Крайнее разнообразие органов власти и специализированных ведомств привело к тому, что основным принципом государственного управления стало разновекторное движение в стиле "лебедь, рак и щука". Мы достаточно часто писали о том, как от этого страдают граждане: безуспешный розыск ответственных, спешное назначение виновных и торжественное награждение непричастных - излюбленные забавы украинских чиновников.
Не столь популярны, но не менее показательны ситуации, когда от этого страдает природа. Даже тогда, когда упомянутая природа сама связала несколько руководящих инстанций одной цепью. Бедственное положение (на грани экологической катастрофы) реки Северский Донец и регулярная имитация заботы о "здоровье" основной водной артерии Донбасса - тот самый случай, живое воплощение поговорки о семи няньках и несчастном ребенке.
Бассейн реки затрагивает три области Украины (Харьковскую, Луганскую и Донецкую) и две области Российской Федерации (Белгородскую и Ростовскую). Впервые в истории двух государств после распада СССР Донец упоминается в межгосударственном соглашении об охране трансграничных водных ресурсов, подписанном в 1992 г.
Много позже, в 2001-м, губернаторы перечисленных выше пяти областей подписали меморандум на эту тему. Был создан координационный совет, который с тех пор провел 13 заседаний.
Наконец, в ноябре 2010 г. Виктор Янукович и Дмитрий Медведев, отвлекшись на минутку от обсуждения Таможенного союза, дали совместное поручение о подготовке соответствующих государственных программ и, в перспективе, слияния их в единый межгосударственный проект.
Такое длинное вступление понадобилось, чтобы одной фразой сообщить о главном: как выяснилось вчера на совещании в Донецке, ничего из этого сделано не было. По-прежнему звучат правильные слова, не подкрепленные действиями.
А все представленное на суд высшего руководства страны специалисты, не стесняясь, называют профанацией. По их мнению, то, что презентуется как "государственная программа", по своему качественному наполнению не заслуживает этого названия.
"Полноценной программы, которая отвечала бы требованиям к документам такого рода, нет. Ее не существует! То, что находится сегодня в Минприроды - просто собрание предложений от областей, и это даже не компиляция", - заявил, в частности, замдиректора по научной работе НИИ экологических проблем Минприроды Александр Васенко.
Он считает, что документ, разработанный по поручению президента, не выполняет своей главной задачи - объединить и скоординировать усилия всех заинтересованных сторон. "Здесь административный принцип не работает. Если Донецкая область выделит большие средства, а Харьковская проигнорирует, то деньги будут выброшены на ветер. Плюс отсутствие координации с Российской Федерацией тоже создает трудности", - пояснил А.Васенко.
О нынешнем уровне взаимодействия трех украинских областей, в равной степени ответственных за состояние реки, ярко свидетельствуют, например, регулярно повторяющиеся факты сокрытия важной информации. Первый заместитель губернатора Донецкой области Сергей Дергунов в беседе с корреспондентом ZN.UA вспомнил случай, когда из-за аварии на очистных сооружениях в Изюме уровень загрязнения резко вырос, но харьковчане упорно все отрицали. Что, конечно, сильно затянуло выяснение причин катаклизма. И только много позже официальные лица Харьковщины признали: да, было.
Подобное повторяется с завидным постоянством. Не то что сотрудничать, но даже честно распределить меру вины за медленное убийство Северского Донца чиновники не способны. Хотя информация эта не секретна: основное загрязнение происходит на территории Украины, а именно - Донецкой и Луганской областей. На российско-украинской границе (Белгород и Харьков) состояние реки в верхнем течении оценивается экологами как "хорошее", а вот по возвращении в Россию (Донецк и Ростов) - уже как "загрязнение четвертой категории".
Основную порцию вредных добавок Донец получает в районе Лисичанска, и далее состояние воды существенно не меняется. От общего объема загрязнения Донецк и Луганск занимают 94%. В прошлом году, по данным Северско-Донецкого бассейнового управления, 288 предприятий сбросили в бассейн реки 676,4 млн куб. м стоков, при этом какую-либо очистку прошла только половина этого объема.
Среди поставщиков загрязненных стоков безусловное лидерство занимают угольные шахты (109), объекты ЖКХ (45) и прочие промышленные предприятия (34). Но самое удивительное не в том, что органы власти не могут помешать загрязнению, а в том, что они неспособны оказались даже "наказать рублем": процент уплаты сбора за специальное водопользование последние шесть лет колеблется возле отметки в 70%.
Констатация собственного бессилия заменяет сегодня планирование мероприятий по спасению реки и предотвращению экологической катастрофы. Ответственные за охрану окружающей среды чиновники уныло перечисляют список своих неудач на этом поприще. Они не смогли помешать несанкционированному сбросу стоков. Не сумели предотвратить незаконную застройку прибрежной полосы (многие важные люди Донбасса имеют свою дачку на берегу Донца в районе Красного Лимана). Не остановили тотальное браконьерство с сетями и динамитом. Не добились демонтажа самовольно установленных плотин и запруд... И еще много всяких "не".
В итоге мэр Красного Лимана Леонид Перебейнос утверждает, что в некоторых местах Северский Донец уже можно переходить вброд - настолько обмелела и заилилась река.
Наконец, экологи так и не заставили официальный Киев разделить их озабоченность происходящим. Все попытки вынудить столичных чиновников признать очевидное - обозначившуюся угрозу засухи в Донбассе - провалились.
Трудности с воплощением благого, казалось бы, начинания некоторых заставляют подозревать в этом едва ли не сознательный саботаж. "Мы эту программу уже несколько раз корректируем! Вышло несколько поручений президента Украины, потом - совместное поручение президентов России и Украины. А государственной программы как не имели, так и не имеем! Программа рассчитана на 2014 г., потому что в 2013-м бюджет уже был сверстан, и по этой причине нам отказали. Северский Донец - ярчайший пример блокирования поручений президента. Пора ставить вопрос об ответственности должностных лиц за невыполнение этих поручений!", - горячился на совещании начальник госуправления по охране окружающей среды Донецкой области Сергей Третьяков.
Правда, поименно должностных лиц, спускающих на тормозах распоряжения Януковича, он не назвал.
Именно руководителям Донецкой области пристало бить в набат по этому поводу на всех углах. Потому что в других областях Северский Донец является одним из важнейших источников воды, а здесь - единственным. Значение реки настолько велико, что ее именем названы регион и его административный центр (по расхожей легенде, во времена борьбы с культом личности Хрущев перепутал название реки, а поправить генсека никто не посмел; так расположенный на берегах Кальмиуса город Сталино стал "Донецком").
Но несмотря на все легенды о привилегированном положении донецких в сегодняшней Украине, их бывшие земляки пока глухи к одной из самых острых проблем малой родины. Колоссальные бюджетные вливания бьют мимо главной цели.
Что в ответ может ударить по карманам олигархов, владеющих местными активами: из двух тысяч предприятий, пользующихся водой во всем бассейне Донца, половина расположена именно в Донецкой области. И расходуется дефицитный водный ресурс крайне расточительно и неэффективно, о чем мы уже писали в связи с проектом добычи сланцевого газа с помощью гидроразрывов. Давняя привычка разграбления природных богатств, на которой основана экономическая, а также во многом и социальная жизнь Донбасса, не научила заботиться о перспективах и думать о тех, кому придется жить в опустошенном краю после того, как из него выкачают уголь, металл, газ и воду.
Административный же аппарат в данном случае, как и во время снегопадов в Киеве, снова доказывает свою неспособность действовать слаженно даже при виде объективной угрозы. Бороться с собственными иллюзиями, имитировать бестолковую активность, удовлетворять сиюминутные амбиции начальства и пускать пыль в глаза остальным - это сколько угодно. Но природу так не обманешь.