История с ремонтом дорог неожиданно застопорилась. Теперь действительно необходимые Украине ремонты не могут начаться из-за лоббизма картелистов.
…В начале августа у украинской власти начало зарождаться ощущение, что пора уже тратиться на ремонт дорог. Первый военный испуг прошел, разрушенные дороги и мосты в критических точках действительно надо ремонтировать для транспортировки продуктов, топлива и оружия. Тем более тогда уже появились первые намеки на то, что зарубежные союзники наконец начнут давать нам доллары и евро в необходимом для существования Украины количестве.
Денежный кран для Укравтодора немного открутили. За первую половину августа его подрядчики получили около 700 млн грн. Далеко не довоенные времена, когда такие суммы выплачивали иногда за один день «Большого строительства», но, тем не менее, вдвое больше, чем Укравтодор мог платить своим подрядчикам в июне и июле (см. рис.).
А значит, власть начала готовить законодательное поле для возврата обезводненных счетов дорожников.
Еще в начале вторжения Верховная Рада приняла два решения. Одним было установлено, что деньги Дорожного фонда должны в первую очередь направляться на вооружение и обслуживание старых кредитов Укравтодора. А вторым — отменен акцизный налог на топливо, из которого в основном и наполнялся Дорожный фонд. Чтобы на автомобилистов не так сильно давил взлет цен.
Понятно, что делить стало почти ничего, и на дороги этим летом Укравтодор давал очень ограниченные деньги для латания разрушенных участков дорог и мостов. Речь шла о суммах в несколько сот миллионов на всю Украину в месяц — несущественные копейки. И на Банковой приняли политическое решение — вернуть акцизы для пополнения Дорожного фонда и направить деньги из него не на вооружение, а на инфраструктуру.
Соответствующие законопроекты министр инфраструктуры Александр Кубраков стал протягивать еще в начале августа, и в середине месяца они оказались в Раде. Если бы все было нормально, то их быстро бы проголосовали, уже в сентябре акциз вернулся бы в цену топлива, и у Укравтодора увеличился бы поток денег на действительно необходимый ремонт дорог и мостов. По прогнозу инициаторов, речь шла о 3,6 млрд грн в месяц. Немного по сравнению с «Большим строительством», когда на асфальтирование ежемесячно тратили 10 млрд грн при курсе 28 грн за доллар, но хоть что-то.
Но это была бы не Украина, если бы все шло нормально. Поэтому уже сентябрь, а закон еще не принят, и в лучшем случае деньги начнут поступать где-то в середине октября, когда строительный сезон уже будет заканчиваться.
Основных причин провала две.
№1. Деньги не на разрушенные мосты, а на асфальтную маржу для коррупционных конвертов?
Мининфраструктуры как раз дало основания для подозрений, засекретив перечень объектов, которые собираются ремонтировать за акцизные налоги. Потому что одно дело, когда деньги идут на взорванные и разрушенные полсотни мостов на освобожденном Севере Украины и прифронтовых территориях Востока и Юга. А другое — когда собранные миллиарды пойдут на удобное асфальтирование удобными подрядчиками в удобных местах по удобным сметам. Условно говоря, восстановление какого-то моста на Черниговщине намного понятнее, чем асфальтирование дороги где-то на Винниччине или в пригороде Днепра.
На прямой вопрос «Экономической правды» о ключевых объектах для восстановления Александр Кубраков ответил так: «Они уже есть. Некоторые утверждены постановлением правительства».
Но в открытом доступе этого списка нет. Поэтому остается только одна возможность узнать хоть что-то — «Прозорро». А там картина совсем не такая.
В августе службы автодорог объявили закупки на дорожный ремонт на 390 млн грн. Только одна касается деоккупированной Сумщины. Самые крупные подряды — это большая дорога в пригороде Днепра. Остальное — мосты и дороги, которые не были повреждены врагом (см. табл.). И почти все — тем же фаворитам Укравтодора, которые в последние годы и делили маржу «Большого строительства».
Таким образом, у посторонних наблюдателей возникает вполне резонный вопрос: «Может, это просто возобновляется «Большое крадительство» для пополнения обмелевшей кассы, из которой до войны раздавались зарплатные конвертики слугам власти?».
Но дорожный картель и черный кэш для нардепов — это только часть проблемы и в этой истории сейчас не главная. Может, действительно позже будут обнародованы контракты на восстановление мостов, действительно разрушенных войной.
В провале быстрого старта ремонта мостов больше виноваты лоббисты топливной индустрии.
№2. Акцизный передел рынка
До вторжения акцизы на топливо в Украине были следующие: бензин — 2,13 евро за литр, дизтопливо — 1,39 евро, сжиженный газ — 0,52 евро.
То есть покупатели дешевого автогаза платили меньший акциз, чем «нефтяные» ездоки. Это соответствовало мировым тенденциям, поскольку считается, что газ на автомобиль ставят не от хорошей жизни. Автогаз не дает такой тяги, как «нефтяные» топлива, поэтому на нем чаще всего ездят небольшие автомобили небогатых или экономных людей. Таким образом, правительства меньшими акцизами на автогаз делают автомобильный транспорт более доступным для разных слоев населения. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
Но для крупных продавцов топлива это проблема. Маржа на автогазе составляет всего 1–2 грн с литра. А разница между оптовой и розничными ценами бензина и дизтоплива сейчас превышает 10 грн с каждого литра. То есть продавать «нефтяные» топлива для мощных машин во много раз выгоднее, чем дешевый автогаз.
Поэтому когда власть решила возвращать акциз, «кто-то» решил, что он должен вернуться не в старой пропорции, а в размере 1 евро на каждый вид топлива. Это привело бы к тому, что на те же 4 гривни должен был бы подорожать и автогаз по цене 28 грн, и дизтопливо по цене 54 грн. В процентах это означает, что автогаз подорожал бы на 15%, а дизтопливо — только на 7%. С учетом того, что для преодоления одного и того же расстояния автомобилю нужно больше газа, чем ДТ, то ценовой шок для и так не самого богатого потребителя автогаза был бы больше, чем для среднего «нефтяника». А значит, были бы созданы предпосылки для перетока потребителей с газового в нефтяной сектор автомобильного топлива. Выгодополучателями этого процесса стали бы крупные поставщики «нефтяных» топлив. Их АЗС известны каждому автомобилисту.
Конечно, неприкрытый лоббизм увеличения доходов одной группы бизнесменов вызвал сопротивление у автогазовой индустрии, которую просто раздевают ради конкурентов. И у политиков, которые хорошо понимают, по каким слоям населения наносится удар ради токсичного асфальтирования. Начались дискуссии, и законопроект с одинаковыми акцизами 16 августа не смогли поставить в повестку дня, не добавили голосов даже сами «слуги народа».
Скандал привел к поиску выхода. «Слуги народа» разработали законопроект №7668-д, в котором ставки акцизов уже были разными — по 1 евро на литр ДТ и бензина и 0,5 евро — на литр автогаза. Но быстро принять снова не получилось, потому что к этому законопроекту и к №7669 (он разрешает тратить деньги не на оружие, а на асфальт) нардепы подали тысячи поправок, и теперь понадобится еще неделя на их обработку. Нардеп Ярослав Железняк прогнозирует, что в итоге акцизы и деньги в Дорожный фонд для ремонта мостов в лучшем случае вернутся в октябре. В конце строительного сезона.
А все могло бы быть совершенно иначе…
Другие статьи Юрия Николова читайте по ссылке.