В интервью «Суспільному» президент Украины Владимир Зеленский заявил следующее: «Окончательно компромиссы на переговорах между Украиной и Россией будет решать всеукраинский референдум. Это касается вопросов гарантий безопасности, временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма».
Что может означать это заявление президента и почему, на мой взгляд, референдума, скорее всего, не будет, попытаюсь объяснить читателю такими семью аргументами.
- Любые публичные высказывания официальных лиц украинского государства сейчас рассчитаны сразу на несколько разных аудиторий. Внимание всего мира сейчас направлено на Украину, поэтому Зеленский через журналистов обращается не только к украинцам, но и к обществам и правительствам западных государств-партнеров, а также к руководству России. Последняя же, напомню, и до полномасштабного этапа войны следила за заявлениями из Украины, чтобы сразу выдвинуть нам и нашим партнерам свои претензии, а также обыграть это как-то в сюжетах пропаганды для российского населения.
То есть Зеленский, Ермак, Подоляк и Арестович не могут сегодня что-то сказать публично так, чтобы это услышали только украинцы. И вместе с тем невозможно подать какой-либо публичный сигнал в Кремль так, чтобы украинцы этого не услышали.
Исходя из этого соображения, я утверждаю, что месседж о референдуме был публичным сигналом Кремлю, поданным президентом, который не увидел проблемы в объявлении этой информации и на внутреннюю аудиторию. Вопрос, зачем он это сделал? И здесь резонно перейти ко второму аргументу.
- Слова о всеукраинском референдуме — сознательная переговорная позиция против ультиматумов Путина. Утверждать это мне позволяют сведения о недавней похожей истории — Зеленский уже говорил о возможности всеукраинского референдума в отношении Донбасса и Крыма сразу после разговора с президентом США Джо Байденом в декабре прошлого года. Позднее советник главы офиса президента Андрея Ермака Алексей Арестович в своем интервью весьма прозрачно намекнул, что Зеленский так отреагировал на тогдашнее давление со стороны кого-то из администрации Байдена, требовавшего согласиться на условия автономизации оккупированной россиянами части Донбасса, в соответствии с кремлевским видением политической части минских договоренностей.
Из упомянутого интервью Арестовича также можно понять, что тогда этот месседж Зеленский нарочно адресовал как власти США, так и руководству России. Дескать, если будет давить и дальше, то переведу ответственность за принятое решение на украинскую нацию. Однако Зеленский и его команда на самом деле знали, что социологические опросы и внутриукраинская политическая ситуация тогда показывали: большинство украинцев против легализации пророссийской автономии.
- Последние соцопросы в Украине также указывают на то, что Кремль проиграет референдумы по «вопросам гарантии безопасности, временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма». Потому что мы, украинцы, естественно оказались не очень сговорчивыми в то время как россияне нас бомбят, расстреливают, подвергают пыткам, насилуют, выгоняют из уничтоженного жилья.
Результаты проведенного в марте исследовательским агентством Info Sapiens опроса свидетельствуют, что 79% украинцев выступают против признания частью России ранее оккупированных районов Донбасса, 75% — против признания Крыма частью России. Легко догадаться, что все эти люди также категорически против того, чтобы отдать россиянам Херсон, Мариуполь, Харьков и все другие населенные пункты, которые сейчас атакуют или на днях оккупировали российские войска.
Что касается вопроса членства в Североатлантическом альянсе и других оборонительных союзах, хотя в украинском обществе и наблюдается некоторое разочарование размером помощи нам со стороны НАТО в этой войне, а украинская власть сегодня действительно открыто осуществляет политику подготовки настроений общества к возможному исключению норм о курсе на получение полноправного членства в НАТО из Конституции Украины, то если бы референдум на эту тему проходил сейчас, Кремль его также не факт, что выиграл бы. Данные Info Sapiens говорят, что 56% украинцев выступают против запрета Украине вступать в НАТО, а принять такой сценарий готовы 30% опрошенных. Мартовское же исследование социологической группы «Рейтинг» показывает, что вступление в НАТО поддерживают 44% украинцев. Однако за продолжение оборонительного сотрудничества с НАТО без вступления выступают 42%, а за создание и участие в военно-политическом союзе с Польшей и Великобританией — 85% опрошенных. То есть даже если на гипотетическом референдуме украинцы выберут исключить пункты о НАТО из Конституции, требование Путина о «нейтральном статусе» все равно будет проигнорировано. Тем более что военно-политическое руководство Украины публично выступает против внеблоковости в вопросах обороны.
- Россия откажется от проведения такого референдума. Спикер Путина Дмитрий Песков уже прозрачно намекнул, что президент России считает свои ультиматумы важнее «каких-то там внутригосударственных процедур» Украины. Отказались в Кремле от идеи референдума и после упомянутого выше месседжа Зеленского в декабре 2021 года. Спикер российского министерства иностранных дел Мария Захарова публично ответила тогда, что в оккупированном Крыму, дескать, свой выбор сделали еще в 2014-м, а на оккупированной части Донбасса Зеленский будто решил проводить этот референдум без участия тамошних жителей. А министр иностранных дел России Лавров сегодня уже уточнил, что «заявления Киева о проведении референдума нацелены на то, чтобы затянуть переговорный процесс».
Если отбросить ложь Захаровой, то настоящая причина этих тезисов проста — в Кремле тоже прекрасно знают, что там в тех украинских соцопросах. А чтобы согласиться, нужно, чтобы и предыдущие опросы их устраивали, и референдум состоялся по их правилам, и результат был определен заранее. Короче, псевдореферендумы на территории, которую они контролируют, с людьми, которых они контролируют, — это российский идеал. Напомню, что такой «референдум» оккупанты сейчас планируют провести в захваченной Херсонской области.
- Провести референдум законным способом сейчас нереально. Наша Конституция запрещает вносить в нее изменения о нарушении территориальной целостности или ликвидации независимости Украины. Законы «О правовом режиме военного положения» и «О всеукраинском референдуме» запрещают проводить референдумы во время военного положения. Последний закон дополнительно запрещает референдумы, направленные на нарушение государственного суверенитета и создание угрозы национальной безопасности Украины.
Закон «О всеукраинском референдуме» также определяет, что на один референдум можно выносить лишь один вопрос. А требований у Путина, напоминаю, больше одного.
То есть для того чтобы реализовать ультиматумы Путина, в частности о «нейтральном статусе» и украинских территориях, нужно не только Верховной Раде «выключить» правовой режим военного положения и внести изменения в упомянутые законы, но еще и провести отдельный всеукраинский референдум, чтобы изменить правила внесения изменений в Конституцию. Законным способом делать это все было бы долго и без гарантии конкретных результатов. А незаконным способом сделать это все не позволит наше гражданское общество. Так что, украинская демократия в который раз сама себя страхует от капитуляции.
- Провести референдум сейчас невозможно технически. Потому что значительные части населения либо попали в оккупацию, либо являются сейчас вынужденными переселенцами внутри страны или беженцами за рубеж. Тем, кто захочет провести референдум в условиях войны, нужно будет организовать этих людей, организовать территориальные избирательные комиссии и/или создать надежное программное обеспечение для электронного голосования, найти на все это средства, прописать новые нормативные документы и добиться их принятия в парламенте… И все это — под ракетными и артиллерийскими обстрелами и авиабомбами.
- Остановленную войну враг использует для ее продолжения. Даже если Путин вдруг скажет, что готов остановить войну, чтобы Зеленский провел референдум, то настоящей целью для такого шага у руководителя страны-агрессора будет пауза для перегруппировки и привлечения новых военных ресурсов в будущих атаках. И наше военно-политическое руководство эту опасность осознает.
Напоследок хочу добавить, что референдумы по острым и больным вопросам всегда политически раскалывали общество. А такие расколы во время войны еще опаснее. Поэтому нашей власти нужно скорее осознать, что слепо верить в наличие у нее хитрого стратегического плана в разговорах с врагом сегодня готово не все наше травмированное войной общество. И что своими силами прийти к выводам, которые я привожу в этой статье, способны, к сожалению, тоже не все. Так что, вопреки справедливым ограничениям, которые сегодня накладывают переговоры на топ-спикеров государства, в общении с украинской нацией нужно все же искать альтернативные модели коммуникации и даже просвещения.
Больше статей Михаила Лебедя читайте по ссылке.