Из источников в комитетах Верховной Рады в распоряжении «ЗН» оказались данные о суммах рефинансирования, полученных украинскими банками от НБУ. Как с этой информацией поступить? Да, принцип «деньги любят тишину» никто не отменял. Однако последние события вокруг национальной денежной единицы – гривни, в том числе связанные с предоставлением Нацбанком кредитов рефинансирования, наделали уже столько шума в обществе и вызвали столько подозрений в коррупционности, что прикрываться коммерческими и прочими банковскими тайнами становится уже верхом цинизма.
Как неоднократно заявлял президент Украины Виктор Ющенко, именно рефинансирование, выдававшееся НБУ для поддержания ликвидности отдельных банков и банковской системы в целом, стало одним из основных факторов курсовой лихорадки последних недель.
«Мы никогда не справимся со спросом на доллар, если мы не справимся с предложением гривни, — заявил президент еще 20 ноября. — В этой цифре (объемах предоставленного рефинансирования – Ред.) меня беспокоит одно: если эта ликвидность накачана Нацбанком, мы никогда не справимся и не выиграем ту ситуацию, которая у нас есть на валютном рынке».
На прошлой неделе глава государства снова вернулся к валютно-банковской теме: «Падение гривни на 0,5% или 1% за одни торги приносит учреждениям, работающим на этом рынке, приблизительно 500-700% годовых доходов. О каких вливаниях может идти речь?», — сказал он.
В первых числах декабря с.г. «ЗН» направило запрос руководству Нацбанка с просьбой предоставить информацию, чем обосновывалось выделение рефинансирования коммерческим банкам в тех случаях, когда оно не соответствовало стандартным процедурам банковского регулятора. Ответ мы так и не получили.
Как известно, за расследование деятельности НБУ высказался целый ряд народных депутатов. В частности, 4 декабря Анатолий Гриценко (НУ—НС) заявил, что «оценку действиям главы НБУ должны дать правоохранительные органы». В тот же день Николай Азаров (ПР) предложил расследовать деятельность НБУ в период кризиса (проект постановления №3442 от 04.12.2008 г.), а 7 декабря Анатолий Кинах (ПР) высказался за проверку деятельности НБУ Генеральной прокуратурой.
8 декабря с.г. народные депутаты Кирилл Куликов и Сергей Хоровский (НУ—НС), инициировали создание парламентской комиссии для расследования деятельности НБУ по использованию золотовалютных резервов и стабилизации курса гривни (проект постановления №3442-1).
Глава правительства Юлия Тимошенко выступила за заслушивание Верховной Радой отчета руководства Национального банка о ситуации в банковской сфере.В ходе состоявшейся 11 декабря встречи премьер-министра с банкирами она заявила о целесообразности «урегулировать на базе законов процедуры делающие прозрачным рефинансирование и функционирование валютного рынка».
Недовольство политикой Нацбанка вызвало целый ряд заявлений о необходимости отставки с поста его главы Владимира Стельмаха.
Еще в конце октября БЮТ заявлял о намерении поддержать отставку Стельмаха с должности главы НБУ в случае внесения на рассмотрение Рады такого предложения. 6 декабря за увольнение Владимира Семеновича с его поста высказалась УНП в лице ее лидера Юрия Костенко. Как заявил в интервью журналу «Профиль» депутат Сергей Гриневецкий, фракция Блока Литвина тоже выступает за смену руководства Национального банка. 10 декабря к этому хору голосов присоединился вице-спикер Николай Томенко.
Как известно, согласно Конституции Украины, Верховная Рада назначает и увольняет с должности председателя НБУ по представлению президента. 1 декабря 2008 года пресс-секретарь главы государства Ирина Ванникова заявила, что «если через несколько дней НБУ не улучшит ситуацию с курсом национальной валюты, то президент прибегнет к жестким кадровым решениям».
В то же время президент Ющенко на встрече с новоизбранным спикером парламента Владимиром Литвином выступил на защиту г-на Стельмаха, попросив председателя ВР уменьшить политизацию в парламенте деятельности Министерства финансов и Национального банка.
«Меня тревожит ситуация, что сегодня в парламенте допускается много политики вокруг Министерства финансов и Нацбанка... Атака на министра финансов и главу Нацбанка приведет к сползанию в глубокий кризис. Вы должны найти возможность сдерживать горячие заявления, чтобы это не стало бичеванием», — сказал Ющенко, после чего пункт о заслушивании отчета главы НБУ исчез из повестки дня заседания ВР 11 и 12 декабря.
Соглашаясь с неприемлемостью давления на Национальный банк по политическим мотивам, «ЗН» поддерживает идею о необходимости расследовать и дать объективную оценку обоснованности последних решений его руководства. Это, на наш взгляд, является ключевым условиеам для восстановления доверия не только к НБУ, но и всей банковской системе, государству и национальной денежной единице.
С просьбой прокомментировать обоснованность претензий в непрозрачности процедур рефинансирования мы обратились к главе совета НБУ Петру Порошенко, которого называют одним из наиболее вероятных претендентов на должность председателя правления Нацбанка.
Г-н Порошенко сообщил «ЗН», что на последнем заседании совета НБУ ряд его членов поставили этот вопрос в повестку дня с тем, чтобы получить информацию по двум пунктам. Первый — критерии предоставления рефинансирования Нацбанком (кому, на каких основаниях, в каком объеме и насколько при этом был соблюден принцип равного доступа для участников рынка). Второй — принципы доступа участников рынка при проведении валютных интервенций Национального банка. «Мы официально обратились к правлению НБУ по поводу предоставления этой информации, прошло уже три недели, но никакой информации мы пока не получили. А при ее отсутствии мне сложно давать какие-либо комментарии по поводу прозрачности процедуры предоставления», — сказал г-н Порошенко.
«Также мне хотелось бы высказать свое частное мнение, поскольку решения совета на этот счет нет, — добавил он. — В практике целого ряда ведущих центробанков мира, включая Европейский центральный банк и ФРС США, подобная информация является абсолютно открытой, и весь мир знает, если тот или иной банк обратился за рефинансированием к денежно-кредитным властям. Являясь открытой, эта информация не считается достаточно серьезной угрозой для репутации банков, чтобы скрывать ее от других участников рынка и вкладчиков, поскольку банки обращаются за рефинансированием не только в случае необходимости финансового оздоровления, но и в тех случаях, когда у них появляются разрывы ликвидности».
«ЗН» решило поспособствовать установлению в Украине лучших мировых практик. Мы уверены: украинское общество имеет право знать, кто именно стал реципиентом денег, ставших одним из факторов недавней курсовой нестабильности.
Вряд ли есть смысл лишний раз объяснять, как полуторакратная девальвация национальной валюты отразилась уже и как отразится еще (через инфляционные процессы) на кошельках и благосостоянии простых украинских граждан. Ни для кого не секрет, какое огромное значение имеют сейчас ресурсы НБУ для выживания отдельных банков и всей банковской системы. Так почему решения об их предоставлении должны приниматься в тесном и узком кругу, а отдельные участники рынка получать преференции на никому не известных основаниях?
На наш взгляд, главное зло закрытости подобных решений состоит даже не в их потенциальной коррупционной составляющей. Куда больший вред обществу приносит тотальное недоверие украинцев к государству в лице Национального банка, всей банковской системе и национальной денежной единице, изо дня в день убивая финансовую систему и экономику в целом.