О корнях сходства, или Снова «...с точки зрения Римской вечности»

20 января, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 2, 20 января-27 января 2006г.
Отправить
Отправить

Поводом для написания этой статьи стала публикация Евгения Зарудного «Смотря на себя с точки зрения Римской вечности» («Зеркало недели», № 21, 2005 г.)...

Поводом для написания этой статьи стала публикация Евгения Зарудного «Смотря на себя с точки зрения Римской вечности» («Зеркало недели», № 21, 2005 г.).

Господин Зарудный увлечен римской историей, добродетелями римских граждан, организацией общественной жизни, римским правом и т.п. Он считает, что «энергия ума, собственной воли и мужества римских легионеров» должна служить примером для новейшей Украины.

Странно было бы отрицать огромное влияние римской культуры и самого факта существования Римского государства на ход истории и развитие мировой культуры. Но не все так просто. Римское государство во времена своего расцвета и до падения было империей. Следовательно, аналогии, возникающие во время изучения римской истории, при сопоставлении ее с новейшей историей, скорее всего, напоминают не нынешние украинские реалии, а, как это ни странно, Советский Союз.

Как археолог я занимаюсь историей варварского населения Европы в так называемый римский период. Речь идет об истории племен, живших за пределами Римского государства. Следует отметить, что почти вся первая половина I тысячелетия н.э. в археологии носит название римского периода. Так он называется потому, что в то время влияние империи на ход событий в европейской истории и на развитие культуры было чрезвычайно мощным.

Не только события, происходившие на рубежах империи, этнические сдвиги и военные действия возле оборонительной линии римских укреплений — лимеса, но и внутренняя жизнь римских провинций, политика центральных и местных властей, развитие ремесел и торговли, организация сельскохозяйственного производства — все это оказывало непосредственное влияние на судьбу населения Европы. Чтобы понять и представить жизнь варварских племен того времени за пределами мощного государства, археологам необходимо постоянно обращаться к трудам по римской истории.

Справедливости ради должна заметить, что когда еще в советские времена я была студенткой исторического факультета Черновицкого госуниверситета, а следовательно, изучала историю Древнего Рима, аналогии между Римской империей и СССР даже на миг не приходили мне на ум. Зато позже это удивительное сходство неоднократно меня поражало. Впрочем, корень этого сходства прослеживается еще со времен Российской империи, которая в официальной пропаганде трактовалась как «Третий Рим» и традиции которой в значительной мере унаследовало Советское государство.

Римская империя постоянно стремилась к расширению своей территории. В течение веков велись завоевательные войны, присоединялись новые земли и покорялись народы. Рим имел 36 провинций и распространял свою власть на огромные пространства Европы, Азии, Африки. Не так ли было и в Российской империи? Только лишь перечень титулов российского царя занимает полстраницы: «Мы... Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский... Государь Иверския, Карталинския, Кабардинския земли и области Арменския, ... Государь Туркестанский... и прочая, и прочая, и прочая». Все эти титулы и многие другие обозначают территории, города и страны, присоединенные Россией на протяжении нескольких веков.

Советская Россия начала вновь собирать территории, отделившиеся после Октябрьской революции. Вспомним хотя бы завоевание Украины и Средней Азии, оккупацию Прибалтийских республик в 1940 году, попытки захватить Польшу и Финляндию. Как тут не провести параллели с кризисом в Римской империи в середине ІІІ в. н.э. Тогда, вследствие внутренней политической анархии и постоянных нападений варварских племен, Римское государство фактически перестало существовать как единая империя. Однако император Аврелиан (270—275 гг.) начинает борьбу с отделившимися провинциями. Сначала он возвратил Галлию и Испанию, а потом, после ожесточенной борьбы, восстановил власть над восточными провинциями. Итак, к 274 г. политическое единство Римской империи было восстановлено, однако не без потерь. Так, римляне были вынуждены оставить провинцию Дакия и отвести войска за Дунай. Как известно, Советская Россия к 1920 году потеряла часть империи Романовых, в частности Польшу, Прибалтику и Финляндию.

Ни для кого не секрет, что имперские устремления присущи российской власти и обществу и в наше время. Более того, недавно, смотря передачу одного из российских телеканалов — это был круглый стол, — я услышала, как известный российский кинорежиссер А.Кончаловский сказал, что «...расширение России является объединяющей национальной идеей в России...».

Но, скажете вы, это сходство, то есть стремление к расширению территории, лежит на поверхности и присуще всем империям. И это правда. Так же на поверхности лежит и романизация языка подчиненных народов во времена Римской империи, языковая русификация в Российском, а потом — Советском государстве.

Однако проявился и еще ряд признаков, не бросающихся в глаза, но присущих обоим этим государственным образованиям, разделенным временным пространством в четырнадцать столетий. Вот некоторые из них.

Романизация провинций осуществлялась посредством их колонизации. До нашего времени сохранилось большое количество нагробных надписей, посвящений и т.п., позволяющих сделать выводы об этническом составе населения провинций. Например, тысячи колонистов из различных уголков империи прибыли в самую молодую римскую провинцию Дакию после ее завоевания в 106 г. н.э. Мы видим имена латинские, греческие, фракийские, восточные и др. Однако, каким бы ни было их этническое происхождение, на новых, присоединенных территориях они выступают в качестве носителей романизации. Колонисты получали земельные наделы, отобранные у местного населения, им предоставлялись льготы по уплате налогов и т.п.

А вот для сравнения ситуация, приведенная в очерке молдавского писателя Иона Друце. Он рассказывает, что когда на территории Молдавской ССР, в Приднестровье, были сооружены металлургический завод и ткацкие фабрики, туда переселили металлургов из Кузбасса и ткачих из Иванова. Все они получили квартиры и намного более комфортные условия жизни, нежели на своей исторической родине. А что уж говорить о намного лучших природных условиях. Эти переселенцы выполняли те же функции, что и римские колонисты. Они не воспринимали ни язык местного населения, ни его обычаи, а, наоборот, считали, что именно русский язык и их обычаи должны господствовать на этой земле. Их потомки составляют в данное время большую часть русскоязычного населения непризнанной Приднестровской республики. Аналогичная ситуация была создана при возведении города Новоукраинка под Киевом.

После присоединения западных областей Украины туда были направлены партийные работники, учителя, специалисты различных отраслей, просто рабочие. И вот в Черновцах все бывшие румынские гимназии превратили в русские школы. Русской школой стала и единственная размещенная в центре города украинская гимназия, открытая во времена Румынии на средства украинской общины.

Важная роль в романизации местного населения провинций принадлежала городам. Как свидетельствуют археологические исследования, провинциальные римские города создавались либо на местах бывших племенных центров, как правило, размещенных на пересечении стратегических дорог, либо на местах римских военных лагерей. Вблизи крупных военных частей довольно быстро вырастали поселения (canabae), в которых жили семьи легионеров, а также торговцы, ремесленники, маркитанты и прочий люд, обслуживавший солдат. В канабах сооружались жилые, торговые и общественные здания, поселения разрастались, достигали крупных размеров и приобретали вид города. По окончании срока военной службы там оставались ветераны. Колонистов и ветеранов селили также на территории бывших лагерей, оттуда выводили легионы. Но какими бы ни были предпосылки образования города, это был римский город с латинскими языком, порядками, обычаями и т.п.

Итак, чтобы жить в городе, каждый житель должен был романизироваться. Последствием тотальной романизации провинций стало полное исчезновение местных языков. Не то же самое ли мы наблюдали в Советском Союзе, и в частности в Украине? Ведь чтобы получить образование, приличную работу, нужно было свободно владеть русским. Наши города были, и в значительной степени остаются, городами русской культуры.

Когда-то я прочла статью об истории польского города Лодзь, после третьего раздела Польши в 1795 г. вошедшего в состав Пруссии, а с 1815 года, после завершения наполеоновских войн, — Российской империи. История города тесно связана с бурным развитием текстильной промышленности, которую основали немецкие предприниматели, переселив с родины квалифицированных рабочих. Следовательно, сформировалась довольно крупная немецкая община. Однако уже в начале ХХ в. немецкое население было полностью полонизировано — потомки эмигрантов считали себя поляками. Лодзь и в составе Российской империи оставалась городом польской культуры. «Что же это за народ такой, эти поляки», — позавидовала я. Ведь немцы, жившие в это время, например в Киеве, не украинизировались, а русифицировались.

Особая заслуга в романизации провинций принадлежала военным ветеранам. Закончив службу, они оставались на месте, получали землю и соответствующий статус. Колонии отставных легионеров в завоеванных провинциях выполняли функции опорных пунктов римских властей и были проводниками римских влияний. Не потому ли так много отставных российских военных получили квартиры и земельные участки в Прибалтийских республиках и в Украине, в частности в Крыму. При этом не имеет значения их национальность, важно то, что они были, а отчасти и остаются, проводниками и адептами великодержавной политики.

В Римской империи легионы, сформированные в восточных провинциях, отправляли служить на западный лимес и наоборот. Свидетельство тому — восточные имена ветеранов, после отставки поселившихся в Паннонии. Как известно, то же самое практиковалось в Советском Союзе, где солдат обычно отправляли служить далеко от отчего дома. Я не знаю, было ли такое официальное постановление или, может, тайное, но что подобная практика существовала — известно всем.

Сохранившиеся документы содержат сведения о составе рабочих на приисках, в частности речь идет о золотых приисках в провинции Дакия. Кроме свободных наемников и рабов, там работали осужденные преступники, которых охранял специальный военный отряд, а также использовался труд солдат. Такая же практика существовала в СССР.

Господин Зарудный пишет, что «право римского гражданства получало все лучшее (конечно, по мнению римлян), что было у других (в том числе и подчиненных народов)». То же происходило в Советском Союзе. Невозможно перечислить ученых, изобретателей, писателей, художников, музыкантов, артистов, родившихся и выросших в Украине, а потом получивших признание в мире в качестве деятелей русской науки и культуры.

До времен императора Септимия Севера (193—211 гг.) офицерский состав легионов формировался исключительно из италиков. После проведенной им военной реформы каждый солдат, независимо от происхождения, мог получить офицерское звание; бесспорно, при условии его полной романизации. Так было и в нашей, когда-то общей стране. Еще больше расширил возможности провинциалов сделать карьеру эдикт сына и преемника Септимия Севера императора Марка Аврелия Антониана, прозванного Каракаллой (211—217 гг.). По этому эдикту, носившему название Constitutio Antoniniana, права римского гражданства распространялись на все свободное население Римской империи. По определению историков, этот законодательный акт завершил процесс ассимиляции всего свободного населения. В СССР также почти каждый гражданин союзной республики мог сделать хорошую карьеру при условии своей полной русификации. Можно было любить родные песни или отдавать предпочтение национальной пище, борщу или вареникам либо шашлыкам, но нужно было четко определиться, что русская наука и культура — величайшие в мире, а русский язык на территории Советского Союза — единственный достойный способ общения.

Любопытно, что во времена поздней Римской империи во главе ее часто становились императоры, являвшиеся выходцами из провинций, представителями других народов. Об этом свидетельствуют даже прозвища некоторых из них, например: Филипп Араб, Максимин Фракиец. Сыном простого землероба из провинции Паннония (современная Венгрия) был и сам Аврелиан, а его преемник Проб — иллирийцем. Как известно, Сталин не был по национальности русским. Но Сталин не проводил грузинскую политику. Он проводил русскую великодержавную политику. Так же и римские императоры. Из каких бы краев и этносов они не происходили, все их действия и усилия были направлены на сохранение и усиление личной власти и возвеличивание Рима.

Но все-таки самое большое впечатление при сравнении производят сведения о существовании в Римской империи так называемых коллегий императорского культа. Их деятельность изучена на основании эпиграфических материалов: надписей на постаментах, рельефов, алтарей, надгробий, открытых во время археологических раскопок, а также благодаря сообщениям античных авторов. Вот что пишет по этому поводу известный историк Ю.Колосовская: «На территории империи единственно возможная и разрешенная законом форма общественно-политической деятельности во всех ее аспектах была связана с восхвалением императора и укреплением существующего режима. Пропаганда императорского культа носила государственный характер и наиболее действенно влияла на общественные и политические взгляды. Восхваление правящей династии, живого и умершего императоров, отправление определенных культовых обязанностей, празднование памятных дат всей династии составляли в значительной мере содержание деятельности различных коллегий. Коллегии были самыми массовыми организациями, влиявшими на мировоззрение рядового гражданина, при этом никакие другие объединения не могли существовать. Сама принадлежность к коллегии уже была свидетельством политической благонадежности».

Быть может, цитата слишком пространна, но мне кажется, что каждый, кто жил в Советском Союзе, сразу узнал ситуацию с членством в КПСС. Кроме коллегии августалов, проявлявшей заботу об отправлении культа императора, существовали другие коллегии, дополнявшие ее деятельность и в обязанности которых, кроме прочего, входило чествование императора и участие в его культе, так вот их деятельность также носила политическую окраску. Тут на память приходят советские творческие союзы, профсоюзы и т.п. И наконец, внимание (!), существовала коллегия молодежи, collegium juvenum, основной задачей которой было воспитание молодого поколения городов в духе преданности императорской власти. Коллегия имела свое имущество и почетных членов. Итак, привет комсомолу!

Восхваление императорских побед носило всеобъемлющий характер и осуществлялось различными способами. В честь императоров сооружались памятники, алтари, арки с посвящениями. Во время раскопок в Аквинкуме (римский город на территории современного Будапешта) были найдены терракотовые рельефные формы для выпекания хлеба, выпускаемые местной керамической мастерской во ІІ в. н.э. Даже на этих формах изображены императоры в виде триумфаторов.

Следует отметить, что в провинциях культ императора был распространен едва ли не более, нежели в самой метрополии. Связано это с существованием общественных слоев, его поддерживавших. Согласно надписям І—ІІ в. н.э., это были колонисты и ветераны, составлявшие основу римского гражданства в дунайских городах того времени. С середины ІІ в. — римские граждане из романизированного местного населения. Позднее — богатые отпущенники и римские граждане, являвшиеся потомками колонистов и романизированных местных жителей. Для тех слоев провинциального общества, которые своей карьерой были обязаны императорской власти, участие в коллегиях подтверждало их общественное положение. Не напоминает ли это ситуацию в Украине (провинции?) в советские времена?

Историки констатируют, что прославление императора, поддержка его политики, публично выражаемая забота о его здоровье и уверенность в его божественной судьбе и победах в большинстве своем были фальшивыми, лицемерными. Все это превращалось в откровенную демагогию и вызывало глубокое равнодушие у горожан.

Поколение людей, живших в советские времена, полагаю, прекрасно помнит различные собрания, на которых каждый занимался своими делами, тогда как с трибуны звучали официальные речи, славившие существующий режим и его вождей.

Быть может, приведенные аналогии между государственной политикой и общественно-политической ситуацией в Римской империи и Советском Союзе покажутся слишком прямолинейными. Однако они базируются, с одной стороны, на собственном опыте жизни в Советском Союзе, а с другой — на впечатлениях от изучения римской истории.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК