22 октября Президент Украины Леонид Кучма подписал указ, общая идея которого сводится к передаче функций по контролю за военно-техническим сотрудничеством Украины с иностранными государствами в свою администрацию. А именно, в управлении АП по вопросам силовых структур и правоохранительной деятельности будет создан отдел, в сферу ответственности которого и будет отнесено военно-техническое сотрудничество, или попросту оружейный бизнес.
Конечно, мало кто сомневается в причинах появления документа, который, кстати сказать, был согласован с таким узким кругом лиц, что в некоторых структурах он даже вызвал переполох. В целом документ направлен на создание более мощной системы контроля, чем существует ныне, а оружейные сделки, как утверждают люди, читавшие этот документ, будут визироваться гарантом лично. Не вызывает сомнения, что в цепи последних событий появление этого документа является еще одним свидетельством желания Украины доказать, что в вопросах передачи продукции военного назначения она соблюдает принятые международным сообществом правила. «ЗН» уже указывало на допуск международных экспертов к украинским военно-техническим секретам, и готовность главы державы ставить свою личную подпись под всеми сделками говорит о развитии этих стремлений. Ведь в случае каких-либо неординарных ситуаций подпись могла бы стать опасной ловушкой…
В то же время глава державы и раньше сам отвечал за осуществление основных контрактов — национальная система военно-технического сотрудничества классифицируется специалистами как президентско-правительственная, то есть регулируемая указами Президента и постановлениями Кабинета министров. А Комитет по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при Президенте Украины, хоть орган совещательный и коллегиальный, основные вопросы всегда выносил на суд первого лица. В таком случае, что же происходит с системой оружейного экспорта?
Вопрос личного доверия?
В любом серьезном деле если не все, то очень многое зависит от личностей. В таком же деле, как торговля оружием, от личностей зависит почти все.
Начать стоит с того, что завизировать все документы успеть можно. Но объективно, если Леонид Кучма решил бы разобраться во всех этих документах, ему пришлось бы оставить все остальные функциональные обязанности. Но рискнем предположить, что торговля оружием — не единственная взрывоопасная тема в отдельно взятом государстве Украина. Значит, должен быть кто-то, на кого можно положиться основательно и безоглядно.
Есть мнения, что Президент такого человека нашел. Нынешний указ, а также передача под личную ответственность главе своей администрации проблемы под названием «Кольчуга» говорят о том, что этого человека зовут Виктор Медведчук. К слову сказать, на этой неделе в сообщении об указе на сайте радио «Свободы» указывалось, что именно в администрации Президента будет теперь согласовываться кандидатура главы госкомпании «Укрспецэкспорт», которая является почти монополистом в торговле украинскими вооружениями на международных рынках.
Похоже, что главные вопросы стреляющего бизнеса будут решаться теперь в АП, а не в Совете национальной безопасности и обороны, как это было раньше. А появившийся два года тому Комитет по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю, председатель которого подчинялся секретарю Совбеза, наверное, больше не будет готовить главные решения в жизни государства-экспортера оружия. Впрочем, может быть, и будет, помогая главе АП доносить их до первого лица. Поскольку, как сообщило неделю тому агентство Defense-Express, новым руководителем упомянутого комитета назначен бывший начальник военной разведки Игорь Смешко. Как говорят осведомленные в оружейных сделках люди, Игорь Михайлович может рассчитывать как на хорошее отношение со стороны американских политиков, так и на поддержку со стороны нынешнего главы президентской администрации.
«Укрспецэкспорт» и &
Безусловно, подписанный на этой неделе указ главы державы коснется и самого «Укрспецэкспорта», где ныне и так идет внутренняя реорганизация. Главный украинский посредник в торговле оружием практически всегда относился к немногочисленным организациям из списка «неприкасаемых». К тому же, как «Рособоронэкспорт» в России, так и «Укрспецэкспорт» реализовывают на мировом рынке до 90% всего оружия, военной техники и спецуслуг. Правда, в России по монополии недавно был сделан артиллерийский залп, причем артиллерии крупнокалиберной. О последствиях этого шага будет сказано ниже.
Скорее всего, учитывая, что главной идеей документа является усиление контроля за ведением бизнеса и укрепление самой вертикали в государственной системе экспорта оружия, главной тенденцией должен стать более жесткий контроль за дочерними предприятиями госкомпании. В кругах, близких к оружейному бизнесу, поговаривают о возможности создания на базе «Укрспецэкспорта» холдинга, который будет осуществлять не только торговые операции на мировом рынке вооружений, но и решать, какие направления необходимо активно инвестировать, и даже настоятельно рекомендовать, сколько и кому в эти направления необходимо вкладывать средств. А кроме того, такой шаг должен исключить возможность внутренней конкуренции на этапе ведения переговоров. При этом формы хозяйствования дочерних структур, естественно, должны быть сохранены. Напомним, что уже во время авиакосмического салона «АВІАСВІТ-ХХІ» в Киеве в сентябре с.г. новый гендиректор «Укрспецэкспорта» Валерий Шмаров положительно высказался относительно возможности закупок в будущем акций украинских оборонных предприятий.
Идея госкорпорации, правда, не нова: ровно год тому под эгидой компании было намечено создать государственную корпорацию, что предусматривало довольно значительное ужимание прав пяти дочерних фирм. Но взамен все издержки по маркетингу, рекламе и предварительному анализу рынков взяла бы на себя головная структура. Планы эти не были реализованы, и как говорят люди из оружейного бизнеса, не только потому, что в украинском законодательстве пока существует пробел с организаций подобных структур. Дело еще и в том, что некоторые детали вынашиваемых идей не слишком нравились дочерним структурам, да и в том, что не под кого это было делать. Не было личности с размахом.
Именно поэтому эксперты предполагают, что восприятие идеи холдинга «Укрспецэкспорт» будет неоднозначно. Если же говорить о возможности тихого или открытого сопротивления, то, учитывая экономические показатели и политический вес, на это могут пойти лишь «Прогресс» и «Укроборонсервис». Но, к сожалению, ситуация вокруг Украины такова, что жесткость надолго станет основным правилом национального оружейного бизнеса.
Правда, полная централизация бизнеса вооружений в Украине на руку соседям и будет способствовать развитию отношений с российским оружейным бизнесом. На прошлой неделе Киев посетил гендиректор главного российского посредника — Андрей Бельянинов. Говорят, что переговоры с гендиректором «Укрспецэкспорта» Валерием Шмаровым, руководителем Национального космического агентства Украины Александром Негодой и министром обороны Владимиром Шкидченко его вполне удовлетворили. В «Укрспецэкспорте» говорят, что достигнуто вполне четкое соглашение о ценовом сотрудничестве на рынках третьих государств. Кроме того, «Рособоронэкспорт» готов советоваться, когда Россией осуществляются поставки вооружений и военной техники, содержащих украинские комплектующие. Наконец, самым главным успехом в переговорах с РФ эксперты считают достигнутое согласие об участии в замкнутом цикле производства новых средств ПВО укранских оборонных предприятий. Пока это касается ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» (Донецкая обл.), который в мае этого года заключил большой контракт с «Концерном ПВО «Алмаз-Антей» на производство устанавливателя антенны локационного обнаружения цели и заряжающего устройства для зенитно-ракетного комплекса С-300. Но в будущем список таких предприятий может существенно расшириться. Вообще надо сказать: и тенденция в области украинского ВТС последнего года свидетельствует об углублении ориентации на Россию, и соответственно, возрастание российского интереса к украинскому ОПК. Сегодня уже можно определенно сказать: в недалеком будущем появится специальный межгосударственный орган для координации ВТС двух государств.
Правда, в самой структуре российского ВТС, напротив, появились тенденции к созданию более гибкой системы. Так, российский комитет по ВТС под председательством Владимира Путина в начале октября принял решение предоставить право ведения внешнеэкономической деятельности в области ВТС всем холдинговым компаниям военно-промышленного комплекса России «после их экономического и организационного оформления, а также отдельным предприятиям». То есть Россия решила пойти по пути стимулирования рублем создания холдингов «снизу». При этом некоторые российские эксперты предполагают, что в будущем «Рособоронэкспорт», который де-факто монополизировал оружейный бизнес, не только лишится львиной доли своих доходов, но и может быть вообще ликвидирован. Но Украины это не касается — для нее настала новая реальность: во главу угла поставлен вопрос реанимации международного имиджа.
В ожидании результатов
Результаты могут быть разными. Например, глава Госкомиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины Владимир Горбулин высказал мнение, что «жесткость, которая появится в системе военно-технического сотрудничества, не сопоставима с гибкими подходами, необходимыми при принятии решений в этой чувствительной сфере». В.Горбулин считает, что под внешним давлением, вызванным псевдоскандалами, — как, например, обвинениями Украины в поставках оружия в Ирак, — украинская сторона готова пожертвовать объемами экспорта вооружений, стараясь убедить международное окружение в своей чистоплотности. Очевидно, что Владимир Павлович, в свое время сам курировавший оружейный экспорт, хорошо знает цену монополии бизнеса. Хотя при нем создавался «Укрспецэкспорт» — как раз для жесткой централизации оружейного бизнеса, именно он позже начал предлагать более гибкие схемы торговли.
Сегодня главная опасность состоит в том, что даже по штатным вопросам в принятии решения будут сомневаться все, находящиеся на вертикали системы. Вплоть до самого Президента. Говорят, что Госслужба экспортного контроля Украины уже приостановила выдачу лицензий. Может резко уменьшиться и число самостоятельных экспортеров, которых сегодня в стране более десяти. Вполне возможно, что цель оправдывает средства. Но, с другой стороны, не этого ли хотели те, кто, как видим, смог пожать первые плоды скандала с «Кольчугой». Ведь монополия — далеко не всегда означает прозрачность и законность, зато почти всегда — диктат и корысть. Впрочем, те кто начали этот скандал тоже от нынешних проблем Украины не потеряют...