Послов подкорректировали

Поделиться
Казалось бы, совещание руководителей зарубежных дипломатических учреждений — будничное производственное событие...

Казалось бы, совещание руководителей зарубежных дипломатических учреждений — будничное производственное событие. Но оно всегда привлекало к себе внимание. А все потому, что там руководство страны и МИДа публично излагают внешнеполитические приоритеты власти, расставляют акценты взаимоотношений с партнерами, обозначают направления деятельности и, наконец, определяют критерии эффективности работы дипломатов. Послы, в свою очередь, проводят мозговые штурмы, обсуждая накопившиеся проблемы. В этом отношении десятое совещание послов не было исключением. Но вот и по форме, и по содержанию оно разительно отличалось от встреч, проходивших ранее. Многие собеседники «Зеркала недели» утверждали, вспоминая унылые совещания во времена президентства Виктора Ющенко, что нынешнее хотя бы организационно отличалось в лучшую сторону от предыдущих. И не обмануло ожидания тех, кто надеялся расслышать новые акценты в украинской внешней политике, обозначенные в выступлении президента: цели были расставлены, а задачи определены.

Правда, для многих дипломатов так и осталось загадкой, зачем надо было проводить мероприятие в декабре, а не как обычно в августе, что позволило бы совместить совещание с отпуском послов и таким образом сэкономить приличные средства, и почему президент впервые за всю историю совещаний решил собрать послов у себя в администрации. В прошлые годы глава государства приезжал к дипломатам. Лишь с премьером общение традиционно проходило на его территории. В этот же раз президент, спикер и премьер-министр, демонстрируя дипкорпусу единение исполнительной и законодательной ветвей власти, выступили в зале заседаний АП. Вероятно, что с точки зрения организации мероприятия это было очень практично: дипломаты не теряли время на разъезды по центральным улицам города от Михайловской до Грушевского. А возможно, президент просто хотел дать понять, кто в стране главный в сфере внешней политики… Решение о проведении встречи в АП несколько разочаровало дипломатов: они вправе были ожидать хотя бы внешнего уважения к себе, ведь за рубежом они не только представляют свою страну, но и в силу профессиональных обязанностей отстаивают политику, проводимую президентом.

С момента последнего совещания послов прошел год. В стране состоялись президентские выборы, и с приходом новой власти изменилась и внешняя политика. Виктор Янукович в своем спиче уверил дипломатов, что «набор приоритетов остался неизменным», зато «подходы к этим приоритетам и динамика их реализации существенно изменились». Как следовало из обстоятельного выступления, написанного «подкованными» в сфере внешней политики спичрайтерами и прочитанного главой государства без экспромтов и лирических отступлений, подходы Киева к некоторым вопросам действительно были откорректированы. И не только в отношениях с Россией или США.

Например, из перечня стран, с которыми Украине важно развивать прочные партнерские отношения, почему-то исчезла Польша, которая два десятилетия постоянно упоминалась в числе стратегических партнеров Киева наряду с РФ, США, ЕС. А ведь Виктор Федорович не поленился назвать Германию, Францию, Испанию, Италию и даже Швецию, перечисляя страны Евросоюза, с которыми Киеву прежде всего необходимо «наполнять реальным содержанием весь спектр нашего сотрудничества». Не была выделена Польша и в числе соседних стран, «утверждение прочных партнерских отношений» с которыми имеет для Украины «первоочередное значение». Внятного объяснения, почему так произошло, нам не удалось получить. Но отсутствие упоминания Польши — сигнал, что Киев изменил свою политику в отношении этой страны. И потому, что нынешняя украинская власть не забыла Варшаве ее посредничество во время помаранчевой революции. И потому, что в Киеве сейчас невысоко оценивают «адвокатские» возможности Польши в Евросоюзе.

Изменились украинские подходы к Румынии и Молдове. Руководству этих стран прозрачно намекнули о готовности украинской власти жестко реагировать на любые действия, которые будут угрожать интересам Киева: «Эти страны должны по-другому начать воспринимать наше государство. Они должны почувствовать: время «размякшей» Украины прошло». Впрочем, главной целью этого публичного туше был все же не Кишинев, а Бухарест.

В отношениях с Румынией Киев имеет достаточно оснований для беспокойства. Возьмем хотя бы проблему раздачи румынских паспортов в Черновицкой и Одесской областях, прав украинского меньшинства в Румынии или попытки Бухареста заблокировать работу канала Дунай—Черное море. Для отстаивания своей позиции румынская дипломатия использует возможности ЕС, Совета Европы и прочих международных организаций, дабы дискредитировать позицию Киева. И при этом в Бухаресте завуалированно выдвигают к нашей стране территориальные претензии! Вспомним хотя бы недавнее заявление румынского президента Траяна Бэсэску о том, что в будущем Бессарабия объединится с Румынией в рамках ЕС. А ведь историческая Бессарабия это не только часть территории Молдовы, но также и Черновицкой, и Одесской областей Украины.

А вот что касается провозглашенной политики внеблоковости, то президент обратил особое внимание на сотрудничество с НАТО в рамках годовых национальных программ (дипломаты убеждают, что оно развивается не менее активно, чем во времена политики евроатлантической интеграции) и впервые публично озвучил мнение, что «само членство в Евросоюзе станет главным и окончательным залогом безопасности Украины в условиях внеблоковости». На наш взгляд, последний тезис спорный, учитывая, что наша страна не член этой организации, да и сам Европейский Союз еще работает над тем, чтобы в его структуре появилась военная составляющая. А значит, проблема гарантий безопасности Украине все так же остается нерешенной.

Что же касается сотрудничества с самим ЕС, то приоритетом в реализации политики евроинтеграции является подписание соглашения об ассоциации и создание зоны свободной торговли. При этом «темпы важны, но главное — качество». Впрочем, многие дипломаты, памятуя о прошлом, сомневаются в том, что нынешняя власть будет придерживаться ею же самой провозглашенного принципа «качество превыше всего». Практика переговоров показывает, что самые сложные вопросы всегда оставляют напоследок. А в последний момент Киеву часто не хватает времени, выдержки и политической воли, чтобы отстоять свою позицию…

Среди приоритетных направлений деятельности внешнеполитической службы, перечисленных президентом, вновь прозвучал призыв к экономизации. Организаторы совещания даже дали соответствующее название совещанию послов — «Партнерство и прагматизм как ключевые принципы внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Украины». Экономизации был посвящен и спич премьер-министра. Впрочем, кто только в свое время ни призывал к экономизации! Но проблема не столько в дипломатии, сколько в бизнесе, в его готовности идти на рынки, бороться за контракты в условиях острой конкурентной борьбы, в его способности выполнять взятые на себя обязательства. И, конечно же, в инвестиционной привлекательности самой Украины. Поэтому не удивительно, что многие дипломаты вздрогнули, услышав о критериях оценки деятельности посольств, предложенных президентом и премьером. Результативность работы теперь будет определяться товарооборотом и инвестициями. (И здесь только можно посочувствовать, например, послу Украины в Ватикане.) Впрочем, у власти есть и другие критерии. Виктор Янукович, например, поставил послам задачу в рамках информационной работы, чтобы международное и, прежде всего, европейское сообщество, было «убеждено, что Украина твердо идет по пути демократии и общественно-экономических реформ». Но когда в стране сворачиваются демократические преобразования, а власть преследует представителей оппозиции, это невыполнимая задача. И чем шире будут «ножницы» между словом и делом украинской власти, декларирующей цель вступления Украины в ЕС, чем больше у наших партнеров будет сомнений в отношении заявленных намерений проводить демократические и экономические реформы, тем сложнее украинской дипслужбе будет выполнять поставленные задачи. Здесь есть от чего пасть духом, поднять который не может даже обещание Николая Азарова повысить финансирование МИДа.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме