От мирного разрешения территориального спора выиграют и Украина, и Румыния

Поделиться
На этой неделе в Международном суде ООН в Гааге состоялось заключительное заседание по иску, поданному Румынией против Украины по поводу размежевания морской границы между двумя государствами в Черном море...

На этой неделе в Международном суде ООН в Гааге состоялось заключительное заседание по иску, поданному Румынией против Украины по поводу размежевания морской границы между двумя государствами в Черном море. Дело рассматривает коллегия из 15-и судей, а также два независимых представителя от каждой из сторон. Они должны принять окончательное решение, которое будет обнародовано не ранее 2009 года.

Этот вопрос широко освещается в средствах массовой информации и Румынии, и Украины. Но почему-то упускается из виду тот факт, что решение этого спора снимет напряжение в отношениях между двумя государствами и даст возможность Киеву и Бухаресту наладить эффективное взаимодействие, которое так необходимо сегодня, особенно в свете последних событий вокруг их общей черноморской соседки Грузии.

Во время заключения большого политического договора с Украиной (1997 г.) я был министром иностранных дел Румынии. И мы с моим украинским коллегой Геннадием Удовенко договорились о включении в текст договора положения о том, что, в случае, если не удастся достичь соглашения о делимитации морской границы, каждая из стран оставляет за собой право обратиться в Международный суд в Гааге. За это время состоялось 34 раунда двусторонних переговоров, но сторонам так и не удалось прийти к согласию. В 2004 году Румыния подала соответствующий иск в Международный суд ООН в Гааге.

Конечно, нет сомнений, что обе страны хотели бы достичь договоренности на двустороннем уровне. Но именно Международный суд ООН может обеспечить справедливое и цивилизованное решение спора, уходящего своими корнями еще во времена существования Советского Союза. Бухарест и Киев обязались выполнить решение суда, каким бы оно ни было. В этой связи хотелось бы напомнить о том, что обе страны всегда подходили очень взвешенно и цивилизованно к решению проблем, существующих в их двусторонних отношениях. Пример совсем другого рода мы все недавно видели в Грузии, где так называемый замороженный конфликт вылился в полномасштабные боевые действия. Из этого я могу сделать вывод о том, что Румыния и Украина исповедуют общую культуру безопасности. Я думаю, что этот общий интерес будет в течение ближайших лет иметь огромное значение, особенно для Украины, которая намерена и дальше продвигаться по пути интеграции в евроатлантические структуры.

Теперь давайте посмотрим, что нам дает решение Международного суда ООН. Во-первых, это будет справедливое и обоснованное решение, от которого выиграют обе стороны, независимо от того, в чью пользу оно будет принято. После завершения всех необходимых судебных процедур Румыния и Украина смогут продолжить разработку принадлежащих им черноморских шельфов, которые были закрыты на время рассмотрения этого дела в суде. Считается, что в этом регионе находятся несколько месторождений с весьма значительными запасами нефти и газа. Но проблема в том, что добыча этих углеводородов еще требует детальной проработки с точки зрения экономической целесообразности. Не исключено, что румынские и украинские предприятия даже смогут договориться о сотрудничестве с целью совместной разработки этих месторождений.

Во-вторых, что еще важнее, окончательное разрешение этого территориального спора позволит Румынии и Украине сконцентрировать свои усилия на проблемах безопасности и стабильности в Черноморском регионе в более широком аспекте. Румыния не только проводит дружественную политику по отношению к Украине, но всегда последовательно выступала в поддержку всех шагов Киева на пути к евроатлантической интеграции, так как именно от способности Украины твердо стоять на ногах и принимать самостоятельные решения будет в конечном итоге зависеть архитектура безопасности во всем регионе.

Во время бухарестского саммита НАТО в апреле этого года тогдашний президент России Владимир Путин заявил, что включение в повестку дня вопроса о вступлении в НАТО может угрожать Украине потерей ее государственности. Российские официальные лица так и не потрудились объяснить, что именно хотел сказать Путин этим заявлением, хотя Кремль не устает утверждать, что сделает все возможное, чтобы не допустить вступления Украины в Североатлантический альянс. Но этот вопрос будет решаться не в Кремле. Это один из ключевых вопросов суверенитета любого государства. В данном случае последнее слово должен сказать украинский народ. Украина должна сделать собственный выбор, и никакое другое государство, даже самое большое, не может лишить ее этого права. Точно так же Россия не имеет никакого права провозглашать Украину или любое другое сопредельное государство «зоной своих особых интересов». Если же она хочет строить с этими государствами тесные и конструктивные отношения, то это уже совсем другой вопрос.

Румыния не только поддерживает политику евроатлантической интеграции Украины, но и последовательно выступает за поддержку ее усилий по вступлению в Европейский Союз. Как и многие другие румынские граждане, я с огорчением узнал о том, что во время последнего саммита Украина—ЕС Киев так и не получил четкого сигнала о перспективах своего вступления в европейское сообщество именно тогда, когда такой сигнал был особенно нужен. Это еще одна потерянная возможность, которая может еще больше усилить сомнения внутри украинского общества по поводу того, а ждут ли вообще Украину в Европе. Украина должна видеть перед собой открытые, а не закрытые двери, пусть даже и не запертые на замок. Но в то же время на пути к своей цели страна должна демонстрировать больше решимости и больше единства, а украинское руководство должно наконец понять: когда дело доходит до политических раздоров, украинцы могут вытерпеть многое, но и терпению народа есть предел. Сегодня политические разногласия в стране уже вышли за все разумные рамки, что, конечно, отнюдь не способствует усилиям Киева по сближению с институтами власти на Западе.

С этой точки зрения решение вопроса о разделе морских границ между Румынией и Украиной приобретает особую важность и должно стать предметом внутренней политики обоих государств. Их руководство обязано представить обществу согласованную точку зрения и подходы к решению этого вопроса на основании имеющихся фактов. Это позволит обеим сторонам принять решение Международного суда ООН, каким бы оно ни было. Кроме того, это укрепит фундамент двусторонних отношений и откроет новые перспективы для их дальнейшего развития.

Румыния недавно вступила и в НАТО, и в Европейский Союз, и это дает ей возможность оказывать всемерную поддержку Украине на долгом пути реформ, которые призваны приблизить ее к стандартам этих двух сообществ. Из собственного опыта мы хорошо понимаем, какие обязательства и объем работы нужно для этого выполнить. Но у нас есть достаточно опыта, который легко применим и к Украине. Статус члена НАТО и Европейского Союза позволяет нам поддерживать Украину на ее пути к своей цели, а, будучи близким соседом Украины как на земле, так и на море, мы хорошо ощущаем то давление, которому подвергается страна после недавних событий в Грузии. Украине меньше всего нужно то, что сегодня происходит в России, а именно — рост антизападных настроений и дальнейшее ухудшение отношений с Западом. При этом не следует забывать о том, что у Украины имеются разногласия по поводу своих черноморских границ не только с Румынией, но и с Россией. Но, в отличие от Румынии, вероятность того, что эти разногласия будут разрешаться в Гааге, практически равна нулю. Более того, в России уже раздаются голоса о необходимости пересмотра в случае присоединения Украины к НАТО основных положений договора о дружбе и сотрудничестве (подписанного в том же 1997 году, что и аналогичный договор Украины с Румынией), гарантирующего в том числе и территориальную целостность Украины.

На фоне этой мрачной перспективы спор по поводу раздела морских границ с Румынией выглядит просто легким недоразумением. Он решается в Гааге справедливо и цивилизованно на основе взаимного уважения и с учетом практики международных отношений. Именно так поступают союзники и добрые соседи, когда не могут самостоятельно решить сложные вопросы двусторонних отношений, и именно на этой основе будет в дальнейшем строиться долгосрочное сотрудничество между Бухарестом и Киевом. В контексте данной статьи это означает, что от дружбы и поддержки Румынии Украина выиграет гораздо больше, чем от нескольких лишних квадратных километров континентального шельфа.

От редакции

Представленная вниманию читателей «ЗН» статья принадлежит Адриану Северину, бывшему министру иностранных дел Румынии. Именно он вместе со своим украинским коллегой Геннадием Удовенко в 1997 году парафировал базовый политический договор между нашими странами.

Сегодня г-н Северин возглавляет в Европарламенте комитет по сотрудничеству ЕС—Украина. Он достаточно благожелательно настроен по отношению к нашей стране и к ее перспективам вступления в Европейский Союз. Многие положения его статьи мы разделяем. Но некоторые двусмысленные тезисы в последнем абзаце вызвали у редакции недоумение. Странной выглядит постановка вопроса, когда поддержка Румынией нашей европейской и евроатлантической интеграции ставится в зависимость от того, выиграет или нет Бухарест дело по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море. То, как пройдет будущая линия размежевания морских просторов, уже не зависит ни от Румынии, ни от Украины. Это зависит только от суда. Мы надеемся, что, независимо от того, в чью пользу будет решение, оно не отразится негативно на двусторонних украинско-румынских отношениях и не станет дестабилизирующим фактором внутри стран. И если после решения Международного суда ООН Румыния и далее будет поддерживать вступление Украины в ЕС и НАТО, вот это и будет дружба.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме