ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УКРАИНЕ

30 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 33, 30 августа-6 сентября 2002г.
Авторы
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Одним из важнейших условий перехода от обществ закрытого типа (традиционно-общинных, тоталитарны...

Авторы
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Одним из важнейших условий перехода от обществ закрытого типа (традиционно-общинных, тоталитарных и т.п.) к открытому демократическому обществу является переход от изоляционистских принципов (территориальных, социальных, ментальных) функционирования социальной системы к принципам доступности и сотрудничества. В контексте анализа перспектив развития общества расовая, этническая и национальная толерантность может рассматриваться не только как потенциал поддержания мира и спокойствия в стране, но и как показатель степени готовности массового сознания населения к открытости и сотрудничеству с мировым сообществом на основе общепризнанных демократических принципов.

Анализ проблемы национальных отношений в контексте оценки перспектив социальных трансформаций требует специальных методических приемов, позволяющих измерять уровень национальной толерантности как глубинной психоэмоциональной основы межнационального поведения. Одной из таких методик является шкала «социальной дистанции» Богардуса. Она позволяет измерять психологическую готовность к сближению или же, наоборот, к отторжению людей другой национальности, независимо от их личностных качеств и особенностей. Ответ респондента на вопрос о том, в качестве кого он согласен допустить представителей другой национальности, позволяет определить социальную дистанцию, которую человек хотел бы сохранить между собой и данной этнической группой.

Технически шкала социальной дистанции построена по кумулятивному принципу. Это означает, что положительный ответ на первую позицию («согласен допустить в качестве членов семьи») подразумевает положительные ответы и на все другие позиции (...в качестве друзей, соседей и т.д.), за исключением последней — «вообще не допускал бы в страну». Кумулятивный характер шкалы позволяет вычислить индекс (балл) социальной дистанции по отношению к представителям определенной национальности. Ответ «согласен допустить в качестве члена семьи» засчитывается как 1 балл, «...в качестве близких друзей» — 2 балла, «...соседей» — 3 балла, » «...коллег по работе» — 4 балла, «...жителей страны» — 5 баллов, «...посетителей (туристов) — 6 баллов, «вообще не допускал бы в страну» — 7 баллов. Среднее арифметическое индекса социальной дистанции по какой-либо социальной группе является усредненным показателем отношения данной группы к определенной национальности.

В апреле 1992 года шкала Богардуса впервые была применена в исследовании психологического состояния населения Украины по репрезентативной для взрослого населения Украины выборке. Было опрошено 1800 человек старше 18 лет, по полу, возрасту, образованию, области и типу поселения (город/село) репрезентативно представляющих взрослое население Украины. Полученные данные свидетельствовали о том, что социально-психологический базис демократического развития на пути к открытому обществу оказался не столь благополучным, как это представлялось на первый взгляд. Во-первых, население Украины характеризуется значительно менее высоким уровнем толерантности по отношению ко всем национальностям, чем, например, население США. Во-вторых, анализ структуры национальной дистанцированности показал, что отношение населения Украины к представителям различных национальностей в 1992 году характеризовалось ориентацией на национально-государственную обособленность: только украинцы, русские, белорусы, диаспора и поляки по шкале социальной дистанции имели показатели, значение которых было меньше 4 баллов, что свидетельствует о той или иной степени толерантности. Перечень национальностей, попавших в число наиболее отторгаемых (крымские татары, грузины, арабы, цыгане), позволял предположить, что причиной такого отторжения является связь в сознании населения Украины этих национальностей с угрозой межнациональных столкновений.

Большинство национальностей характеризовалось значениями от 4 до 5 баллов, содержательное значение которых можно интерпретировать следующим образом — «пусть живут в Украине, но мне бы не хотелось вступать с ними в непосредственные контакты». Этот феномен был охарактеризован нами как «восточнославянская обособленность». Как фактор он доминировал в массовом межнациональном сознании жителей Украины в 1992 году. Корреляционный анализ показал, что проявление нетолерантности (неприемлемости) по отношению к какой-либо конкретной национальности является частным случаем проявления общей национальной ксенофобии (недоверия и подозрительности ко всем «чужим»).

С 1994 года данная методика включена в ежегодный мониторинг Института социологии НАНУ. Это позволяет отслеживать характер и направленность изменений в интенциях межнациональных отношений: развивается ли у нации предрасположенность к межнациональной интеграции или наоборот — развивается ксенофобия и склонность к национальному изоляционизму.

Результаты мониторинга обнаруживают крайне неблагоприятную тенденцию роста как интегрального показателя национальной дистанцированности, так и отчужденности населения Украины практически от всех национальностей, включенных в список. За исключением русских, украинцев и белорусов, практически все национальности «отодвинуты» массовым сознанием за отметку 5 баллов — «выдворены из страны». Снижается и самотолерантность: возрастание дистанции по отношению к основным национальностям, проживающим в Украине (титульной нации — украинцам и наиболее многочисленным меньшинствам — русским и белорусам). Кого же хочет видеть большинство населения в качестве жителей Украины, а кого вообще не допускали бы в страну? Существенно изменяется совокупный «таможенный менталитет» нынешних граждан Украины и уменьшается доля людей, мысленно допускающих представителей различных (практически всех) национальностей в качестве граждан Украины, и соответственно увеличивается процент тех, кто вообще не допускал бы их в страну.

Особое внимание обращает на себя «скачок», зафиксированный в 2002 году от национальной толерантности и обособленности к изолированности и ксенофобии.

Удельный вес толерантных граждан в Украине за десять лет снизился более чем в три с половиной раза. Самую многочисленную группу (практически половину населения) в настоящее время составляют граждане с изоляционистскими установками на межнациональные отношения. Удельный вес этой категории населения с 1992 года возрос с 33% до 48%.

Особую тревогу вызывает разрастание ксенофобических установок: численность группы ксенофобов за десять лет увеличилась более чем в четыре раза. Повышение уровня изоляционизма и ксенофобии является феноменом, охватывающим все население Украины.

Анализ особенностей национальной толерантности позволил обнаружить определенные парадоксы национального самосознания в этой области. Так, например, в ответе на прямой вопрос «Каково ваше отношение к людям не вашей национальности?» около четверти населения (24,7%) указали «скорее положительное», 6,5% отметили ответ «скорее отрицательное», а большинство (68,4%) дали ответ «нейтральное». Каким же содержанием наполнена эта самооценка своего отношения к людям других национальностей? (Именно такого рода прямые формулировки чаще всего фигурируют в социологических опросах.) Что же стоит, например, за ответом «положительное отношение»? Из тех людей, кто оценил свое отношение к лицам другой национальности как «положительное», многие не допускали бы этих лиц другой национальности вообще в Украину (или допускали бы только в качестве туристов). Так, азербайджанцев бы не допускали в Украину 28% «положительно относящихся к лицам другой национальности» (в качестве туристов — 44%); американцев — 16% (и 50% — соответственно); арабов — 38% (46%); афганцев — 43% (41%); белорусов — 7% (22%); грузин — 17% (24%); евреев — 14% (29%); китайцев — 21% (55%); крымских татар — 21% (31%); молдаван — 14% (36%); негров — 25% (52%); немцев — 12% (45%); поляков — 8% (42%); русских — 4% (14%); румын — 14% (49%); словаков — 10% (47%); турок — 24% (56%); венгров — 11% (52%); украинцев — 1% (95%); украинцев диаспоры — 3% (16%); цыган — 37% (31%); чехов — 11% (50%); чеченцев — 52% (34%). Попробуйте определить — к людям каких национальностей население Украины относится хорошо.

Программой мониторинга был предусмотрен показатель гражданской идентификации, который определялся ответом на вопрос: «Кем вы себя в первую очередь считаете?» В зависимости от ответа на этот вопрос нами была проведена следующая классификация населения в зависимости от типа гражданской идентификации: «регионалисты» — те, кто чувствует себя «жителем своего села, района или города», а также «жителем региона (области или нескольких областей)»; «граждане» — те, кто чувствует себя «гражданином Украины»; «националисты» — те, кто чувствует себя «представителем своего этноса, нации»; «ностальгисты» — те, кто чувствует себя «гражданином бывшего Советского Союза», и «космополиты» — те, кто чувствует себя «гражданином Европы» или «гражданином мира».

«Ностальгисты», чувствующие себя «гражданами бывшего Советского Союза» (воспитанные в духе «пролетарского интернационализма»), не хотели бы видеть в качестве жителей Украины многих представителей бывших советских республик: 36% из их числа вообще не допускали бы в Украину азербайджанцев (43% — допускали бы только в качестве туристов); белорусов — 5% (и 22% — соответственно); грузин — 23% (41%); евреев — 16% (30%); крымских татар — 34% (29%); молдаван — 20% (37%); русских — 3% (7%); чеченцев — 65% (28%).

«Космополиты», в свою очередь, как «граждане Европы и мира», тоже не всех допускали бы в Украину. Американцев не допускали бы в Украину 12% космополитов, а допускали бы только в качестве туристов — 48%; евреев — 20% (и 24% соответственно); китайцев — 37% (37%); негров — 25% (41%); немцев — 17% (31%); турок — 37% (32%); чеченцев — 63% (25%) и т.д.

Если десять лет назад основной доминантой массового сознания в сфере межнациональных отношений был фактор «восточнославянской обособленности» (мысленное избегание личных и профессионально-деловых контактов с лицами большинства «других» национальностей), то в 2002 году главной доминантой становится фактор «отторжения» (мысленное «выдворение» представителей «других» национальностей за «государственную границу»).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК