболее близких соратников Юрия Мешкова по Республиканскому движению Крыма и блоку «Россия». Сейчас, когда кабинеты президента и председателя ВС Крыма расположены на одном этаже, их встречи случаются очень редко и проходят в натянутой обстановке.
- Прошло полгода с тех пор, как блок «Россия» пришел к власти. Говорят, с высокого положения многое видится иначе. Изменились ли ваши взгляды на взаимоотношения Крыма с Украиной и Россией с того времени, как вы одержали победу на выборах в Верховный Совет Крыма?
- Вынужден вас разочаровать - нет. Некоторые думают, что если во время предвыборной кампании республиканцы ратовали за пророссийскую ориентацию, это автоматически означало выход Крыма из состава Украины. Так говорят те, кто по-настоящему не знаком с программой Республиканского Движения Крыма и Республиканской партии Крыма. Мы никогда и нигде не говорили о выходе из состава Украины. Мы говорили о повышении уровня государственности Крыма, о необходимости укрепления всесторонних связей с Россией. Мы и сейчас выступаем за это и подразумеваем, прежде всего, не территориальное единство с Россией, а восстановление связей в культурной, экономической сфере, ликвидацию возникших после распада Союза барьеров. Сейчас, мне кажется, у крымчан все более усиливается чувство оторванности от России - несмотря на то, что победил блок «Россия», избран президент от блока «Россия», сама Россия ближе не стала, и, более того, она продолжает отдаляться. Я это объясняю теми ошибками, которые допустил президент и Верховный Совет Крыма за последние месяцы.
- Что же, по-вашему, надо было предпринять, чтобы не ухудшить отношения с Украиной и наладить связи с Россией?
- Прежде всего, надо было сделать все, чтобы не допустить сентябрьского конфликта между исполнительной и законодательной властью. Нынешняя ситуация является результатом неэффективной деятельности двух ветвей власти. Президенту не надо было бы подписывать назначения на посты руководителей силовых министерств, что привело к явному, открытому противостоянию с Украиной в мае этого года. Верховный Совет в развитие этих назначений принял ряд решений, которые, в свою очередь, ухудшили взаимоотношения с Киевом. Однако я уверен, если бы исполнительная и законодательная власти с самого начала смогли найти взаимопонимание, необходимое для плодотворной работы, для реализации программы, на базе которой были избраны, это отразилось бы на сближении с Россией и на нормализации отношений с Украиной. У нас, правда, и не было никогда намерений портить взаимоотношения с Украиной, хотя нас часто называют «сепаратистами». Никто из нас не хочет, чтобы Крым стал яблоком раздора, извините за избитую фразу, или источником конфликта между Украиной и Россией, мы бы хотели стать объединяющим началом. Да, необходимо удерживаться от односторонних действий, этим мы грешили первые три месяца своей работы, но и украинские депутаты приняли немало односторонних решений, что не способствует логике доверительных отношений.
- Как вы расцениваете восстановление Конституции Крыма от 6 мая 1992 года? Было ли это политической ошибкой и причиной сегодняшнего кризиса?
- Нет, это было абсолютно правильное решение. Крымский парламент обязан был это сделать - таково было настроение крымчан, об этом говорят результаты выборов президента и депутатов ВС Крыма и опроса, состоявшегося 27 марта. Время, я считаю, тоже было выбрано удачно. И, если бы не конфликт исполнительной и законодательной ветвей власти, сегодня так много вопросов восстановленная Конституция не вызвала бы. Украина воспользовалась той ситуацией, которая сложилась внутри Крыма. Не было бы сентябрьского кризиса, вопрос о приведении Конституции Крыма в соответствие с Конституцией Украины не стоял бы так остро, как он сейчас стоит. Я уверен, что со временем все меньше будет острота этого вопроса и все больше будет в Украине сторонников построения украинско-крымских отношений на основе договора или соглашения, то есть так, как сказано в Конституции от 6 мая. Это фактически приведет к полной стабилизации обстановки в Крыму. Для этого уже создана хорошая база - Закон Украины «О статусе Республики Крым» и Закон Украины «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым». Мне думается, что последний закон может стать основой договора, о котором мы говорим на протяжении последних трех лет. Основная причина, почему официальный Киев не соглашается на заключение договора, - часть не может договариваться с целым. То есть, заключив с нами договор, Украина тем самым признает равенство сторон. А нам говорят - вы не равная сторона, вы - часть Украины, поэтому, если вы что-то и должны иметь, только Украина может спустить вам эти полномочия. Такая позиция не воспринимается в Крыму и не будет восприниматься. Проблема Крыма будет существовать для Украины до тех пор, пока не будет заключен договор. Так зачем эту проблему откладывать, когда можно постараться разрешить ее уже сегодня - заключить соглашение, где официально признать государственность Крыма, признать и закрепить понятие народа Крыма? Мы не поднимаем территориальный вопрос, так как понимаем, что попытки решения подобных проблем приводят к войне. Сейчас мы находимся в невероятно сложном положении - с одной стороны, и государственность необходимо развивать, и к России мы тянемся, а, с другой стороны, мы не хотели бы ухудшить отношения между Украиной и Россией, или, не дай Бог, стать причиной их вражды.
- Исторически Крым всегда был связан не только с Украиной и Россией. Крым играл особую геополитическую роль в регионе. Какова эта роль, по вашему мнению, сегодня?
- Геополитическая роль Крыма весьма значительна, и не только в контексте взаимоотношений Украины и России, Турции с Украиной и Россией. Сейчас мы ощущаем пристальное внимание не только стран СНГ, но и могущественных стран дальнего зарубежья, в том числе США. Когда я ознакомился с документами научно-практической конференции по проблемам Крыма, которая состоялась недавно в Киеве, у меня создалось впечатление, что в Соединенных Штатах уделяют огромное значение нашей республике, и я не исключаю, что со стороны США будут предприняты определенные попытки повлиять на ситуацию в Крыму и вокруг Крыма. О внимании к нам свидетельствует и большое количество дипломатических работников различных стран, посетивших Крым за последние полгода. Их озабоченность понятна, ибо Крым может стать источником конфликта не только между Украиной и Россией, а вообще источником нестабильности. Внимание к Крыму проявляют и те, кто не заинтересован в восстановлении союза между Украиной и Россией. Крымская карта может разыгрываться ими для того, чтобы поддержать «чувство расстояния» между этими дружественными государствами, не дать им сблизиться так естественно, как должно быть. Мы предполагаем также усиление влияния Турции в связи с тем, что число крымских татар на полуострове будет расти. Прогнозируется усиление связей с нашим южным соседом в области развития предпринимательства с протекционизмом по отношению к крымским татарам. Я надеюсь, что все это будет происходить в цивилизованном русле.
- Насколько я знаю, 26 ноября планируется провести съезд Республиканской партии Крыма. Будут ли предприняты организационные меры по отношению к члену РПК Юрию Мешкову, несмотря на то, что он после избрания на пост президента Крыма приостановил свое членство в партии?
- Ситуация внутри РПК складывается очень непросто с учетом взаимоотношений между президентом и ВС Крыма. Раскол в партии произошел на тех, кто за Мешкова, и тех, кто за Верховный Совет. Я думаю, мы не будем решать вопрос о членстве Ю.Мешкова в РПК. Мы не против Мешкова, мы против той ненормальной ситуации, которая сложилась. Я, как председатель партии, могу заявить, что несмотря ни на что, РПК остается довольно сплоченной организацией, и лишь очень небольшая часть желает раскола. Я не собираюсь давать оценку личным качествам Юрия Александровича, но то, что они сыграли огромную роль, - это правда. Тот Мешков, который был председателем Республиканской партии и Мешков-президент - совершенно разные люди. Мы надеялись, что, став президентом, он сохранит команду единомышленников, но он поступил совершенно неправильно, отказавшись полностью от своих сторонников.
Однако, если кто-то думает, что деятельность ВС Крыма по реорганизации президентской власти продиктована сведением счетов, - это не соответствует действительности. Если бы президент отказался от своих товарищей по партии, но действовал в соответствии с программой, по которой баллотировался, никакого противостояния между ВС и президентом не было бы. Я совершенно искренне с момента моего избрания и в последующие 4 месяца искал возможность для нормальной совместной работы. Этого не получилось, и в первую очередь потому, что проявились не самые лучшие личные качества Ю.Мешкова. Недавно я с ним встречался, у него осталась обида на Верховный Совет. Не понимаю, какая может быть обида, когда необходимо решать очень важные проблемы, под вопросом государственность Крыма! Сейчас он является президентом с представительскими полномочиями, что предполагает очень большой объем работ - здесь и укрепление государственного статуса Крыма, и реализация предвыборной программы.
- Многие нынешние депутаты пришли в законодательный орган, как и Юрий Мешков, «с митинговых площадей», не имея ни опыта руководящей работы, ни, зачастую, необходимых знаний и политической культуры. Не является ли это причиной чрезмерного увлечения крымских депутатов политической борьбой и внутрипартийными разборками?
- В Верховном Совете только треть депутатов от РПК, однако иногда партийные разборки имеют место, что дает повод для недовольства другим депутатам. Я отношусь к этому очень негативно. Я согласен с тем, что на протяжении шести месяцев крымский парламент занимался, в основном, политикой, а не экономикой, но ситуация складывалась так, что первоочередные решения необходимы были именно в области политики. У крымских депутатов есть огромное желание заниматься экономическими проблемами. Если нам удастся преодолеть внутренний разлад и навсегда урегулировать отношения с Украиной, мы очень многое сделаем и готовы упорно работать над экономическими законопроектами. Несмотря на отсутствие практики, опыта набираются довольно быстро те депутаты, которые хотят что-то сделать. Как и в других парламентах, только часть депутатов работает, а остальные помогают при голосовании...
- Крымский парламент так и не смог поступиться принципами и не решился на внесение изменений в Конституцию Крыма, как этого требует Верховный Совет Украины. В связи с этим, украинские депутаты будут вынуждены сами отменить действие некоторых статей Основного Закона и противоречащие государственному законодательству указы и распоряжения. Какова будет реакция в Верховном Совете Крыма?
- Я знаю об этом решении. Это абсолютно неправильное решение. Если ВС Украины пойдет на отмену наших законодательных актов, мы примем решение о том, что эти постановления не имеют юридической силы на территории Крыма. Единственно правильное решение - заключение с нами договора и приведение в соответствие с ним Конституции Украины и Крыма. Вот это мы сделаем со спокойной совестью.
Похоже, крымский спикер разрешил для себя проблему, стоящую перед ним и ВС Крыма, и намерен твердо отстаивать свои принципы, всей душой желая при этом благополучия населению Крыма. Не дай Бог, чтобы подобная стойкость стала еще одним подтверждением древней истины - благими намерениями выстлана дорога в ад.