В Москве всегда с неохотой шли на переговоры по договорно-правовому оформлению украинско-российской государственной границы. И даже когда граница была расчерчена на карте, российская дипломатия всячески оттягивала начало демаркации, сознательно путая пограничные знаки с инженерными сооружениями. "Мы не позволим установить проволоку и забор между нашими народами", - кричал в свое время покрасневший от гнева и возмущения Виктор Черномырдин автору этих строк, отвечая на вопрос о начале демаркации границы между Украиной и Россией.
Со временем Москва все же решила начать процесс демаркации, т.е. проведения линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Но что будет после аннексии Россией украинского Крыма? Как Киев и Москва будут далее решать проблему границы? Да и будут ли? Загадывать что-то сейчас сложно. Но представитель Украины по вопросам договорно-правового оформления государственной границы, посол по особым поручениям Леонид ОСАВОЛЮК все же надеется, что переговоры будут продолжены.
- Леонид Васильевич, Украина и Россия фактически находятся в состоянии войны. Как в этой ситуации Киев и Москва будут демаркировать сухопутный участок украинско-российской границы и разграничивать свои водные пространства? Или решение этих вопросов откладывается до лучших времен?
- Безусловно, аннексия и оккупация Россией части украинской территории накладывают свой отпечаток на процесс договорно-правового оформления украинско-российской государственной границы. Но мы будем пытаться и далее выполнять запланированные на 2014 г. работы. Сложно спрогнозировать позицию России. Не знаю, когда россияне согласятся сесть за стол переговоров. Но, думаю, что у них нет оснований для блокирования демаркационных работ.
Мы всегдаисходили из того, что отсутствие надлежащим образом оформленных государственных границ несет потенциальную угрозу территориальной целостности нашего государства. Поэтому с первых дней своей независимости Украина настаивала на немедленном проведении делимитации и демаркации границы с РФ. В ответ мы часто слышали, что Россия "не понимает, о чем идет речь".
Тем не менее, в 1996 г. мы начали переговоры по разграничению Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива, а в 1998 г. приступили к делимитации сухопутного участка границы. Подписав в 2003 г. Договор об украинско-российской государственной границе, Украина, руководствуясь нормами международного права, предложила России приступить к ее демаркации. Семь лет ушло на уговоры. Только в 2010 г. была сформирована совместная украинско-российская демаркационная комиссия.
Хочу отметить, что делимитация и демаркация сухопутного участка украинско-российской государственной границы - это, возможно, единственная сфера двусторонних отношений, где Украина сумела жестко отстоять свои интересы и не уступила ни пяди своей территории.
К сожалению, подобного не могу сказать о переговорах по разграничению Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива. Начиная с 2010 г. были сданы все завоеванные нами ранее позиции.
- Кем? И какие именно?
- Не буду вдаваться в детали. Главное - были забыты интересы Украины.
Идя на поводу у российской стороны, власть и ответственные за переговоры по делимитации Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива перестали строить свою позицию на основном принципе международного морского права при разграничении морских акваторий - на принципе срединной линии. Именно о таком циничном игнорировании международного права всегда мечтали российские переговорщики.
Слава Богу, эту капитулянтскую позицию не успели закрепить в юридически обязательном двустороннем договоре. Теперь придется искать новые пути по защите интересов нашего государства.
- Переговоры по делимитации Керченского пролива, Азовского и Черного морей еще в повестке дня? Сергей Лавров заявил, что после присоединения Крыма к РФ Керченский пролив уже не может являться предметом переговоров…
- Прогнозировать что-то сложно. Но думаю, что вопрос разграничения морских акваторий все же не закрыт, и нам удастся еще побороться.
- Но каким образом, если в Москве даже не собираются обсуждать эти вопросы?
- Нужно, опять же,руководствоваться нормами международного морского права, являющимися ахиллесовой пятой для наших партнеров: конвенция ООН по морскому праву позволяет каждому государству самостоятельно устанавливать ширину своего территориального моря в 12 морских миль. А в Верховной Раде с 2003 г. лежит принятый в первом чтении проект закона "О внутренних водах, территориальном море и прилегающей зоне Украины". Его принятие было заблокировано, но сейчас еще не поздно к нему вернуться.
Для Украины важно принятие этого закона. Кроме всего прочего, он не позволит разграбить полезные ископаемые на украинском континентальном шельфе в Азовском и Черном морях. Иностранные компании, занимающиеся добычей нефти и газа, никогда не будут разрабатывать месторождения, расположенные в акватории, имеющей спорный титул.
Еще один путь - международные суды, всегда принимающие правовые решения по спорным территориям. У нас, кстати, уже есть удачный опыт рассмотрения подобного спора в Международном суде ООН в Гааге.
- Как далее будет проходить демаркация сухопутного участка украинско-российской границы?
- Совместная украинско-российская демаркационная комиссия отработала все необходимые нормативно-правовые документы для обозначениягосударственной границы на местности. В 2012 г. был установлен первый пограничный знак, и начаты полевые демаркационные работы на местности. Сделано многое.
Совместной комиссией утверждены места установки пограничных знаков в пределах Сумской и Черниговской областей. При этом была достигнута договоренность о том, что каждая сторона устанавливает свои пограничные знаки самостоятельно. В ближайшее время мы отправим рабочие группы по установке пограничных знаков в зоне нашей ответственности. Даже при самых неблагоприятных обстоятельствах у нас хватит работы до конца 2014 г.
Хотел бы подчеркнуть, что эта работа - в рамках договоренностей, достигнутых совместной украинско-российской демаркационной комиссией.
Сейчас у нас пауза в переговорном процессе. Но мы будем настойчиво предлагать российским партнерам продолжить его. Надеюсь, что и российская сторона начнет работы по установке пограничных знаков в своей зоне ответственности, и мы сможем продолжить эту работу на участках Харьковской, Луганской и Донецкой областей.
- Если российская сторона не захочет далее проводить работу по установлению пограничных знаков, Киев пойдет на односторонние действия? В мировой истории есть прецеденты…
- Мне бы не хотелось говорить об односторонних действиях. Мы все же предпочитаем совместную работу…
- Как идет демаркация, когда линия границы проходит через населенные пункты? Посол РФ в Украине Михаил Зурабов в свое время предложил узнать у жителей пограничных населенных пунктов, хотят ли они жить в Украине или России, а уже только после этого вкапывать пограничные столбы…
- Линия государственной границы не проходит через населенные пункты, дома и огороды. Она может проходить между населенными пунктами Украины и Российской Федерации. Есть случаи, когда российский населенный пункт расположен с одной стороны дороги, а украинский - с другой. Например, в Луганской области Меловое так соседствует с российским поселком Чертково.
Здесь есть нюанс: линия границы проходит по дороге, которой пользуются обе стороны. В этом случае нужно разумно решать проблему, учитывая интересы жителей этих населенных пунктов и людей, проживающих поблизости. Ведь ничто не мешает подготовить локальное двустороннее соглашение, по которому этой дорогой будут пользоваться жители этих двух населенных пунктов.
Есть и другие вопросы. Например, дети одного населенного пункта ходят в школу другого. Так сложилось исторически. Но для этого существуют местные пункты пропуска. Понятно, что бесконтрольно никто не может ходить через границу. И это не только наша позиция, но и российской стороны. Но можно установить такой режим, когда ни дети, идущие в школу, ни жители, посещающие магазины, неудобств не почувствуют.
Есть случаи, когда железная дорога несколько раз пересекает границу. Но это не может служить основанием для изменения прохождения линии государственной границы.
При наличии политической воли и добрососедских отношений можно урегулировать все проблемные вопросы на границе. Если же этого нет, тогда и возникают всяческие беды.
- Сейчас украинские пограничники охраняют административную границу Херсонской области и Крымской автономии. Какой будет ее статус?
- Жизнь заставила охранять этот рубеж, поэтому там временно находятся наши пограничники… Но он никогда не станет линией украинско-российской государственной границы. Это административная граница между двумя административными единицами одного государства - Украины.
- Наша страна завершает демаркацию своей границы с Молдовой. На начало 2014 г. осталось обозначить на местности около 15 км границы. Киев и Кишинев управятся до конца года?
- На минувшей неделе мы провели очередное заседание украинско-молдавской демаркационной комиссии и договорились активизировать демаркационные работы с тем, чтобы в этом году их завершить и подписать Договор о режиме украинско-молдавской государственной границы. Остались несколько километров на приднестровском участке украинско-молдавской границы. Мы договорились, что с первого апреля высылаем рабочие группы по проведению полевых демаркационных работ на этом участке.
Кроме того, остались проблемы с демаркацией в районах Днестровского гидроузла и порта Джурджулешты.
- Почему же не прошел подготовленный ранее пакет договоренностей по демаркации в районах Днестровской ГЭС-2 и порта Джурджулешты?
- Можно давать разную оценку тем, кто принимал решение относительно делимитации границы в районе Джурджулешты, но договор о госгранице подписан. В соответствии с ним, Молдова имеет 430 м береговой линии р. Дунай. И мы ведем работу относительно обозначения этого участка. Там осталось установить два пограничных знака. Но это произойдет после того, как будет решена проблема демаркации границы в районе Днестровской ГЭС-2.
Там проблема простая: необходимо сначала признать наши правасобственности на часть Днестровской ГЭС-2, находящейся на правом берегу Днестра. Иными словами, это взаимосвязанные участки, решение проблем которых не может быть оторванными друг от друга. К сожалению, сегодня эти вопросы остаются нерешенными. Но мы будем делать все, чтобы они не стали преградой на пути завершения демаркации украинско-молдавского участка границы.
Надеюсь, что нам удастся решить все эти проблемные вопросы и завершить демаркацию до конца текущего года.
- После того, как будут установлены все пограничные знаки, договорно-правовое оформление границы будет завершено?
- Нет. Параллельно с завершением демаркации границы, мы заканчиваем работу по согласованию проекта Договора между Украиной и Молдовой о режиме госграницы. Это достаточно объемный документ, в котором расписано все, что касается порядка сотрудничества на границе, начиная от порядка ухода за пограничными знаками и заканчивая рыбалкой на совместных пограничных водах.
Рассчитываем, что этот договор будет подписан вместе с демаркационными документами. Только после этого завершится договорно-правовое оформление украинско-молдавского участка границы.
- Договоры о режиме госграницы с Россией и Беларусью готовятся?
- Еще нет. Эти договоры будут подписаны после завершения демаркации совместной государственной границы. А это произойдет еще не скоро.
- Денег хватает на проведение демаркационных работ? Сколько предусмотрено в бюджете на 2014-й?
- Процесс демаркации - недешевый. Но он не является непосильной ношей для государства. Например, на 2014 г. запланировано выделить около 15 млн грн на работы по демаркации границы с Россией, Молдовой и Беларусью. Не могу сказать, что нас удовлетворяет отношение всех должностных лиц к демаркации государственной границы, но мы продолжаем бороться. Сегодня только враг Украины может экономить на этом.
Одновременно мы ведем активную работу с международными организациями, также заинтересованными в проведении демаркации границы Украины с соседними государствами. Например, с помощью ОБСЕ заканчиваются исследования линии украинско-белорусской госграницы в Чернобыльской зоне. Это очень объемный и затратный участок работы.
- А в рамках Восточного партнерства деньги выделяются на обустройство границы? Когда белорусская сторона соглашалась на обмен ратификационными грамотами по Договору о границе между Украиной и Беларусью, речь шла о выделении средств в рамках этой инициативы.
- В завершении процесса демаркации границы с Беларусью, Молдовой и Россией заинтересована не только Украина, но и Европа в целом, поскольку это один из серьезных аспектов в борьбе с нелегальной миграцией, торговлей людьми, оружием и т.д. Поэтому мы рассчитываем на помощь европейских структур.
Украина совместно с Республикой Беларусь обратились к Европейскому Союзу с просьбой выделить в рамках Восточного партнерства средства на обустройство границы. Пока не ясно, каким будет решение Евросоюза. Но даже если такая помощь придет не скоро, мы будем самостоятельно решать свои проблемы. Уверен, что завершение договорно-правового оформления государственной границы Украины по всему ее периметру и далее будет одним из основных внешнеполитических приоритетов нашего государства.