Несмотря на тот факт, что глава державы встал, что называется, «горой» на защиту своего военного министра, повод поговорить о возможной смене главного украинского силовика, по мнению большинства наблюдателей, все же есть. Александр Кузьмук предпринял попытку уйти в отставку добровольно, что, без сомнения, делает ему честь. С другой стороны, если министр подал прошение об отставке «сразу» (как сказал Президент), то есть 4 октября, получается, что он (да и не только он, а Президент, глава СНБОУ и министр иностранных дел) с самого начала как минимум сомневался в других версиях катастрофы самолета.
Дележ шкуры
неубитого медведя
Президента Кучму можно легко понять: при министре Кузьмуке ему было настолько спокойно, что он даже решился распустить «президентскую» Национальную гвардию. Придя в военное ведомство в 1996 году, А.Кузьмук методом проб и ошибок превратился в довольно взвешенного и почти самостоятельного политика. Наблюдателям давно известно, что в Министерстве обороны существует только одно мнение, и это мнение А.Кузьмука. Тех, кто был против, вежливо попросили удалиться. Например, командующего ВВС генерала Владимира Антонца или единственного гражданского заместителя Анатолия Довгополого. Применяя внутри своего ведомства управленческую методику Советской Армии, Александр Кузьмук тем не менее сумел не только сохранить армию при практически полном отсутствии финансирования, но и обозначить оборонную реформу. Можно спорить о том, насколько быстро армия реформируется (и можно ли ее вообще реформировать без денег). Но то, что она действительно реформируется, считают, например, Дональд Рамсфельд и Джордж Робертсон. Последний далеко не каждого военного министра из стран НАТО величает «мой друг», как Александра Ивановича.
Для гаранта Конституции приход на должность военного министра «чистого» политика определенно станет головной болью. Даже если этот политик будет из пропрезидентского стана. С одной стороны, у Верховного главнокомандующего появится хороший повод продемонстрировать Западу еще один штрих оборонной реформы — появление гражданского министра обороны. С другой стороны, в военных кругах опасаются, что для ослабленной украинской армии смена железной вертикали на демократию может оказаться небезопасной. Именно поэтому первой версией может стать отсутствие кадровых изменений тотчас. Тем более что Кузьмук, поговаривают, уже давно готовился к административной реформе в системе управления. Для этого «вырастили» и новую адекватную, с точки зрения руководства, фигуру – Владимира Шкидченко, ставшего в этом году генералом армии. Планировалось также, что в самое ближайшее время произойдет «разделение труда» — Генштаб займется делами военными, а собственно Министерство обороны – политикой.
Другие версии
И все же, если официальные выводы комиссии подтвердят ракетную версию (а все идет к этому), главе державы придется поискать новую кандидатуру для «оборонного» кресла, а заодно и равноценную должность для А.Кузьмука. Последнее будет особенно трудно, и скорее всего, именно поэтому Л.Кучма и не принял отставки генерала сразу. В случае такого развития событий практически все наблюдатели за украинскими политическими реалиями сходятся на том, что следующий министр будет гражданским лицом.
Владимир Горбулин. Несмотря на нынешнюю удаленность от «первого», Владимир Павлович является очень реальной кандидатурой. Для этого есть несколько причин. Во-первых, самой главной проблемой гражданского министра будет создание гражданского министерства. Именно его отсутствие предопределило неудачу первого гражданского министра Валерия Шмарова в борьбе с генералитетом. В этом смысле у нынешнего главы Госкомиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса В.Горбулина неоспоримые преимущества перед другими кандидатами – у него есть профессиональные кадры, вместе с которыми он может прийти в военное ведомство. Во-вторых, у В.Горбулина имеется веская причина согласиться на такое предложение – он не доволен нынешним положением и даже подумывает о «чистой» политике, сулящей более чем сомнительные успехи. Наконец, приход на такую должность В.Горбулина обеспечит относительное ослабление напряженности между армией и оборонно-промышленным комплексом, когда ключевым станет вопрос о перевооружении.
Борис Андресюк. Несмотря на то что многие военные имеют серьезные сомнения в адекватности Б.Андресюка этой должности и заметили ряд противоречий в заявлениях главы парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны, шансы стать главой военного ведомства у него есть. В кулуарах парламента такие идеи уже озвучивались, и даже не один раз. Отчасти усиливают эту версию партийная принадлежность Бориса Павловича и его очевидное желание испробовать себя в такой роли. Слабым звеном в этой версии может оказаться нежелание главы державы отдать должность главного силовика на откуп политическим группировкам. Тем более что гарант, безусловно, знает о том обилии проблем, какие сегодня имеют государства, где приходящие к власти политические силы то и дело меняют силовиков.
Константин Грищенко. Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в США – карьерный дипломат. Однако вся дипломатическая деятельность Константина Ивановича так или иначе была связана с военно-политическими и военно-техническими вопросами, непосредственная причастность к процессу ядерного разоружения Украины, множественные переговоры по проблеме фланговых ограничений и присоединения Украины к РКРТ, ведущая роль в эпопее раздела и базирования Черноморского флота. Это лишь неполный перечень проблем, которыми занимался Грищенко. В свое время вопрос о его назначении Гражданским первым замом Министерства обороны был весьма актуален. Однако Константин Иванович занял адекватную должность в МИДе. Помимо знакомства с армейскими проблемами Грищенко имеет дополнительные плюсы. Его абсолютно адекватно воспринимают как в России, так и в Соединенных Штатах. Минусом Константина Грищенко является… нынешняя ситуация в мире. Вряд ли Украина сможет в сжатые сроки найти замену своему послу в стране, являющейся не только стратегическим партнером, но и лидером антитеррористической коалиции.
Анатолий Довгополый. Нынешний зампред Госкомиссии по вопросам ОПК обладает немалым опытом работы в оборонном ведомстве – в течение нескольких лет он был заместителем А.Кузьмука по вооружению. И даже считался в самом министерстве соперником министра. К этой кандидатуре могут обратиться в том случае, если нужна будет нейтральная фигура, сильная личность, которая, тем не менее, наверняка не будет ввязываться в политику. Анатолий Степанович явно легче переживет переходный период между военным и гражданским министерством, без чего, скорее всего, не обойтись. Но тут слабым звеном станет слишком большая удаленность А.Довгополого от Президента и слишком высокий потенциальный уровень его самостоятельности.
Серая мышка. Наиболее же вероятный вариант — появление в качестве руководителя военного ведомства совершенно нового, сейчас почти неизвестного широкой публике человека, который будет при назначении оцениваться лишь по двум критериям: преданность и наличие сильной воли. А опыт политика, как мы уже убедились на примере А.Кузьмука, можно довольно быстро приобрести и по ходу дела. В Украине эта расхожая практика назначений уже хорошо прижилась и показала свои преимущества для назначающих.