Самолеты, космос, ОПК

20 декабря, 2013, 20:35 Распечатать Выпуск № 48, 20 декабря-27 декабря 2013г.
Отправить
Отправить

Российские объятия для оборонных и высокотехнологичных секторов Украины, как видим, довольно двусмысленны. По меньшей мере, тут Россия пытается, как и раньше, играть, что называется, в одни ворота.

Самолеты, космос, ОПК

После встречи в Москве президентов Украины и России возникло ощущение эйфории у чудом сохранившихся зубров оборонно-промышленного комплекса. Преференции и уникальные заказы, якобы даваемые украинским предприятиям со стороны РФ, баснословны. А сама Россия на своих могучих плечах фактически будет нести весь украинский высокотехнологичный сектор. Появилась информация о готовности создавать с Украиной совместные предприятия для активизации ВТС. Российская опека намерена включать три направления: развитие украинского авиапрома, рост возможностей национальной ракетно-космической отрасли, прямую поддержку заказами предприятий оборонной промышленности. Однако стоит разобраться, так ли все вкусно, как выглядит.

Авиапром: алгоритм
фокусника Рогозина

После визита Виктора Януковича в российскую столицу в Киеве быстро подсчитали: проект совместного выпуска около 80 самолетов Ан-124 для России принесет Украине 12,89 млрд долл. прибыли. Действительно, таких амбициозных планов авиастроительного сотрудничества еще не было. Развитие этого давно вынашиваемого проекта может дать всплеск заказов, и не только конструкторских: ныне в Ульяновске имеются только рабочие документы на изготовление самолета, и даже хвостовое оперение "Руслана" делает Украина. Но это одновременно и свидетельство: этот проект без Украины реализовать абсолютно невозможно. Даже запланированное с легкой подачи российского вице-премьера Дмитрия Рогозина самостоятельное проведение модернизации существующего в России парка самолетов Ан-124 свои ОКБ не потянут - нет кадров, опыта и необходимой документации. А уж возобновление серийного производства "Русланов" без КБ - разработчика и украинских двигателей - выглядит утопией. Двойственна и оборотная сторона проекта: сегодня Украина и РФ вместе являются мировыми монополистами на рынке перевозок крупногабаритных грузов, и с увеличением российского парка Украина попросту выпадет из обоймы лидеров (тягаться с российскими объемами производства не выйдет, да и российская сторона не допустит). В любом случае, старт и успех этого проекта никак не связан импульсами филантропии администрации Путина. Как не связаны и темпы других проектов - производства для РФ Ан-70, Ан-148, Ан-140. Эти проекты будут развиваться независимо от политического рычания, потому что у России нет альтернативы этим машинам. Задержка в несколько лет возможна разве что в отношении Ан-70 - до того момента, когда он будет на рынке. Таким образом, покровительство России в этом сегменте фиктивное, никоим образом не связанное с выживанием украинского авиапрома. Напомним, доля сотрудничества с российским авиапромом в последние годы не превышала 10% в общих объемах проектов украинского самолетостроения. Что же касается предложений, то они отражают, в первую очередь, желания самой России, хотя, несомненно, выгодны и Украине.

Космос: орбитальная
подмена понятий

Ракетно-космическая отрасль Украины в хорошем смысле "завязана" на Россию. В хорошем смысле потому, что проекты, реализуемые совместно с Россией, либо являются международными, либо нужны самой России гораздо больше, чем Украине. В Государственном космическом агентстве Украины (ГКАУ) отмечают следующее: "В настоящее время РФ, наряду с Бразилией, КНР, США и Европейским космическим агентством (ЕКА), входит в число основных партнеров Украины в космической сфере". Известно, что более 60% продукции ракетно-космической отрасли Украины идет на экспорт. Но и в самой доле России в общем объеме деятельности отрасли, проекты опять-таки те, в реализации которых нуждается сама российская космическая индустрия.

Может, кто-то сомневается, что поддержание в функциональном состоянии российских МБР, находящихся на вооружении в РВСН, больше нужны России? Или полагает, что создание новой тяжелой МБР, о необходимости появления которой твердил российский президент в ноябре с.г., больше нужно Украине? Есть все основания утверждать, что без Украины успех новой МБР будет еще призрачнее, чем успех все еще "дорабатываемой" ракеты "Булава". Или, может быть, конверсия ракеты SS-18 "Сатана" в коммерческий ракетоноситель "Днепр" тоже больше необходима Украине? При существующем графике снятия МБР с боевого дежурства. Откровенно говоря, в этом есть большие сомнения, даже с учетом реальной выгоды конверсии и совместных работ в рамках "Космотрас".

Что касается международных космических проектов, то доля России в них давно не является определяющей. ГКАУ среди основных называет совместный с Бразилией проект создания украинской ракеты-носителя и системы космического базирования в провинции Алкантара (Бразилия). Упоминает также работы в рамках запуска новой ракеты США, в которой первая ступень изготовлена украинцами по украинским технологиям.

Затем следует производство серийных двигателей для европейского РН Вега, которое уже налажено, а поставка первого серийного изделия заказчику намечена на начало 2014 г. Наконец, международный консорциум Sea Launch готовит на 2014–2015 гг. пять пусков РН Зенит-3SL с морского космодрома. Да, правда, что украинский РН Зенит-3SL имеет 72% российских комплектующих. Но Украина и РФ принимают участие в этом проекте вместе с США и Норвегией, так что заблокировать поставки комплектующих мог бы только безумец, метящий в категорию ненадежных партнеров.

Более того, в самой РФ с космосом не ладится. "Расписание пусков Sea Launch на 2014 г. приобретает громадное значение для мирового рынка пусковых услуг телекоммуникационных спутников коммерческих заказчиков в контексте неудачного запуска российской РН "Протон" 2 июля, а также продолжающейся неопределенности вокруг коммерческого дебюта совершенствующейся РН Falcon 9 американской SpaceX", - подчеркивал в т.г. авторитетный еженедельник Space News. А вот еще одно сообщение, от 19 июня 2013-го: "НПО "Энергомаш" полностью заморозило работы по созданию двигателя для перспективной ракеты-носителя "Русь-М". Так кто кому больше нужен?

Можно проанализировать статистику за 2012 г. Тогда предприятиями космической отрасли было изготовлено шесть ракет-носителей "Зенит", в т.ч. для проектов "Морской старт" (4 РН), "Наземный старт" (1 РН) и Российского космического агентства (1 РН). В рамках реализации программы США "Антарес" отечественными предприятиями космической отрасли изготовлено и направлено в Центр космических полетов американского космического агентства НАСА четыре комплекта ступеней для ракеты-носителя "Антарес". В стадии завершения изготовления было еще шесть комплектов ступеней, поставка которых планировалась на 2013-й. В рамках проекта с Европейским космическим агентством украинскими предприятиями изготовлено и направлено на космодром Куру во Французской Гвиане два маршевых двигателя четвертой ступени для новой европейской ракеты-носителя "Вега". По бразильскому проекту был изготовлен ряд систем, узлов, агрегатов ракеты-носителя "Циклон-4", в Бразилию отправлена ​​первая партия технологического оборудования наземного комплекса.

С какой стороны не взглянуть, роль московского покровительства, говоря словами Марка Твена, сильно преувеличена.

Оборонная промышленность.
Кто в зоне турбулентности?

Если честно, оборонки двух государств оформили развод так давно, что цикличные периоды сближения и расхождения политиков уже мало влияют на ситуацию. Когда устами президента Путина Россия твердит об очередном сближении с Украиной и новых заказах, она беспокоится о совсем других вещах.

Во-первых, Россия всерьез опасается, что Украина наладит в сфере обороны сотрудничество с Западом. Например, станет участвовать в создании противоракетной обороны в Европе. Ведь определенные заказы Украина уже выполняла - и в том числе, в выполнении исследований в рамках проекта НПРО США, о возможности противодействия ракетам "Тополь-М". РФ действительно опасается сближения украинских оборонных предприятий с западными компаниями. Последние к этому готовы, что продемонстрировали в ходе подготовки к реализации проекта строительства военного корабля класса "корвет" для ВМСУ: шесть западных государств высказали готовность размещать лицензионное производство на территории Украины. Пошли совместные украино-польские проекты в отрасли разработок и производства высокоточных средств поражения и систем защиты против высокоточного оружия, а Польша закупила лицензию на производство легкой бронированной машины "Дозор". Появились первые проекты закупки западными государствами украинской продукции: Бельгия купила партию высокоточных средств поражения.

Во-вторых, украинские оборонные предприятия давно интересуют Россию либо с целью приватизации, либо производства того, что сами технологично не освоили, либо - получения напрямую технологии. Например, Россия так и не смогла наладить производство газовых турбин для военных кораблей, производимых НПКГ "Зоря-Машпроект". Напомним, именно такие предприятия посетила делегация во главе с Рогозиным 2–3 декабря с.г.: ГКБ "Южное", ПО "Южмаш" (необходимы для создания новой тяжелой МБР), ГП "Антонов" (необходимо для обновления обветшалого парка военно-транспортной авиации), ЗМКБ "Прогресс" (необходимо для решения вопросов оснастки некоторых типов вертолетов и самолетов военного и специального назначения). Об НПКГ "Зоря-Машпроект" говорилось выше. А к упомянутым предприятиям еще можно прибавить АО "Мотор Сич", но поскольку оно частное, расчет Москвы - договориться лично с его владельцем Вячеславом Богуслаевым.

Если кто-то сомневается в том, что Россия будет сотрудничать только там, где ей выгодно или необходимо, пусть задастся вопросом: "Когда РФ начнет модернизировать украинские боевые самолеты и средства ПВО С-300 и ЗРК "Бук"? Скорее всего - никогда. Потому что это противоречит российским интересам.

Третий интерес РФ связан с нейтрализацией ряда предприятий-конкурентов. Так, в Украине в настоящее время существует целый ряд заводов, выпускающих более качественную оборонную продукцию, чем РФ. А именно, ГККБ "Луч" (высокоточные средства поражения), ХКБМ (завод имени Малышева (танки и боевые бронированные машины), Конотопский завод "Авиакон" (ремонт вертолетов), ГП "Укроборонсервис" (ремонт средств ПВО С-300 и ЗРК "Бук") и некоторые другие. Эти заводы мешают РФ на мировом рынке вооружений, и желание контролировать или изменить профиль работы таких предприятий вряд ли иссякнет.

Что касается комплектующих, то их поставки будут, как и ранее, носить эпизодический характер. Изделия, в которых нуждается РФ, она потихоньку заказывает без оглядки на политическую ситуацию. Например, постоянные поставки России происходят из Черкасского завода "Фотоприбор" (для бронетехники и артиллерийских систем). Точно так же Россия поставляла и будет отгружать комплектующие к вооружениям, когда ей это выгодно. Как, например, в 2012 г. она поставляла комплектующие ГАХК "Артем", которая производила ракеты Р-27 ("воздух-воздух") для Индии. И так далее - примеров хватает.

Впрочем, резкое изменение российской политики можно легко проверить. Если появятся проекты, обслуживающие интересы Украины, а не России. Модернизация боевых самолетов и вертолетов ВСУ, модернизация ЗРС С-300 и ЗРК "Бук", поставки к упомянутой технике комплектующих на льготных условиях, контракты на ремонт военно-морской техники в Украине, а то и закупки некоторых видов вооружений, явно превосходящих российские. Тогда появятся основания говорить, что слова подкреплены делом.

Так что российские объятия для оборонных и высокотехнологичных секторов Украины, как видим, довольно двусмысленны. По меньшей мере, тут Россия пытается, как и раньше, играть, что называется, в одни ворота.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК