Высшая форма украинской демократии — это раздельное существование меньшинства и нового большинства (НБ) в Верховной Раде. Спикер Александр Ткаченко, уволенный большинством, продолжает оставаться в сердцах левого меньшинства председателем ВР и на этом основании занимает свой служебный кабинет, лишенный спецсвязи. Временный лидер НБ Виктор Медведчук также выполняет функции спикера. При этом оба политика пользуются печатью председателя парламента: Медведчук ставит ее на свои распоряжения, а Ткаченко — на распоряжения, отменяющие распоряжения лидера нового большинства. Каждая из сторон утверждает, что оригинал печати находится у нее. Все это очень демократично. Всегда есть возможность выбрать, чьи указания выполнять, и свобода выбора радует.
Иногда, правда, появляются слухи о том, что коммунисты вышибли двери и забаррикадировались в сессионном зале парламента. Потом оказывается, что двери никто не вышибал, а некоторые сознательные левые просто спят в кабинете Ткаченко. По очереди. Ожидают, значит, происков «большевиков». Но «большевики» не такие дураки, чтобы ночью бродить по кабинетам. Они предлагают вести дневные переговоры. Возник новый вид внутрипарламентской дипломатии — переговоры делегаций большинства и меньшинства.
СТОРОНЫ
1 февраля должна начать свою работу 5-я сессия Верховной Рады. Пока никто не знает, в какой форме это событие должно произойти. Достичь консенсуса по этому вопросу пока не удается, хотя переговоры ведутся. «Стороны не достигли взаимопонимания и было решено перенести переговоры на четверг», «несмотря на полярность позиций левого меньшинства и правых, шанс достигнуть между ними компромиссного соглашения остается», «достигнута договоренность о принципах представительства делегаций — по четыре человека с каждой стороны»… Все это образцы внутрипарламентской дипломатии. Пока дело до открытия представительств меньшинства в большинстве не дошло, но процесс неуклонно движется в этом направлении. Того и гляди появятся сообщения о встрече представителей двух частей ВР где-нибудь на нейтральной земле. Например, в Швейцарии, возле банка с мемориальной табличкой трогательного содержания: «Здесь коррупционер всех времен и народов Павел Лазаренко открыл счет в 1995 году».
Принципиальные расхождения меньшинства и большинства сводятся к следующему.
Во-первых, «меньшевики» с левым уклоном требуют, чтобы сессия начиналась с чистого листа, то есть все решения, принятые в Украинском доме, парламентским большинством были отменены. Напомним, что «большевики», в частности, сместили спикера Александра Ткаченко и его первого зама с руководящих должностей в ВР. Левые согласны на замену парламентского президиума, но только в сессионном зале, по Регламенту и всех сразу, включая вице-спикера Виктора Медведчука. «Большевики», естественно не согласны с такой постановкой вопроса, так как они уже настроились на принятие пакета с новым распределением должностей. Причем, по словам Александра Волкова, в ходе пакетных консультаций Медведчук совершил подвиг, отказавшись от должности спикера в пользу более компромиссной фигуры Ивана Плюща. Однако подвиг эсдэка не произвел должного впечатления на левых. Как, впрочем, и его заявление о том, что целесообразно законодательно оформить статус меньшинства в Верховной Раде, предусматривающий предоставление им права избирать своих лидеров, выражать свою позицию по всем основным вопросам не только в сессионном зале, а и на государственных каналах радио и телевидения.
Во-вторых, не понятно, кто должен открывать пятую сессию ВР? Левые утверждают, что спикер Александр Ткаченко. «Большевики» настаивают на кандидатуре Виктора Медведчука. Практически всем ясно, что в случае удаления Ткаченко из кресла председателя ВР власть автоматически перейдет к парламентскому большинству. Левые, конечно, могут блокировать трибуну и даже, воспользовавшись опытом Александра Емца, принести в сессионный зал мегафоны. Но в этом случае они реально превратятся в меньшинство, отстраненное от ведения заседаний и блокирующее конструктивные усилия большинства. Поэтому одна из ключевых проблем открытия сессии состоит в том, кто первым успеет добежать до кресла спикера. Если там окажется Ткаченко, то ситуация будет заморожена на неопределенное время. По словам координатора парламентского большинства Леонида Кравчука, члены НБ не склонны применять силу для открытия сессии. Просто «большевики» уйдут заседать в другое место. Например, все в тот же Украинский дом.
В-третьих, «меньшевики» не согласны с намерением НБ отобрать у них портфели руководителей восьми парламентских комитетов. Напомним, что сегодня левые контролируют, в частности, комитеты по вопросам правовой реформы (Василий Сиренко), государственного строительства и местного самоуправления (Александр Кушнир), управления народным хозяйством, собственности и инвестиций (Станислав Гуренко), аграрной политики и земельных отношений (Александр Мороз), иностранных дел и связей с СНГ (Борис Олийнык), национальной безопасности и обороны (Георгий Крючков), свободы слова и информации (Иван Чиж). А тем временем «большевики» создали математическую модель распределения 52 руководящих должностей в парламенте в соответствии с новой расстановкой сил. Контуры «суперпакета» пока расплывчаты, но места левым там фактически не нашлось. Правда, теоретически возможно, что левым отдадут несколько комитетов ВР. Например, по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов или по вопросам социальной политики и труда. Но это не изменит общих контуров внутрипарламентского противостояния.
ОТКРЫТИЕ
Похоже, что большинство все-таки стремится провести открытие сессии с участием меньшинства, однако не удается согласовать условия совместного сосуществования в сессионном зале. Александр Ткаченко прекрасно понимает, что стоит только допустить «большевиков» к ведению заседаний ВР, как срабатывает арифметический принцип и левые оказываются изолированными от принятия принципиальных решений. С другой стороны, «большевики» достаточно трезво оценивают ситуацию и осознают, что заседания «парламента в изгнании» выглядят несколько странно. Как-то не солидно взрослым мужикам тянуть, как школьники, руки, чтобы их пересчитывали члены счетной комиссии. Кроме того, заседания большинства напоминают клубные собрания, что никак не со- ответствует удельному весу решений, которые планируются принять. Представьте себе обсуждение проекта бюджета на 2000 год в условиях колхозного собрания. Не менее смешно выглядит и сессия «меньшевиков», которые могут лишь беспрерывно жаловаться в различные международные инстанции и бесконечно выступать с трибуны.
Тупик получается основательный. В этих условиях возможны следующие сценарии развития событий.
1. Представители двух парламентских сторон так и не сумеют договориться о совместном ведении сессии. Ткаченко займет кресло спикера, и это станет сигналом для ухода правых из зала заседаний на запасную площадку в виде бывшего музея Ленина. Там «большевики» начинают пытаться принять пакет в виде нового руководства ВР и делят между собой комитеты. «Меньшевики» яростно костерят олигархов и Президента, но сделать ничего не могут. Проходят массовые показательные выступления групп поддержки двух флангов ВР, которые привносят некоторую пикантность в процесс заседания импровизированного двухпалатного парламента.
2. Достигается договоренность об открытии сессии Ткаченко, который должен поставить в порядок дня вопрос о своем увольнении. Когда этот вопрос включается в порядок дня, Александр Николаевич отстраняется от ведения заседаний и начинается борьба за его устранение. Если большинству удастся переманить на свою сторону порядка 50 левых, то можно сместить Ткаченко и в соответствии с нормами регламента. Такой вариант развития событий маловероятен, но возможен. В принципе.
3. Неожиданно получается так, что Ткаченко по каким-то причинам не попадает в сессионный зал. Ну мало ли что может случиться… Тогда происходит легализация большинства непосредственно в помещении ВР, что открывает путь для принятия разнообразных пакетов.
В любом случае бесконфликтного пересечения двух частей Верховной Рады в одной пространственно-временной точке не получится. От такого развития событий выигрывает лишь Президент, который получает прекрасную возможность для роспуска недееспособного парламента. Правда, Леонид Данилович пока демонстрирует свою поддержку действиям большинства, но его позиция в любой момент может измениться. Экс-президент Леонид Кравчук предлагает обратиться в Конституционный суд для разрешения конфликта, однако это слишком долгий путь. До середины февраля не успеть. А ведь именно в это время в Украину должна приехать с инспекцией очередная миссия МВФ, чтобы посмотреть на реальный бюджет-2000. Смотреть особо не на что — и транши пролетают мимо Киева. Вот и получается, что все пути ведут к роспуску ВР. Агония парламентаризма продолжится еще какое-то время, а потом организаторы большинства устанут заниматься «пакетными технологиями». Занавес, все расходятся…