Неоконченная пьеса с шантажом в законе, или Как навести порядок в государственных закупках?

31 августа, 2007, 16:16 Распечатать Выпуск № 32, 31 августа-8 сентября 2007г.
Отправить
Отправить

Насколько критична сегодняшняя ситуация в системе госзакупок? Насколько серьезную угрозу она представляет интересам национальной безопасности?..

Не секрет, что по своей злободневности проблема госзакупок в Украине близка к тому, чтобы затмить и предвыборные баталии, и перспективы лишения депутатской неприкосновенности. По данным Минфина, по состоянию на 26 августа на счетах Госказначейства только по общему фонду были заморожены свыше 5 млрд. грн., так и не израсходованных главными распорядителями бюджетных средств на приобретение порой самого необходимого: топлива, медикаментов, продовольствия, материалов и комплектующих для ЖКХ. Не проходит и несколько дней, чтобы президент или премьер-министр, другие высокопоставленные лица не помянули недобрым словом ситуацию в этой сфере - одной из ключевых в обеспечении жизнедеятельности государства. Серьезные претензии звучат к одному из главных действующих лиц - Тендерной палате Украины.

Пару недель назад в редакцию нашего еженедельника попала прелюбопытнейшая схема, составленная компетентными органами, - схема взаимосвязей между всевозможными ООО, ЧП и общественными организациями, тем или иным образом причастными к процессу предоставления информационно-посреднических услуг и выполнению контролирующих функций. За которые, по данным силовиков, взимают очень даже приличные комиссионные и отступные.

"Закон о госзакупках криминализует наш деловой мир..."

- В. Ющенко, июнь 2007 года

Однако заметим, что уличить кого-либо в противоправных действиях, как оказалось, практически невозможно: паразитирующая на госзакупках рентная сеть функционирует на вполне законных основаниях.

Государство, в лице народных избранников, само создало себе теперешнюю головную боль. И формировалась нынешняя система как при обоих оранжевых, так и при нынешнем коалиционном правительстве. Две последние редакции профильного закона принимались в ВР необычайно дружно - конституционным большинством. И были поддержаны как коммунистами, социалистами и регионалами, так и БЮТовцами практически в полном составе. Часть своих голосов в обоих случаях, в том числе и при преодолении президентского вето, отдала и фракция НУ…

Как ни парадоксально, в парламенте возник некий "капиталистический интернационал", конституционным большинством голосов поддержавший непрозрачную, неэффективную и весьма высокозатратную для бюджета и госпредприятий систему. Но очень удобную и полезную для отдельных частных фирм и физических лиц.

"Ситуация в сфере госзакупок катастрофическая..."

- В. Янукович, июнь 2007 года

У нынешней коалиции был почти год, чтобы переломить ситуацию. Однако действительно серьезные усилия по исправлению действующего закона начались только тогда, когда легитимность парламента оказалась под сомнением.

Насколько критична сегодняшняя ситуация в системе госзакупок? Насколько серьезную угрозу она представляет интересам национальной безопасности? И главное - какие изменения необходимо внести в нормативно-законодательную базу, чтобы устранить существующие проблемы?

Нас интересовала консолидированная позиция по всем этим вопросам представителей крупнейших политических сил - наиболее вероятных претендентов на прохождение в парламент Украины следующего созыва. Уверены, об этом будет небезынтересно узнать и многим нашим читателям.

На этот раз за состоявшимся в редакции "ЗН" круглым столом тему: "Как преодолеть коррупцию в системе госзакупок?" обсуждали Александр Николаевич ТКАЧЕНКО, Коммунистическая партия, экс-председатель Верховной Рады, почетный председатель Тендерной палаты Украины, Алексей Витальевич ПЛОТНИКОВ, Партия регионов, доктор экономических наук, профессор, Виктор Михайлович ПИНЗЕНИК, БЮТ, доктор экономических наук, экс-министр финансов. НСНУ своего представителя на круглый стол почему-то не прислала.

По своей инициативе мы также пригласили поучаствовать в круглом столе еще одного члена списка БЮТ - Антона ЯЦЕНКО - человека, считающегося одним из идеологов и отцов-основателей действующей системы. Однако Антон Владимирович сообщил, что в этот день выполняет безотлагательное поручение предвыборного штаба своей партии на юге страны.

Полной неожиданностью для "ЗН" стало появление у нас в гостях Вадима Анатольевича КОПЫЛОВА, первого заместителя министра финансов. Не найдя возможности поприсутсвовать лично, г-на Копылова к нам командировал его непосредственный шеф - один из лидеров Партии регионов, первый вице-премьер Николай Азаров.

Несмотря на то, что г-н Копылов оказался "неформатным" участником дискуссии, поскольку не баллотируется в парламент, мы благодарны ему за участие, ибо он является главой межведомственной комиссии по вопросам госзакупок - одного из ключевых уполномоченных органов в этой сфере.

Также свои комментарии по этой теме редакции "ЗН" предоставили: от имени главы государства - первый заместитель главы секретариата президента Александр ШЛАПАК, а от имени правительства - первый вице-премьер - министр финансов Николай АЗАРОВ.

"ЗН" - Сегодня в ходе круглого стола мы предлагаем обсудить несколько ключевых, на наш взгляд, моментов. Прежде всего хотелось бы услышать, как вы оцениваете эффективность нынешней системы государственных закупок в Украине и последние произошедшие в ней законодательные изменения. И в чем, на ваш взгляд, заключаются главные причины проблем. Во-вторых, считаете ли вы нормальным, когда из системы государственных закупок на законном основании платежи получают те или иные коммерческие посредники, причем в огромных объемах, о чем свидетельствуют государственные органы? И в-третьих, считаете ли необходимым изменить - и как именно - законодательство в этой сфере? Какими ключевыми принципами будут руководствоваться ваши политические силы, реализуя свою политику относительно госзакупок?

Что имеем: четыре взгляда на проблему

А.Т. - Нашу беседу я хотел бы начать с того, что вокруг Тендерной палаты ведется много разговоров, но не очень квалифицированных. Последние законодательные изменения были направлены на усовершенствование процедур государственных закупок, учитывая то, что их объем в госбюджете закладывается в пределах от 80 до 100 млрд. грн. в год. Плюс где-то в пределах 100-120 млрд. грн. - это закупки государственных предприятий, контрольный пакет в которых принадлежит государству. Как видим, объемы огромные, поэтому, бесспорно, вокруг этих средств и формируются соответствующие структуры.

Я пока не очень большой специалист во всех этих вопросах, но поскольку так уж сложилось, что меня два месяца назад избрали почетным президентом Тендерной палаты Украины, начал в дело вникать. Хоть и до этого, год работая председателем наблюдательного совета Тендерной палаты, тоже в той или иной степени этим вопросом занимался.

Сейчас получается так, что закон об НДС, вокруг которого тоже много разговоров, в последнее время как-то отошел в тень, а в центре внимания оказался закон о государственных закупках. Особенно с принятием его редакции, вступившей в действие 11 марта с.г. - именно тогда и поднялся шум-гам. А дело вот в чем. В предыдущем законе, действовавшем в стране с 2000 года, не предполагалось, что во время отбора продавца товара, работ или услуг должно обязательно быть как минимум три претендента. А работали один на один: я заказчик - ты поставщик. И когда в новом законе было выписано, что не менее трех, тут началась такая камарилья! Большое недовольство людей большого масштаба, начиная с министров и заканчивая главами областных госадминистраций. Пошли жалобы, приостановление использования государственных средств, заложенных на приобретение работ, услуг или товаров.

И когда вы сказали, что сегодня около 5 млрд. грн. придержали в Госказначействе и не используются своевременно, то, вне всякого сомнения, это так. Но это зависит не от Тендерной палаты. В Тендерной палате таких тормозов, которые бы сдерживали, нет. Сдерживают те, кто поставляет и кто заказывает. Они не спешат, ходят и ищут себе людей разного уровня, различного ранга, которые могли бы им посодействовать в выходе один на один. Чтобы не ломать те схемы, которые были наработаны за многие годы, давали огромную прибыль и позволяли потом ее между собой делить. И рентабельность всех этих процессов составляла от 30 до 40 процентов.

Когда в марте вступил в действие новый закон, все было категорически сломано. И в течение нескольких месяцев в Верховную Раду поступило 27 новых законопроектов, отклоняющих такую процедуру и предлагающих восстановить работу один на один. Чтобы никто не вмешивался ни в цену, ни в сроки, ни в прозрачность поставки. Вот эти три позиции.

Когда весь этот сыр-бор разгорелся, в Верховной Раде была создана рабочая группа, которую ранее возглавлял товарищ Цушко, а теперь возглавляю я. В рабочую группу входят 17 человек, из них 12 депутатов, остальные - представители КРУ, Минфина, Минэкономики, налоговой инспекции и т.д. И мы за полтора месяца все законопроекты (которых в целом оказалось 32) свели в один, учтя некоторые предложения.

Вынесли этот законопроект на рассмотрение в сессионный зал, я его докладывал. Верховная Рада его приняла, но президент не утвердил. И он не вступил в силу. Поэтому мы действуем по закону от 11 марта, который, как вы знаете, был поддержан в Верховной Раде 362 голосами. То есть почти единогласно, поскольку в зале очень редко бывает больше депутатов. И сказать, что там кто-то кого-то принуждал - ничего подобного...

"ЗН" - Поэтому мы и называем это Капинтерном...

А.Т. - Голосовали все политические силы - не только коалиционные, но и оппозиционные. Так чего мы гоним волны? Дайте, чтобы этот закон поработал хотя бы год, а потом посмотрим на его сильные и слабые стороны.

Этим законом предусмотрено создание межведомственной комиссии из 11 человек, которая бы в оперативном порядке рассматривала вопросы госзакупок. Такая комиссия создана. Вот сидит ее глава - господин Копылов, я - его первый заместитель. И в эту межведомственную комиссию входят, согласно закону, представители всех ветвей власти, включая Верховную Раду.

"ЗН" - Чем нарушаются нормы Конституции, предусматривающие распределение полномочий отдельных ветвей власти...

А.Т. - Думаю, что комиссия в течение трех последних месяцев работает довольно эффективно. И те средства, которые сегодня лежат на счетах в Госказначействе, - это не вина ни ее, ни Тендерной палаты. Давайте возьмем город Киев и посмотрим, как они закупают медикаменты, и все станет понятно. Они действуют очень просто, работают один на один, игнорируя Тендерную палату, комиссию. Городское управление здравоохранения централизованно закупает лекарства, а потом идет перепродажа с наценкой от 30 до 40 процентов. Ни с кем не считаясь. Так произошло по Харькову, так по Минобороны, Минтрансу. Все они хотят работать один на один, но межведомственная комиссия заставляет их вернуться к закону, который должен быть для всех...

"ЗН" - Господин Копылов, а как вы оцениваете состояние рынка госзакупок и действующий на нем механизм. Господин Ткаченко убежден, что тромбы в освоении средств возникают по вине заказчиков и покупателей, а не из-за недостатков существующих процедур...

В.К. - Если одной фразой - проблему этим законом нам ликвидировать не удалось. Об этом как раз и свидетельствует то, что 5 млрд. грн. бюджетных средств, выделенных на очень важные цели, находятся в стадии оформления.

В этот закон было заложено много нормальных идей, действительно направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение коррупционных проявлений. Все бы хорошо, но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

Проблемой стала монополия на информационное обеспечение тендерных процедур, и вокруг этого сегодня идет борьба. Очень много жалоб поступает на сотрудничество с "Европейским консалтинговым агентством" (ЕКА). Звучат призывы к государству - вмешаться и урегулировать цены ЕКА на информационные услуги. Государственные органы пытались проломиться в эти двери, создав свой, альтернативный бесплатный сайт для обеспечения закупочных процедур. Но добиваться этого приходится, я подчеркиваю, в постоянной борьбе.

К сожалению, согласно действующей редакции закона общественная организация в лице Тендерной палаты получила очень много полномочий и функций исполнительной власти. Речь идет и о разрешительных моментах, и об остановке торгов, и о монополии на обучение. На последнем заседании Кабинета министров в Полтаве, например, прозвучала жалоба, что после того, как Тендерная палата получила монополию на обучение специалистов в сфере госзакупок, его стоимость увеличивается с 200 до 1,5 тыс. гривен.

Конечно, это неправильно. И, по сути, тот закон, который был проголосован в ВР 19 июня, но не был подписан, мог оперативно изменить ситуацию. Хотя я согласен с Александром Николаевичем: мы не можем постоянно резко дергать наше законодательство из стороны в сторону. Необходимо время на адаптацию к нему, время на создание инфраструктуры по обеспечению выполнения тех или иных законодательных норм.

На первых порах, до того как начала работать межведомственная комиссия, проблем было очень много. В процессе работы межведомственной комиссии не гладко складывались отношения с представителями Тендерной палаты. Но тем не менее, на наш взгляд, сегодня эта работа идет более-менее нормально. Заседания комиссии мы проводим сейчас практически по два раза в неделю. На каждом рассматривается от 300 до 350 обращений. Конечно, должным образом выполнить все необходимые процедуры, осознанно рассмотреть тот или иной вопрос сложно. Но поскольку проблемы-то в основном похожие, стараемся выходить на какое-то системное принятие решений.

"ЗН" - И что за обращения поступают в комиссию?

В.К. - К нам обращаются либо с жалобами, либо с просьбами разрешить закупку у одного исполнителя. На сегодняшний день уже наработаны системные подходы: в каком случае принять положительное решение, а в каком - отрицательное. Есть, конечно, сугубо индивидуальные вопросы. Приглашаем представителей распорядителя средств, чтобы выяснить нюансы, почему необходима процедура закупки у одного исполнителя.

На что в последнее время очень часто жалуются? Например, какое-то время назад была проведена закупка. Участник, ставший победителем, не рассчитался с "Европейским консалтинговым агентством" по предыдущим торгам. Но когда заказчик (распорядитель бюджетных средств или предприятие государственной формы собственности) выходит на новые торги, объявление о них не печатается. Так как у участника прошлых торгов есть задолженность перед ЕКА. В последнее время очень много жалоб именно по этому поводу.

"ЗН" - Вы можете назвать какие-то цифры?

В.К. - Из 300-350 рассматриваемых на заседании вопросов на жалобы приходится около 100. Порядка 80 вопросов связаны с изменением цен, остальное - это просьбы разрешить закупку у одного исполнителя.

"ЗН" - Это нормально, что такой громадный вал вопросов обрушивается на межведомственную комиссию?

В.К. - Считаю, что ненормально. Но если сейчас не организовать работу на уровне межведомственной комиссии, может возникнуть коллапс. Почему, например, тяжба о покупке керосина в Министерстве обороны растянулась на три-четыре месяца? Был проведен тендер. Но появилась структура с жалобой на то, что он прошел с нарушениями процедуры. Начались суды, тендерную процедуру закончить невозможно…

"ЗН" - Любопытно, жалобу подавала структура, которая участвовала в тендере?

В.К. - Было несколько жалоб - и от тех, кто участвовал, и от тех, кто не участвовал. К сожалению, в сформировавшейся на базе действующего закона модели госзакупок мы очень часто сталкиваемся со случаями шантажа. Есть уже игроки, на этом специализирующиеся. Не рассчитаешься, не заплатишь за напечатанное, не там заключишь договор на такие-то услуги - с одной стороны, замордуем тебя жалобами, с другой - объявление не опубликуем, с третьей - объявим ваш тендерный комитет несостоятельным и т.д.

"ЗН" - Т.е. вы не согласны с мнением г-на Ткаченко, что именно заказчики виноваты в неоперативном использовании средств?

В.К. - К сожалению, абсолютно справедливо утверждение, что среди главных распорядителей бюджетных средств есть проявления непонимания, незнания, нежелания… А иногда даже и желания, но в обратную сторону.

Но главная причина этих пяти "зависших" миллиардов - это не недопонимание распорядителей бюджетных средств. Здесь идет соревнование за то, каким образом будут эти деньги потрачены. Через какую они пройдут систему, кто выбьется в победители. Тут достаточно серьезные баталии происходят.

"ЗН" - Давайте дадим высказаться и другим участникам.

А.П. - Начну с того, что я не имею никакого отношения к Тендерной палате - раз и не принимал участие в законотворческой деятельности по госзакупкам - два.

"ЗН" - И не голосовали за действующую редакцию закона? Ведь фракция Партии регионов поддержала ее практически полным составом (184 из 186 депутатов)?

А.П. - Я не помню своего голосования. Меня, кажется, вообще в зале не было, я в командировке был…

"ЗН" - В результатах поименного голосования вы тоже числитесь среди отдавших свой голос "за"…

А.П. - Это непринципиально. Значит, за меня могли проголосовать коллеги. Есть партийная дисциплина - решения фракции необходимо выполнять.

В.К. - В данной ситуации голосовала система и рассматривать индивидуально каждого депутата, голосовал или не голосовал - не имеет смысла…

"ЗН" - Сейчас вы, Алексей Ви­талье­вич, уполномочены представлять позицию Партии регионов…

А.П. - Проблема с закупками за государственные средства - одна из наиболее болезненных в обществе и экономике. Мои помощники подсчитали, что в первом квартале этого года примерно 25% моей депутатской почты касались тендерных закупок. Как правило, это были чьи-то жалобы на те или иные злоупотребления. Если учесть, что я не имею отношения к Тендерной палате и нигде не выступал по этой проблематике, проблема действительно волнует граждан.

Мне сложно сейчас говорить, какая часть из того отрицательного имиджа, который создался вокруг госзакупок, подкреплена фактами, а какая - нет. Но то, что оценка негативная, - очевидно.

Что касается конкретики, то я не хочу сейчас анализировать законы - ни мартовский, ни июньский, который не подписан. Но из того, что сейчас на слуху, отмечу, что Тендерная палата - это общественная организация. Не слишком ли много у этой общественной организации прав в данной сфере? Может быть, нужно, чтобы этим занималась исполнительная власть, какой-то департамент, комитет, а не общественная структура? Если эта организация закрытая, если она с высоким потенциалом коррумпированности, то здесь действительно возможны любые нарушения.

В.П. - В 2006 году как министр финансов я хотел перебросить большую долю госбюджета на бюджеты местные. Действует порядок, при котором закупки осуществляют министерства, а приобретенное раздают на местах. Но зачем бросать товар, если можно бросить деньги? Я, конечно, это решение не провел. Почему? Потому что отраслевой министр против - и тоже понятно почему. Причина - в тендерной закупке.

Проблемы нынешней системы начались не в 2007 году. Удар был нанесен, еще когда я был министром финансов. Это случилось в январе 2006 года, когда начала ломаться система, и я готовил вето на только что принятый парламентом закон. Президент подписал вето, но его успешно преодолели - 314 голосами. Это пример чрезвычайно плохого и непрофессионального закона.

Я хотел затронуть некоторые принципиальные вопросы. Тендерные закупки - чья это функция, какой ветви власти?

"ЗН" - Исполнительной.

В.П. - Абсолютно верно. В бюджете есть деньги, есть распорядитель средств, есть функция исполнительной власти по закону использовать их на определенные цели. Читаю закон о закупках: среди органов, связанных с координацией деятельности в этой сфере, - Верховная Рада Украины. Я не забираю у нее права принимать законы, но какое отношение имеет Верховная Рада к осуществлению исполнительных функций?

Идем дальше - Антимоно­польный комитет. Он тоже никакого отношения к исполнительной власти не имеет. Он не осуществляет исполнительные функции. Далее - Счетная палата, которая опять-таки никакого отношения не имеет. Затем - Кабинет министров. Простите, но это - собрание трудового коллектива. Это - коллективный орган. И Госкомитет статистики, который я вообще не понимаю, для чего приперли. Вопрос: а кто из этих органов отвечает за политику в сфере? Никто, крайнего не найдешь. Безответственная система.

В межведомственной комиссии то же делается. Что Счетная палата там делает, что Антимонопольный комитет - я вообще не понимаю. Украина проявляет примеры идиотизма во многих вещах. Государственные функции передаются для исполнения общественным организациям. А тогда для чего институт государства? Давайте перестанем платить государству налоги, потому что есть общественные организации, которые будут осуществлять все, что нужно стране.

В законе якобы написано, что Тендерная палата не осуществляет организационно-распорядительных, административных, управленческих функций. Но одна из функций при закупке - размещение информации - это элемент процедуры осуществления исполнительных функций. А кто это осуществляет? Структура, находящаяся под Тендерной палатой, - предприятие, кстати, не знаю, государственное или нет. Хотя не имеет значения, потому что как оттуда вытянуть деньги, я знаю, и знает тот, кому это нужно.

Изменения к закону: парад идей

В.П. - В свое время ко мне попал законопроект, в котором чья-то талантливая голова предложила на каждый украинский товар наклеивать голограмму. А для этого создать кооператив "Червона дуля", который будет эту голограмму лепить. В мире это называют коррумпированным использованием власти в интересах чьего-либо бизнеса. Поскольку нормой закона всем говорят, что надо наклейку на лоб клеить, а потом из-за ее хоть и относительно небольшой цены создаются многомиллиардные потоки.

Проза жизни

Как заявил глава Харьковской ОГА Арсен Аваков, "чтобы получить право освоить полмиллиарда гривен госсубсидии, Харьковская область должна заплатить за посреднические услуги ООО "Европейское консалтинговое агентство" около 25 млн. грн." (т.е. 5% от общей суммы субсидии).

За семь месяцев 2007 года участники и победители тендеров Львовского национального университета им. И.Франко заплатили частным компаниям более 440 тыс. грн. за консалтинговые услуги.

Закупка Киевом автобусов и поездов метро за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития будет проводиться по международным правилам - из-за несовершенства украинского законодательства о госзакупках.

В Симферополе был сорван тендер по закупке лекарств для горбольницы №6 из-за нежелания бизнеса участвовать в торгах и платить за консалтинговые услуги.

Возникает еще один философский вопрос - для чего институт государства существует? Для выполнения определенных, нужных обществу функций. Для этого формируют бюджет и оплачивают работу соответствующих служб. Иначе говоря, государственные услуги не могут предоставляться за плату, поскольку тогда милиционеру каждый раз, когда он остановил хулигана, я должен за это заплатить. А ему уже заплатило общество через государственный бюджет. Поэтому, мне кажется, исправить существующую систему, к сожалению, невозможно. Ее можно исправить через новую философию.

"ЗН" - Какую?

В.П. - Что нужно, чтобы система была оптимальной? Есть несколько принципиальных вещей. Ведь проблема не просто в использовании средств. Их нужно использовать эффективно.

В 2005 году наше правительство подготовило прекрасный законопроект, предусматривающий несколько простых вещей. Первое - четко определенное время публикации информации о тендере. Второе - четкое определение места публикации информации. Это требования, позволяющие создать конкуренцию при закупке. Третий принципиальный момент - если условия тендера предусматривают несколько критериев (цену, качество, срок поставки), то здесь победителей будут определять за откаты. Критерий отбора исполнителя должен быть единственный - цена. А все технические требования относительно минимального качества, сроков поставки вы "забиваете" в условия проведения тендера.

Четвертое - проводится открытый аукцион, с использованием конвертов или без. Но конверты ничего не стоят. Открыто проводится редукцион, опрос идет по цене. Выигрывает тот, кто предложит самую низкую. И, наконец, публикация результатов. Простая и понятная система.

Я не хочу говорить об исключениях, которые, к сожалению, существуют. Например, гамма-нож. Я сам занимался этой проблемой, я знаю, что его производит единственная компания в мире. А правило должно быть тут простое: понятная четкая система, при которой нет ни дополнительной платы, ни коррупции, где эффективно расходуются средства. И в случае такого закона, я уверен, все сто процентов министров скажут: отдайте деньги в местные бюджеты, нам они не нужны, не имеет значения, на каком уровне их будут использовать.

А.Т. - А для контроля централизация разве не нужна?

В.П. - Нет, поскольку конкуренты контролируют друг друга. Еще одна вещь. Чем важна процедура тендера для развития экономики? Бизнес должен ощущать, что он имеет право выигрывать государственные заказы. Он сегодня такого права не имеет. И в результате полно секторов, в которые не идут инвестиции. Например, отдых по путевкам. Какой смысл сегодня ремонтировать базу отдыха, если у меня знакомый министр и я каким-то образом получил контракт? Завтра министр будет другой - и я контракт не получу.

Да, бизнесмен может проиграть тендер. Но он должен знать, что имеет право в любой момент выиграть и перекрыть затраты. Это крайне важно для развития украинской экономики.

А.П. - Если говорить о тендерных критериях, то я не стал бы ставить во главу угла цену. Может быть, все-таки сделать первым критерием поддержку отечественного производителя. Поддержка национальной экономики важнее, чем ценовой фактор. Я могу приводить примеры той же Франции, где Министерство финансов покупает билеты только на Air France, хотя дешевле летать какими-то другими, зарубежными компаниями…

В.П. - Прошу прощения, еще одну норму забыл упомянуть, ведь без нее не будет результата - у нас научились на дурака работать. Почему я об этом вспомнил? В строительстве, например, тендер вообще не работает. За сколько бы ты его ни выиграл, это не имеет значения. Можно выиграть тендер, поставив цену, условно говоря, в одну копейку, а потом забрать 100 млн. По строительству я лично знаю случаи, когда выигрывали тендеры по цене. А после этого она возрастала в пять раз. В законе должно быть зафиксировано, что запрещается менять цену после определения победителя.

"ЗН" - А как быть, если речь идет, например, о картофеле или хлебе, цены на который очень зависят от урожая?

В.П. - А это уже риски бизнеса. И бизнес должен сам их компенсировать. Ведь как только вы сделаете отклонения, завтра сплошная засуха начнется...

В.К. - Мы с этим сталкиваемся каждый день. На поставку картофеля соглашение заключается в январе, на год. По цене старого картофеля. А потом прибегает поставщик и говорит: "А вы знаете, на рынке картошка молоденькая сегодня в десять раз дороже, чем старая. Поэтому извините, пожалуйста, давайте скорректируем цену". А разве он не знал в январе, что свежие, ранние овощи всегда дорогие?

Ведь это не значит, что мы должны по всем бюджетным организациям закупать первый молодой картофель, первую морковь, первую капусту. В конце концов, есть условия, чтобы цена на тот или иной продукт в течение года выровнялась.

Взятки гладки?

"ЗН" - Здесь уже говорилось о том, что объем закупок (с учетом тех, которые осуществляются госпредприятиями) составляет 100-150 млрд. грн. И люди, занимающиеся этим на практике, говорят, что сейчас в среднем то ли пять, или даже десять процентов стоимости закупок идут на оплату разнообразных информационных и консультационных услуг.

На якобы законных основаниях берутся деньги за тендерную документацию, за услуги консультанта торгов, за услуги, связанные с заключением договора, за размещение объявления в системе Интернет, за размещение в каталоге участников процедур закупок, за выписку из этого каталога и т.д. Обязательно и в четко установленном месте нужно платить за подготовку специалистов. Должны ли вообще взиматься деньги за эти услуги и должно ли все быть организовано именно так?

Нам вас жаль, Виктор Михайлович, ведь именно вам придется отвечать за г-на Яценко, который в вашем списке.

В.П. - А кто это, Яценко?

"ЗН" - 79-й номер в списке БЮТ. А вот таблица, над которой сейчас работают ГлавКРУ и правоохранительные органы. На ней обозначены компании, принимающие средства за услуги, о которых мы уже упоминали. Здесь указана только часть компаний, ведь их значительно больше, и этот список постоянно растет. Это ООО, ЧП и общественные организации, тем или иным образом связанные с Тендерной палатой. Посмотрите, пожалуйста. Мы видим, что это вообще в некоторой степени семейный бизнес. Среди основателей фигурируют и г-н Цушко, и г-н Осыка, и г-н Яценко и т.д.

Получается, что до 10% всего объема госзакупок идет на карман людям, представляющим различные политические партии. Но если даже меньше, счет все равно идет на сотни миллионов и даже миллиарды. Не потому ли они в Верховной Раде голосуют за сохранение этой практики, в которой все партии заинтересованы, почти все?

А.Т. - Это необходимо проверить, так публиковать нельзя. Чтобы эти люди завтра в суд не подавали.

"ЗН" - Конечно, ведь они уже к г-ну Марусову более 50 исков предъявили и к нашей редакции уже несколько. Но главный вопрос сейчас даже не в названиях этих фирм и именах людей, за ними стоящих. Важнее понять, почему общественная организация и ее спутники, за которыми стоят конкретные люди, прикрепленные к конкретным политическим силам, имеют возможность получать государственные средства? Почему госзакупки нельзя организовать бесплатно или за меньшую цену? Ведь если это общественная организация, то она должна бесплатно готовить людей для проведения тендеров, бесплатно размещать объявления и т.д. Или вы против этого? Вот вы, Александр Николаевич, за сохранение этой ситуации?

А.Т. - Я был и остаюсь тем человеком, который стоит на букве закона. И для меня закон такой же, как и для всех, а не как для Ющенко, который часто на билбордах пишет - "закон для всех", но, как оказывается, только не для него...

"ЗН" - Это, пожалуй, тема отдельного разговора... Лучше расскажите, как будет голосовать фракция коммунистов, если тендерный закон будет пересматриваться в будущем парламенте?

А.Т. - Еще раз говорю, я стоял и стою на букве закона. Меня избрали президентом Тендерной палаты. Завтра, может, вас выберут - это дело того, кто даст согласие на это. До меня была президентом Раиса Богатырева. Мне кажется, она работала добросовестно, и к ней претензий не было. Меня избрали потому, что Богатырева добровольно сложила с себя полномочия из-за занятости. Я два месяца добросовестно выполняю свои обязанности. И из всех поступающих предложений мы, сбивая 32 законопроекта в один, многое учли.

Если взять за 100% все предложения, то порядка 80-85% из них сводятся к тому, чтобы был один заказчик и один поставщик. И если здесь подняли вопрос, что тендерными закупками должна заниматься не общественная структура, а государственная, то можно согласиться, а можно и не согласиться...

"ЗН" - То есть как это?

А.Т. - Смотря кто возглавляет общественную организацию и смотря кто возглавляет государственную. Кабинет министров выполняет бюджетный закон. Но ведь давайте посмотрим, сколько при этом происходит нарушений, сколько их выявляет Счетная палата. Но еще ни одного министра не посадили. А можно было десять раз Пинзеника посадить, можно и с нынешним сделать то же самое.

Проза жизни

В мае в школах Ривного приостановили бесплатное предоставление питания ученикам начальных классов и детям льготных категорий. По словам начальника городского управления образования В.Новака, это произошло из-за отсутствия участников на открытых торгах: "Для них такое участие очень дорого". Проблема решилась лишь после согласования в Киеве закупки у одного исполнителя межведомственной комиссией....

В марте жалобы "тендерных рейдеров" парализовали закупку необходимых медикаментов для детской клиники №5 и горбольницы №6 Запорожья.

По данным начальника управления по делам семьи и молодежи Харьковской облгосадминистрации Н.Пахнина, большинство детских лагерей отдыха Крыма игнорируют открытые государственные тендеры на продажу путевок. "Требования к участникам торгов составляются так, что оплата тендерной документации является для большинства менеджеров лагерей абсолютно неподъемной. Поэтому активность в торгах по сравнению с прошлым годом значительно снизилась". По словам Н.Пахнина, менеджерам крымских лагерей выгоднее принимать детей из России...

Я был министром почти десять лет и знаю, что это такое. И меня тоже за это время можно было десять раз посадить. Было бы желание. Иногда принимаешь такое решение, которое абсолютно ни во что не вписывается. А его нужно принять, потому что ситуация такая.

Поэтому еще раз говорю: имеющуюся у вас информацию нужно сначала проверить. Я совершенно не верю, что там тот же Яценко или Осыка и т.д. Они не такие простачки, чтобы так сразу... Там нашла, как говорится, коса на камень. Зацепили Андреева, зацепили жену, и процесс пошел. Это неприлично. Неприемлемо, когда мы, руководители такого калибра, начинаем между собой спорить... Я считаю, что если такая схема имеется, и она неприемлема, и это подтвердится, тогда, бесспорно, нужно навести порядок.

Насколько мне сказали, Кабмин буквально вчера принял постановление, которым создается рабочая группа по проверке согласно указу президента. И там в пункте 6.7 указа президента перечислено, что им поручается. Более того, этот вопрос рассматривался на Совете безопасности.

"ЗН" - Дистанционно.

А.Т. - На Совете безопасности принято постановление, Ющенко это постановление подписал. Если вы его поднимете, то увидите, что там совершенно нет претензий к палате. Там есть претензии к закону.

"ЗН" - Так мы же и говорим о недостатках закона!

А.Т. - И я с вами согласен. Но вы мне не приведете пример ни одного абсолютно закона в государстве (а к почти каждой из 161 статьи Конституции пишется от 20 до 40 законов минимум), в котором бы не было нестыковок, которые необходимо устранять.

"ЗН" - Александр Николаевич, скажите, в новом законе должна быть предусмотрена уплата определенного процента средств за участие в тендере, за объявление и т.п.? Да или нет?

А.Т. - Я думаю, если все будет создано за государственные средства, то платить не нужно. Если же это за частные средства создано, то просто так, извините, муж жену не целует. Есть такая поговорка. Так и тут: если создали, то за этой структурой кто-то стоит. Другое дело - деньги берут в допускаемых законом пределах или нет.

Вы сказали, что эти структуры берут 10% от стоимости оборота, который идет на государственные закупки. Это нужно проверить, я с вами совершенно согласен. Потому что я не верю, что 10%. Я не могу в это поверить...

Уважаемые, закон требует доработки. Но многое из того, что нужно, Верховная Рада по максимуму уже учла, принимая последнее решение. Возьмите закон от 11 марта, действующий сегодня, и последний принятый закон, сопоставьте их. Если Верховная Рада учла, а этот закон не действует, поскольку его не подписал президент, так о чем же мы говорим?

"ЗН" - Но там, например, остается Тендерная палата с довольно большими полномочиями...

А.Т. - Остается Тендерная палата, потому что, я думаю, общественная организация сегодня поднимает тот же вопрос, что и лидер нашей партии, - о создании народного контроля в государстве.

"ЗН" - Но почему государство должно закреплять за ней монополию на осуществление этого контроля? Так, может, вообще передать ей и все остальные функции - и Минфина, и Госказначейства, и КРУ? А ответственность кто будет нести?

А.Т. - Тогда нужно принять закон о Тендерной палате как таковой, определив ее полномочия.

"ЗН" - Тогда к вам такой вопрос. Соответствует ли действительности информация о том, что вы лично в межведомственной комиссии голосовали против предоставления Антимонопольному комитету разрешения на закупку услуг по созданию бесплатного государственного портала? Если да, то объясните, почему?

А.Т. - Абсолютно, я голосовал так, как вы сказали. Я голосовал против. Почему? Потому что для того, чтобы ликвидировать что-то одно, нужно сначала создать что-то взамен. Если мы ликвидировали сегодня колхозно-совхозную систему как социалистическую, то взамен дали государству голод. И сегодня Украина 18 млн. тонн хлеба собирает и кормит людей с колес. Так если новую структуру не создали, пусть государство создает - и мы закрываем, вопросов нет.

"ЗН" - Так вы как раз и не позволили создать новое!

А.Т. - А для того, чтобы создать новое, я думаю, нужно минимум месяца два-три. А как же быть в этот период, оставить это окно?

Антимонопольный комитет и по предложению Кабмина предлагал создать свой портал. Пусть создает на здоровье! Но что на самом деле сделал Антимонопольный комитет? Я могу рассказать. Они нашли частную фирму, которая имеет негативную биографию. О ней докладывали на заседании межведомственной комиссии, я не хочу здесь о ней говорить, это все есть в протоколе. Если бы портал создавал Антимонопольный комитет, думаю, что и вопросов бы не возникало.

"ЗН" - Если бы была фирма с хорошей репутацией?

А.Т. - Я бы сказал так: вы, пожалуйста, доведите все до конца, получите разрешение у СБУ, получите разрешение в Минфине, других инстанциях, зарегистрируйте в Минюсте и работайте на здоровье.

"ЗН" - Вадим Анатольевич, должны ли взиматься платы, о которых мы говорим? И что сейчас предлагает правительство, чтобы изменить ситуацию?

В.К. - В соответствии с действующим законом, воспрепятствовать этому практически невозможно. Есть монополия - она устанавливает цену. Точка. Поэтому так все и получается. По-моему, все выступающие говорили о том, что в этом вопросе должна быть конкурентная среда. Скажем, если мы говорим о печатных средствах информации, то здесь они должны конкурировать друг с другом по расценкам за услуги.

Государство может регулировать стоимость информационных услуг, скажем, в "Урядовому кур'єрі" или в "Голосе Украины". Это нормально. Но в "Зеркале недели", я думаю, только само издание имеет право устанавливать свои расценки. И если заниматься этим вопросом "Зеркалу недели" будет экономически выгодно, то оно будет заниматься. Точно так же и в информационном обеспечении госзакупок. В законе однозначно нужно, прежде всего, ликвидировать существующий монополизм.

Следующий момент. Мы говорили о том, что в государстве необходимо создать веб-сайт, который бы обеспечивал свободный и бесплатный доступ для всех. Это не повысило бы стоимость услуг, а наоборот, сократило бы расходы участников. Почему? Потому что сегодня все, о чем мы говорили, ложится на себестоимость закупок.

А.Т. - Одна ремарочка. Конкурентность среды, о которой сказал Вадим Анатольевич, достигается, я вас уверяю, за счет требования участия в процедуре минимум трех поставщиков. Когда говорили о 10% - я в это не верю. Может, процент, может, два-три. Но за семь-восемь месяцев этого года государству сэкономили минимум 20-25 млрд. гривен. Не разворовали так, как это было прежде, путем отката 30-40% при работе заказчиков и поставщиков один на один по той схеме, которая была наработана десятилетиями.

"ЗН" - Откуда эта цифра - 20-25 млрд. гривен, чем она подкреплена?

А.Т. - Я вам сказал, что 20-25 млрд. грн. сэкономлено за восемь месяцев. Если надо, мы эту цифру потом подкрепим.

"ЗН" - А пока, Александр Николаевич, взгляните вот на данные Госкомстата: после отмены закона 2000 года количество участников торгов, наоборот, начало снижаться. В 2004 году среднее количество участников в конкурентных процедурах составляло три человека, в 2005-м - 3,3, а за 2006 год - после того, как вступил в действие новый закон, - 2,5. Т.е. в предыдущие годы не было "один на один", как вы говорите, наоборот - именно сейчас конкурентность торгов снижается.

А.Т. - Вы говорите о законе от 11 марта сего года?

"ЗН" - Нет, мы сейчас говорим о 2006 годе, когда после преодоления парламентом президентского вето на закон Тендерная палата впервые получила серьезные полномочия.

А.Т. - А я попрошу, чтобы вам дали из Тендерной палаты расчеты, показывающие, что 20-25 млрд. грн. сэкономлено, не разворовано директорами, министрами и остальными. Теми, кто работал один на один с фирмачами. Это от медикаментов до поставок на атомные электростанции. Я докажу.

Перед лицом своих товарищей

"ЗН" - Вернемся к вопросу о необходимых законодательных новшествах. Квоты в межведомственной комиссии должны остаться неизменными, как сейчас, или уполномоченный орган должен формироваться только из представителей исполнительной власти?

В.К. - В состав межведомственной комиссии должны входить представители исключительно исполнительной власти. Это ее функция - давать разрешение, можно или нельзя. Разрешение должно обосновываться технологическими, экономическими, финансовыми условиями. А принимать такие решения должны, конечно же, представители исполнительной власти, которые несут за это ответственность.

Общественный контроль должен быть. Но он должен быть общественным, я подчеркиваю, и не более того. Как он может осуществляться? Через максимально открытый доступ к информации по тем или иным видам закупок. Но функций исполнительной власти у общественных структур быть не должно. Скажем, процедура остановки, процедура вмешательства, процедура принятия решения- об этом не может быть и речи. И, конечно же, еще раз подчеркиваю, должна быть обеспечена конкурентная среда.

А.П. - Я тоже сторонник того, чтобы регулятором в сфере госзакупок был орган исполнительной власти, а не общественная организация. Если же Тендерная палата станет какой-то структурой при исполнительной власти, то она перестанет быть общественной организацией. Она станет органом исполнительной власти. И, естественно, функции, которые она будет выполнять, - это будут функции исполнительной власти.

А.Т. - Давайте взглянем на проблему с другой стороны. Если мы хотим, чтобы государство в лице Кабмина, исполнительной власти что хотело, то и делало, это будет неправильно. Верховная Рада утверждает бюджет. Роль Кабмина - как говорится, ни шагу ни вправо, ни влево. Выполнять постатейно, помесячно, поквартально. Что делает Кабмин - и сегодняшний, и все предыдущие? Вы возьмите хоть один отчет Счетной палаты: тысячи нарушений! Казалось бы, что Кабмин незыблемо должен выполнять то, что предписано. Оказывается, ничего подобного. К чему я веду? Сегодня Кабинету министров дано право распоряжаться бюджетом, и сегодня он подконтролен и подотчетен только Верховной Раде, а перед президентом по новой Конституции не отчитывается. Вы представьте на минуточку, что деньги, которые тратятся на закупки госпредприятиями, или те расходы, которые заложены в бюджете, не будут под контролем межведомственной комиссии или той же Тендерной палаты. Я думаю, что если Кабинет министров не будет подконтрольным, тогда то, что сегодня делается, это цветочки.

В Тендерной палате есть нарушения. Незначительные. Но за эти два месяца, когда я начал вникать в дела, они работают, как говорится, во исполнение закона. Не больше и не меньше.

"ЗН" - Почти год назад мы опубликовали информацию СБУ об этой же сети "общественных организаций", хоть у нее тогда был значительно меньший масштаб. Во время рассмотрения ныне действующего закона о госзакупках в декабре 2006-го в сессионном зале об этом никто почему-то даже не вспомнил.

А.Т. -Я - председатель рабочей группы в Верховной Раде, в нее входят 17 человек. И если бы мне Мороз написал резолюцию на письме с предложениями Службы государственной безопасности, мы бы их учли. Но такого не было. Что, я мог проигнорировать распоряжение председателя Верховной Рады?

"ЗН" - Александр Никола­евич, партия коммунистов предлагает изменения к тендерному законодательству? Если да, то какие, если нет - почему?

А.Т. - Партия как таковая не предлагает, фракция предлагает. Потому что право законодательной инициативы имеет народный депутат, а партия не имеет. Поэтому я еще раз говорю, если бы к нам обращались, в центральный комитет или во фракцию, поверьте, мы бы на это отреагировали. Ко мне пришло 27 законопроектов. И в конце, когда мы их свели воедино, пришло еще пять... Мы все рассмотрели и учли.

"ЗН" - Цель нашего круглого стола - ознакомить читателей с ответом на вопрос: какие изменения вы предлагаете, а если не предлагаете, то почему? Почему мы говорим именно о партии, а не о фракции? Да потому что приближаются выборы, и, соответственно, у вашей политической силы должна быть совершенно внятная позиция. По поводу действующего законодательства, а не конкретных действий Тендерной палаты. Действующее законодательство вас устраивает или нет?

А.Т. - Я отстаивал и буду отстаивать, чтобы тендерная процедура была прозрачной, чтобы в ней было минимум три участника. Иначе и дальше будут делить 30-40% отката, и никто ничего не докажет и не проверит.

Конечно, нужно пересмотреть нормы, касающиеся тех отраслей, о которых здесь говорил Копылов, - атомная энергетика, например, или Министерство обороны. Нужно конкретно рассмотреть те позиции по оборудованию, по обеспечению медикаментами и т.д., которые не должны идти через тендер, определив их четкий перечень.

"ЗН" - Тендерная палата должна исполнять те функции, которые она исполняет сейчас?

А.Т. - Думаю, что на нынешнем этапе Тендерная палата должна быть как общественная организация.

"ЗН" - Почему именно она, а как же другие?

А.Т. - Такова мировая практика. Это не нами придумано, насколько мне известно.

"ЗН" - Есть ли у вас примеры, что подобная практика является действительно мировой?

А.Т. - Я вам дам материалы... У меня есть по Франции, Германии...

"ЗН" - И там за ней закреплены такие же функции, как и у нас?

А.Т. - Я на их функции не смотрел...

В.П. - Действительно страшно: мы живем в стране, где - извините, я применю не юридический термин, а экономический - воровство узаконено законом. Проблема же не в этих фирмах, которые вы показали на схеме. Какая разница? При нынешнем законе не будет их - будет кто-то другой, ничего не изменится.

Если не изменится философия закона, мы снова будем иметь те же кооперативы, как бы они ни назывались. Я уже изложил основные тезисы закона. Единственное, что еще хочу подчеркнуть, - правильно, должен быть народный контроль. Только не в таком понимании. Контроль общества обеспечивается через открытость процедур. То есть, если принимается отклонение от стандартной процедуры, что вот нет тендера, потому что есть один исполнитель, то это должно происходить на открытых заседаниях. Чтобы был свободный доступ к информации. Ведь чиновник, если знает, что информацию можно проверить, ведет себя совершенно иначе.

Кстати, у нас был этот закон, такие моменты регулирующий. Его готовили в правительстве Юлии Тимошенко. Более того, у нас с ней были очень серьезные дискуссии. Почему? Потому что, к сожалению, есть исключения, их не так много. Но из-за исключений можно угробить даже лучшую идею. Но сделать так, чтобы исключений вообще не было, к сожалению, невозможно.

У нас в законе был единственный критерий - цены. Но только его нельзя применять, например, к юридическим услугам, в некоторых других случаях.

Мы много недель готовили этот закон. Там жесткая позиция: простая, прозрачная процедура, которая предусматривает, что есть четко установленный срок и место размещения объявлений. Далее - открытые торги, публикация результатов, никакой платы, запрет повышать цены уже после тендера. И никаких общественных организаций.

"ЗН" - Виктор Михайлович, соответствуют ли изложенные вами тезисы позиции всего блока? Ведь в избирательных списках БЮТ больше всего людей, которых называют архитекторами именно нынешней системы госзакупок. И вы в Кабмине готовили вроде бы один закон, а фракция "Реформы и порядок" почти в полном составе проголосовала за совсем другой...

В.П. - Да, я представляю позицию блока. Знаете, пожалуй, есть моя вина в том, ведь я не успел с ними поконтактировать - тогда было очень много других, не менее важных вопросов.

Давайте вернемся к налоговым льготам. Только мы отменили все льготы. Тариэл Васадзе при этом попал? Попал. Петр Порошенко попал? Попал. Попали и другие, ведь Украина должна когда-то прийти к игре по одинаковым для всех правилам. Не правила для каждого, как у нас налог для каждого отдельно устанавливают, пенсию для каждого отдельно. Игра по единым правилам. Я представляю команду, где, слава Богу, эти вещи являются доминирующими - установление правил игры.

"ЗН" - Ну что ж, время нам покажет, а мы выполнение этого обещания обязательно проверим.

По данным КРУ и участников торгов, в июне 2007 года средние ставки платы за тендерную документацию составляли 3 тыс. грн.; средняя стоимость услуг консультантов торгов - 10 тыс. грн.; плата за услуги, связанные с заключением договоров, - 3 тыс. грн.; стоимость размещения в каталоге участников процедур закупок - 4975 грн.; выписка из каталога стоила 500 грн.; запрос ценовых предложений - 500 грн.; тендерное обеспечение обходилось в 1-3% от суммы договора.

Еще год назад СБУ прогнозировала рост бюджетных расходов в размере более полумиллиарда гривен в год вследствие функционирования новой редакции Закона Украины "О закупках товаров, работ и услуг за государственный средства". Доход общественных и коммерческих организаций на рынке госзакупок оценивался в 1% от ожидаемой стоимости закупок.

По оценке ГлавКРУ, подтвержденной СБУ, сумма средств, перечисляемых участниками госзакупок в пользу консалтинговых компаний в первом полугодии 2007 года, составила около 930 млн. грн. Если условия проведения торгов не будут изменены, ущерб бюджету может составить от 2 до 6% от общей суммы закупок органами власти (50 млрд. грн.).

Приоткрывая тайны "Тендерного двора"...

С недавних пор высшие чиновники исполнительной власти Украины с увлечением рассматривают огромную "простынь" под названием "Схема учредительских связей", на которой приведены данные о руководстве и учредителях сотни с лишним общественных и коммерческих предприятий, включая Тендерную палату Украины и ООО "Европейское консалтинговое агентство". Попытки "ЗН" выяснить ее авторов, а также получить официальное подтверждение приводимой информации в высоких кабинетах не увенчались успехом, поэтому мы предприняли собственный поиск - на основании официальных документов органов власти. Данные приведены на разные даты, что позволяет проследить внутреннюю динамику в ключевых организациях и попытаться понять ее логику. Мы сумели проверить данные примерно о половине организаций, которые фигурируют в списке высоких кабинетов. Но не сомневаемся, что данные об оставшихся организациях правдивы.

Впрочем, мы не остановились на проверке данных об учредителях и руководителях коммерческих предприятий. Нами были собраны копии документов (платежных поручений), которые позволяют говорить о том, что некоторые из них действительно получали плату от участников торгов за определенные услуги в процессе проведения государственных закупок. Мы не можем утверждать, что именно эти предприятия составляют группу так называемых консалтинговых компаний на рынке госзакупок Украины. Или - что именно они аккумулируют средства, получаемые от участников и победителей государственных тендеров. Выяснение ответов на эти вопросы - задача соответствующих компетентных органов.

Мы также не находим никакого криминала в том, что одни и те же люди были или остаются руководителями или учредителями общественных организаций, компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, или Тендерной палаты Украины. Любой гражданин волен зарегистрировать хоть тысячу ООО и ГО одновременно. Использовалась ли эта сеть взаимосвязанных организаций для достижения каких-то корыстных целей незаконными методами - ответ на этот вопрос могут дать правоохранительные органы страны, если они, конечно, озаботятся его поиском.

Сейчас нас интересуют другие вопросы. Имеет ли Тендерная палата моральное право называть себя беспристрастным общественным контролером расходования огромных бюджетных сумм, если люди, причастные к ее созданию или сегодняшнему функционированию, являются или совсем недавно являлись учредителями / руководителями компаний на рынке госзакупок, предоставляющих консалтинговые услуги? По нашему мнению, не имеет. И десятки пресс-конференций ТПУ с громкими разоблачениями бюджетных злоупотреблений выглядят как безуспешные попытки оправдаться.

Понятным становится и нежелание представителей палаты обнародовать официальную информацию как об учредителях палаты, так и ее членах. "ЗН" еще в прошлом году посылало палате официальный запрос, но так и не получило ответа. На днях глава правления палаты Владимир Лаба пообещал выслать список членов ТПУ по факсу, но факс до сих пор молчит. Примечательно, что Антон Владимирович Яценко, согласившийся по телефону ответить на вопросы по этой схеме, в тот же день отозвал свое согласие на публикацию интервью в этом номере.

Интерес к списку членов отнюдь не праздный, ибо, с одной стороны, как правило, именно съезд членов Союза общественных организаций уполномочен принимать ключевые решения. А Тендерная палата Украины занимает исключительную роль на рынке госзакупок страны. С другой стороны, кажется весьма странным, что одни и те же люди являются учредителями / руководителями общественных организаций с самыми разнообразными сферами интересов - от авиационной промышленности до частного землевладения. Значительная часть этих организаций зарегистрирована по адресу самой Тендерной палаты - Киев, ул.Хрещатик, 6. Возникает резонный вопрос - а не являются ли именно эти "форумы" и "конгрессы" членами палаты? Что и может объяснить упорное нежелание представителей палаты обнародовать такую информацию.

Впрочем, даже анализ учредителей и руководителей ТПУ и частных компаний на рынке госзакупок позволяет сделать весьма неутешительный вывод. Несмотря на громкие заявления как самой палаты, так и ее сторонников, среди ведущих политиков в Украине до сих пор отсутствует реальный общественный контроль над государственными закупками. А "общественного контролера в законе" можно считать лишь его имитацией…

Следующий вопрос касается столь любимой украинскими политиками темы коррупции вообще и политической коррупции в частности. Интересно, что Тендерная палата Украины была зарегистрирована за два месяца до того, как законопроект, которым она впервые вводилась в систему госзакупок, был поддержан парламентом. А истории с протягиванием последующих редакций уже давно стали притчей во языцех. Чьи невидимые руки проталкивали их через регламентные нормы? И какой ценой? Еще четыре года назад эти вопросы показались бы риторическими, но, может быть, уже настало время говорить открыто? И выполнять обещания о разоблачении нечистых на руку и на душу народных избранников?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК