Сепаратизм пригородов (suburban separatism) - термин, возникший в американских академических кругах и объясняющий протесты пригородов против присоединения к крупным городам.
Недобровольная муниципальная инкорпорация - довольно распространенное явление в 3. Например, законодательство штатов Индианы, Айдахо, Северной Каролины, Теннесси разрешает такую "муниципальную консолидацию". Городские советы, фактически, наделены абсолютной властью аннексировать сопредельные территории. Общественные обсуждения законом предусмотрены, но не для консультаций, а скорее для того, чтобы поставить жителей перед фактом.
Зажиточные пригороды - лакомый кусок для крупных городов из-за ценной недвижимости, которая облагается налогами. Налог на собственность составляет значительную часть поступлений в местные бюджеты. В 2016 г. американцы заплатили в локальные бюджеты почти 541 млрд долл. налогов на собственность, установив таким образом новый рекорд. Для пригородов такое объединение означает рост налогов и ухудшение муниципальных сервисов.
Поэтому самые мятежные городки активно ищут альтернативу поглощению крупным соседом. Выход они находят в: 1) приватизации - когда часть услуг (ЖКХ, социальное обеспечение) отдается на внешнее обслуживание частными компаниями; 2) составлении контрактов - когда услуги заказываются в других муниципалитетах, округах, государственных учреждениях или округах; 3) межмуниципальном сотрудничестве.
Эти три инструмента позволяют малым пригородам, во-первых, обеспечить необходимыми услугами жителей; во-вторых, экономить на содержании собственных коммунальных служб и учреждений; в-третьих, сохранить собственную идентичность.
"Город по контракту"
Как делегируют сервисы в городе Лейквуд, штат Калифорния.
Муниципалитет Лейквуда первым в штате Калифорния разработал план, который позволил ему поставлять качественные услуги населению без присоединения к городу Лос-Анджелесу, а также не тратить средства на построение собственной коммунальной инфраструктуры.
Лейквуд обратился к имеющимся поставщикам услуг по предоставлению всего спектра коммунальных и социальных услуг через систему договоров. Контракты заключались как с частными поставщиками, так и с департаментами соседних общин. На 2014 г. контракты составляют приблизительно от 35% до 40% годового бюджета города.
В 1954 г. муниципалитет Лейквуда подписал соглашение с Департаментом шерифа округа Лос-Анджелес о предоставлении полицейских услуг. Соглашение о сотрудничестве с департаментами позволяло небольшой общине получить широкий спектр полицейских услуг, на который она не могла рассчитывать без контракта: специальные следственные группы, услуги SWAT (штурмовой группы со специальным вооружением), полицейская охрана в школах и больницах и т.п.
Многие другие города в штате пересмотрели свои модели предоставления услуг населению. К 2014 г. 88 городов штата Калифорния ликвидировали собственные местные администрации служб полиции и заключили соглашение с Департаментом шерифа округа.
Департамент поддерживает постоянную коммуникацию с общинами-заказчиками услуг. Проводит ежегодные консультации по вопросам качества и стоимости полицейских услуг, оформления патрульных машин, униформы полицейских.
Критики называют пригороды, работающие по принципу контрактирования услуг, "фантомными городами", или "минимальными городами" из-за их "невозможности" самостоятельно справляться с собственными полномочиями.
Но контракты позволяют малым общинам обеспечивать население высококачественными услугами, сохраняя не только собственную идентичность, но и контроль над развитием собственного населенного пункта.
"Водное сотрудничество" вместо "водных войн"
История Муниципального водного альянса "Каскад" в регионе Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон).
"Каскад" - это муниципальная корпорация, объединяющая семь муниципалитетов, два водопроводных и два канализационных района.
История создания "Каскада" - это 15 лет борьбы небольших муниципалитетов около Сиэтла за поставки воды. После 30 лет "водных войн" в регионе муниципалитеты объединились для решения проблемы дефицита воды.
В 1970-х жители Сиэтла массово переезжали в восточные пригороды. Соответственно, в этих населенных пунктах возросла потребность в водных ресурсах. Но единственным поставщиком воды оставался город Сиэтл, с которым были законтрактованы поставки на следующие 30 лет. Цена на воду для пригородов была вдвое выше по сравнению с тарифами для жителей Сиэтла. Более того, Сиэтл обеспечивал только те объемы воды, которые предусмотрены контрактом. Этих объемов не хватало для возрастающей экономики пригородов. Они обратились в Сиэтл с просьбой увеличить поставки, но получили отказ.
Главы пригородных муниципалитетов решили своими силами организовать диверсификацию поставок воды. В 1991 г. мэры городов Бельвю, Иссакуа, Киркленд, Редмонд создали Ассоциацию пригородных советов, которая инициировала переговоры с Сиэтлом и Водным альянсом округа Кинг.
Результатом продолжительных и сложных переговоров стало создание Водного альянса "Каскад". Миссия "Каскада" заключалась в поиске альтернативных источников поставки воды, а также в дальнейшем обеспечении нынешних и будущих потребностей членов Альянса чистой водой. Альянс объединил пригороды Сиэтла, сам Сиэтл, Водный альянс округа Кинг и частные компании. Управляет им совет директоров, состоящий из глав муниципалитетов и округов-участников.
Альянсу удалось достичь значительных успехов. Кроме реализации проекта по диверсификации источников поставки воды, Альянс добился восстановления собственных водных источников и уменьшения потребления через рациональное использование водных ресурсов. Кроме того, Альянс добился пересмотра контрактов с Сиэтлом в части увеличения объемов поставки.
На сегодняшний день "Каскад" совместно реализует программы по эффективному и экологическому использованию водных ресурсов региона. На партнерских началах управляет водной инфраструктурой, занимается стратегическим планированием. Корпорация финансируется за счет ставок и сборов от своих членов на деятельность фонда.
"Каскад" - один из самых ярких примеров эффективности межмуниципального сотрудничества в США, чей опыт рекомендуют использовать в других штатах. Он обслуживает около 2,3 млн чел., проживающих на более 1200 кв миль. А это около 60 городов, водных районов, один большой мегаполис, три порта и кластер предприятий, у которых есть международные штаб-квартиры или большие операции в районе Сиэтла, включительно с Weyerhaeuser, Starbucks, Amazon, Microsoft и Boeing.
В 2016 г. вышла в свет книга, которая описывает историю успеха межмуниципального Альянса "Каскад".
Межмуниципальное сотрудничество в Украине: слабое, но перспективное
В 2014 г. был принят Закон Украины "О сотрудничестве территориальных громад". Закон положительный и передовой, он предоставляет громадам широкие возможности для сотрудничества.
В частности, предусматривает для громад и механизм делегирования полномочий друг другу для выполнения задач, и реализацию совместных проектов, и совместное содержание и образование предприятий или органа управления для исполнения собственных полномочий.
Ценность межмуниципального сотрудничества заключается не только в возможности муниципалитетов аккумулировать ресурсы для наведения порядка в громадах, особенно в сельских местностях, где содержание коммунальных предприятий - неподъемная задача для бюджетов.
Сотрудничество может стать первой ступенькой к объединению территориальных громад. Объединение - процесс сложный, многие громады выжидают и наблюдают за опытом первопроходцев. А сотрудничество позволит преодолеть взаимное недоверие громад, наработать взаимовыгодные форматы сотрудничества, конструктивные подходы к общему решению местных проблем.
Актуально сотрудничество и для украинских пригородов. Их судьба в контексте административно-территориальной реформы - вопрос дискуссионный. Пригородные громады массово протестуют против присоединения к городам областного значения. Например, при обсуждении Перспективного плана формирования территориальных громад Одесской области оказалось, что ни один из пригородов не видит себя частью Одессы.
Поэтому рассматривается возможность формирования городских агломераций, в которых взаимодействие городов и близлежащих населенных пунктов будет происходить на началах сотрудничества. Соответствующий проект закона рассматривается в профильном комитете Верховной Рады.
Какая картина с межмуниципальным сотрудничеством вырисовывается на сегодняшний день.
На 25 мая 2017 г. Минрегионом зарегистрированы только 83 межмуниципальных соглашения. Большинство их заключают сельские населенные пункты для совместного ремонта дорог, школ, детских садов, клубов, утилизации твердых бытовых отходов. Больше всего сотрудничают в Полтавской, Ивано-Франковской, Волынской областях.
Громады, которые пошли на сотрудничество, демонстрируют первые истории успеха.
Город Тульчин, например, и две соседние громады - с. Суворовское и с. Кинашев, сотрудничая, совместно решают проблему с твердыми бытовыми отходами. В этом их активно поддерживает швейцарско-украинский проект "Поддержка децентрализации в Украине" (DESPRO).
В Полтавской области громады сотрудничают в сфере пожарной охраны, экологического обращения с твердыми бытовыми отходами, социальной защиты населения. Здесь, следует отметить, стимулирует сотрудничество Полтавская областная рада, которая выделяет громадам средства под проекты на условиях сотрудничества. Кроме того, громады получают поддержку от Немецкого общества по международному сотрудничеству (GIZ).
Истории межмуниципального сотрудничества в Украине приятно впечатляют, но, к сожалению, их мало. И это основная проблема.
Усилий зарубежных партнеров и единичных инициатив областных рад очевидно недостаточно для мощного запуска инструмента сотрудничества в громадах.
Муниципалитетам необходимо больше информации, больше государственных и региональных программ, больше инициатив, больше внимания и понимания именно со стороны государства.
Поэтому областным государственным администрациям следует активизировать свою работу на направлении развития межмуниципального сотрудничества в своих регионах, особенно там, где буксует объединение.