Более 20 лет я работал на стыке оборонной промышленности и оружейного бизнеса. За это время прошел путь от эксперта до первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны, председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству при президенте Украины. 21 марта 2014 года указом главы державы был назначен временно исполняющим обязанности генерального директора государственного концерна "Укроборонпром".
Сегодняшняя ситуация - вызов всем нам, кому выпала тяжелая ответственность возглавить украинскую оборонную промышленность в час испытаний для нашей Родины. Мы осознаем сложность задач и будем их решать. Другого пути нет, вариант Б в сегодняшних условиях не предусмотрен.
Агрессивные действия России сломали привычный порядок вещей, разрушили тот мир, в котором мы все формировались и жили. И теперь нам надо создавать заново нашу оборону и нашу компанию. Требуют пересмотра давно ставшие привычными банальности, а некоторые, прежде декоративные, элементы должны наполниться первоначальным смыслом.
Во-первых, основной задачей нашего концерна должно на практике стать полное обеспечение потребностей Вооруженных сил, Национальной гвардии и других воинских формирований в новейших образцах техники, осуществление модернизации, ремонта и утилизации. Сегодня украинские военные должны иметь необходимое вооружение и боеприпасы. Это ключевое направление нашей деятельности.
Уже готовятся к передаче подразделениям Национальной гвардии около 100 бронетранспортеров. Осуществляются и другие неотложные меры по укреплению боеспособности наших Вооруженных сил и других воинских формирований.
Во-вторых, в нашей деятельности определяющими должны стать не возможности нашей промышленности, а потребности обороны Украины. Да, мы можем произвести очень многое. Даже в сфере военной авиации можем ремонтировать, модернизировать и частично производить летательные аппараты. Потенциал оборонной промышленности страны в целом достаточен для обеспечения потребностей Вооруженных сил и других воинских формирований для ведения оборонительной войны. То, что мы не можем делать сами на современном уровне, должно быть оперативно закуплено за рубежом, в том числе и с использованием возможностей НАТО. Считаю такой подход единственно правильным в нынешних условиях.
В-третьих, возникла определенность с угрозами национальной безопасности. Украина четко знает, кто и каким образом ей угрожает, и имеет все возможности для подготовки адекватных мер противодействия. Убежден, что в уже скором времени будут разработаны новые Стратегия национальной безопасности и Военная доктрина, которые будет исходить именно из необходимости повышения эффективности таких мер. На их основе в кратчайшие сроки должна быть подготовлена новая Концепция развития Вооруженных сил, которая поставит четкие задачи перед оборонной промышленностью. А "Укроборонпром" в тесном взаимодействии с Министерством обороны сделает все, чтобы эти задачи выполнить как с использованием потенциала отечественных предприятий, так и путем развития военно-технического сотрудничества.
В-четвертых, необходимо кардинально повысить эффективность работы нашего концерна.
В нашей оборонной промышленности на "живых" предприятиях занято около 120 тыс. работающих. По итогам прошлых лет объем производства на одного работающего колебался от 30 до 150 тыс. грн в год - в зависимости от специализации производств. В среднем - менее 10 тыс. долл. товарной выработки на одного работающего. При этом в Израиле, где на ведущих оборонных компаниях работают до 30 тыс. сотрудников, доход составляет 200 тыс. долл. на одного работающего. В бронепромышленности Франции этот показатель составляет 240 тыс. евро на одного работающего. В чем причины такой ситуации?
Прежде всего, в технологической пропасти между украинскими и мировыми производителями. Механические цеха наших машиностроительных заводов - практически неизменны с советских времен. Для изготовления сложной детали задействуется технологическая цепочка из десятков станков - токарных, фрезерных, расточных, шлифовальных и т.д. За каждым должен стоять квалифицированный работник. Невыход на работу одного из них задерживает производство.
Следующая ключевая проблема - коррупция. В предыдущие годы была сформирована настоящая паутина всевозможных коррупционных схем.
Например, принимались формально красивые нормативные акты, на самом деле предусматривавшие неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность участников госконцерна и их контрагентов.
В предыдущие годы размер комиссионных всевозможных посредников официально вырос на 5-7 процентных пунктов. В реальности же, "откаты" съели не только этот рост, но уже залезли в себестоимость продукции.
Я уже начал решительно ломать эти и другие схемы. Мы можем и должны обеспечить нулевую толерантность к коррупционным проявлениям. Руководство концерна заканчивает подготовку детального плана первоочередных мер по противодействию коррупции. Не дожидаясь его принятия, уже проводится анализ основных коррупционно опасных процедур, прежде всего закупок.
Следующая задача - повышение уровня профессионализма сотрудников "Укроборонпрома". Кадровая проблема ключевая, и решать ее надо чрезвычайно осторожно, с уважением к личности каждого из наших работников. В руководство концерна пришла команда опытных менеджеров. Это серьезные профессионалы и опытные руководители с современным взглядом на ситуацию.
Все сказанное касается высшего менеджерского эшелона. Однако, определенное обновление произойдет и на других уровнях. Прежде всего, подчеркну, что ни о каких кадровых чистках речь не идет. Уйдут те, кто совершал коррупционные правонарушения, а также те, чей профессионализм недостаточен для выполнения сложнейших задач, поставленных руководством страны перед "Укроборонпромом". Вопрос по каждому сотруднику будет решаться индивидуально.
Еще сложнее задача поиска новых людей. Все назначения на ответственные должности, прежде всего имеющие отношение к хозяйственной деятельности и связанные с денежными потоками, будут осуществляться исключительно через конкурсные процедуры. Соответствующий пакет нормативных документов уже разрабатывается. Уровень зарплат в концерне позволяет нам надеяться на привлечение высококлассных профессионалов на вновь открывающиеся вакансии.
В-пятых, задача укрепления международного авторитета Украины за счет расширения рынков сбыта конкурентоспособной продукции оборонной промышленности (рост экспорта вооружений и валютных прибылей) сегодня несколько отходит на второй план, однако сохраняет свою актуальность. Украина продолжит активную торговлю оружием. У нас есть твердая уверенность в том, что экономические показатели концерна в этой сфере останутся в 2014 году на уровне 2013 года.
В-шестых, переориентация приоритетов концерна с внешнеторговой деятельности на обеспечение потребностей обороны и безопасности Украины должна благотворно сказаться и на экспортном потенциале украинской оборонной промышленности. Ведь та военная техника, которая поступает на вооружение национальных вооруженных сил, лучше продается и за рубежом.
На этой же основе планируется и решение проблем повышения роли оборонной промышленности в экономике. В сложных экономических условиях "Укроборонпром" должен стать важным локомотивом развития страны.
Чрезвычайные обстоятельства, в которые поставлена Украина, ее оборонная промышленность должны радикально ускорить темпы "доведения до ума" и принятия на вооружение перспективных разработок отечественных исследовательских учреждений и предприятий. Путь от задумки до ее воплощения в конкретных образцах вооружения и военной техники резко сократится, что также станет благотворным фактором для развития экономики.
При этом приоритетными направлениями станет развитие автоматизированных систем управления, авиации и средств противовоздушной обороны, средств разведки и высокоточного оружия.
В-седьмых. Еще один вопрос, на который следует обязательно ответить - военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией. Уже сегодня по понятным причинам в Россию не поставляются оружие и военная техника. До момента деэскалации конфликта наши отношения останутся в замороженном состоянии. Да, мы понесем экономические потери, но разве разумно вооружать армию противника?
Убежден, что наши отношения с РФ, в том числе в сфере экономического и военно-технического сотрудничества, заслуживают рассмотрения и принятия решения на высшем государственном уровне, в Совете национальной безопасности и обороны Украины.