Вопрос строительства в Запорожье мостового перехода через Днепр в дополнение к двум существующим (плотина Днепрогэса и моста Преображенского) обрел актуальность еще в годы так называемого развитого социализма, когда началась интенсивная застройка правобережной территории. Сейчас ее население составляет порядка 300 тысяч человек. Однако перманентные попытки властей решить проблему не находили поддержки в центре. И лишь в конце 80-х годов прошлого столетия на суд общественности был вынесен проект строительства новой транспортной магистрали, которую планировали проложить через остров Хортица. Однако поскольку историки и экологи приняли эту идею в штыки, о ней забыли. Многие посчитали, что навсегда. Но, как оказалось, — на время.
В 2002 году с подачи тогдашних председателя обладминистрации Карташова и городского головы Александра Поляка идея запорожского мостостроительства была реанимирована. Говоря о необходимости строительства, Е Карташов подчеркивал, что «принципиальная позиция областной и городской власти, как и 99 процентов запорожцев, остается неизменной — мосты необходимо строить».
Насколько это высказывание соответствует действительности, можно судить по данным телефонного опроса запорожцев, проведенного по заказу «ЗН» социологической службой Центра Разумкова с 4 по 7 июля с.г. Методом случайной выборки было опрошено 816 горожан, отображающих социально-демографическую структуру Запорожья по полу и возрасту.
На вопрос «Как вы считаете, для решения проблемы транспортного сообщения между двумя частями города и транзитного грузопотока необходимо строительство нового моста через Днепр или достаточно реконструкции действующих мостов?» 90,1 процента респондентов ответила: «Необходимо строительство нового моста». Противниками строительства выступили немногие: 6,6 процента убеждены в том, что «достаточно реконструкции действующих мостов». И всего лишь 0,7 процента полагают, что «достаточно пропускной способности действующих мостов даже без их реконструкции». У 2,6 процента респондентов, как оказалось, определенное мнение на сей счет отсутствует.
Столь четко выраженное общественное мнение вполне предсказуемо, если учесть, что проблема транспортного сообщения двух частей города действительно является острой и наболевшей. Однако для ее решения необходимы средства. Причем немалые. По предварительным оценкам местных властей, наиболее дешевый вариант строительства предусматривал около 1,4 млрд. грн. Затем смета увеличилась почти на 400 млн. А в октябре прошлого года, согласно утвержденному Кабмином новому титулу строительства мостовых переходов через Днепр, стоимость реализации проекта уже превысила 1,9 млрд. грн.
Разумеется, для местного бюджета такая сумма представляется просто астрономической. И судя по итогам опроса разумковцев, большинство запорожцев это прекрасно понимают. Отвечая на вопрос «Каким образом, на ваш взгляд, должно финансироваться строительство нового моста?», 68,2 процента респондентов сошлись во мнении «на средства государственного бюджета». Примерно поровну (5,7 и 5,2 процента) разделились ответы тех, кто полагает, что строительство должно вестись «на средства городского бюджета» или «на средства частных инвесторов». Другие источники финансирования мерещатся 17 процентам опрошенных, 3,9 процента — затруднились с ответом.
Склонностью большинства респондентов считать, что мостовой переход в Запорожье должен быть построен государством, объясняется и ответ на вопрос «Пользование новым мостовым переходом должно быть платным или бесплатным?». За платное пользование высказался 21,1 процент горожан, за бесплатное — 72,5. Однозначного ответа не нашлось у 6,4 процента.
В прошлом году запорожские власти приняли окончательное решение в пользу строительства мостов. Осенью на левом берегу Днепра началась закладка бетона под первую из семи опор вантового моста протяженностью 660 м, который должен стать частью транспортной магистрали протяженностью 9,1 км. Согласно проекту она должна соединить правый и левый берега через остров Хортица. Но параллельно с началом строительства новый импульс получила давняя дискуссия между сторонниками и противниками прокладки транспортной магистрали через Хортицу, имеющую статус национального заповедника. О степени ее остроты вполне наглядно свидетельствуют данные опроса.
«Как вы считаете, какой вариант строительства моста является наиболее приемлемым для города?». За то, чтобы транспортная магистраль проходила через остров Хортица высказалось большинство 53,5 процента опрошенных. К мнению о том, что мост нужно строить «выше плотины Днепрогэса на месте бывшего Кичкасского моста», склонны 14,1 процента респондентов. «Ниже острова Хортица» — 15,6 процента. А без малого каждый пятый (16,8 процента участников опроса) не располагает устоявшимся мнением.
При этом мнение городского руководства остается неизменным. «Да, нам нужен объездной мост. Дай Бог, чтобы через 70 лет его начали строить. А сейчас нужно строить именно этот мост», — считает городской голова Запорожья Е.Карташов, признаваясь при этом, что идея строительства испытывает мощное сопротивление: «К сожалению, определенные круги так называемых защитников Хортицы, используя национальную идею, занимаются политической спекуляцией. Ведь затраты на строительство моста в обход острова увеличат смету втрое».
Насколько столь резкое заявление в действительности соответствует существующему в Запорожье общественному мнению, в значительной степени можно судить по ответу на вопрос «Как вы считаете, кто должен быть «хозяином» на Хортице?» Из предложенных вариантов ответов мнения респондентов разделились следующим образом. «Министерство культуры, которому подчиняется администрация заповедника» — 23,9 процента. «Городская община в лице Запорожского горсовета» — 41,8 процента. «Казацкие организации» — 16 процентов. Кого-то другого в качестве хозяев острова видят 5,6 процента респондентов, а 12,7 процента из них затруднились с ответом.
Более однозначными оказались и ответы на вопрос «Президент Украины Виктор Ющенко выступил против уже начавшегося строительства нового моста через Днепр, который должен пройти через Национальный заповедник «Хортица». Поддерживаете ли вы такую позицию Президента?» Солидарность с мнением гаранта Конституции проявили всего 25,8 процента респондентов. А большинство из них — 62,4 процента — выразили несогласие с такой точкой зрения. Затруднились с ответом — 11,8 процента.
Чем закончится мостостроительная эпопея в Запорожье, предсказать сложно. Несомненно лишь то, что с каждым днем ситуация обретает все более отчетливые признаки тупиковости. С одной стороны, в строительство уже вложены миллионы средств. С другой — группа противников его продолжения в знак протеста объявила сухую голодовку. Чья позиция возьмет верх — неизвестно. Президент, имеющий свою четкую позицию, создал рабочую группу под руководством И.Васюника — зам. госсекретаря —с целью найти правильный выход из ситуации. Возможно, окончательную точку в этой истории все же должна поставить запорожская общественность? По крайней мере, судя по результатам опроса, такой вариант решения проблемы вполне приемлем. На вопрос «Считаете ли вы целесообразным проведение городского референдума о месте строительства нового моста?» 64,7 процента респондентов ответили утвердительно, 30,7 — отрицательно. Затруднились с ответом 4,6 процента участников соцопроса.