Культура памяти

Поделиться
Вскоре после инаугурации четвертого президента Украины новоиспеченная украинская власть устроила странные гонки...

Вскоре после инаугурации четвертого президента Украины новоиспеченная украинская власть устроила странные гонки. Чиновники и политики разного калибра наперегонки бросают в жителей Украины заявления, предлагающие смело нестандартное видение страниц нашей истории. Быстренько пробежавшись по традиционно конфликтным давнишним темам и персонажам, участники забега понемногу переходят на личности из прошлого относительно неконфликтного и недавнего. Сравнительные рефлексии одного из министров по поводу судимостей Виктора Януковича и заключения Вячеслава Чорновила порождают подозрение в том, что борьба в разгаре и «продолжение следует».

Чего больше в этих размышлениях о прошлом — банального цинизма пещерной эпохи, осознанной провокации или «разухабистой» малограмотности — не столь важно. Значительно существеннее системный вопрос: как нам, гражданам Украины, имеющим неосторожность гордиться ее прошлым, реагировать на откровенные попытки власть имущих устроить скандал?

Умиляет стилистика предлагаемых общественности лучистых тезисов. Маленькие дети выясняют рамки разрешенного, протягивая руку к запрещенному предмету, и с улыбкой типа «хи-хи» одним глазом посматривают на родителей, проверяя «что будет». Наши же политики ни в чем себя не ограничивают и действуют с размахом. Их фестиваль «новой правды» — где-то посередине между мультипликационным «Праздником непослушания» и недетскими «Особенностями национальной охоты». С прочтением болезненной истории они обращаются как обезьяна с гранатой.

Почему бы не считать Януковича жертвой политических репрессий, а Чорновила — преступником, отбывавшим наказание по уголовной статье? Славно. Почему бы не считать массовую депортацию восхитительной возможностью посмотреть мир за счет государства, а Холодный Яр — логовом бандформирований, натравленных «мировым закулисьем»?

Однако вся эта история с плясками на могилах имеет свои скрытые системные позитивы. Потому что может дать нам шанс реабилитировать непростое словосочетание «гражданское общество», стать точкой отсчета нового, давно ожидаемого современного осознания «украинскости».

Власть бросает нам — гражданам — вызовы, которые могут и должны заставить нас извлечь из себя человеческую мудрость, которую не могут и не хотят демонстрировать люди, стоящие у руля этого государства.

Можем «рвануть на себе рубаху» и поддаться на провокацию. Или же нет. И это неправда, что единственно возможной альтернативой является «моя-хата-скрайнее» ничегонеделание. На своем блоге мудрый Мирослав Маринович пишет: «...альтернативой гайдамацкому бунтарству является не покорное молчание малоросса или гомо советикуса, а (1) восстановление мышц гражданского общества и (2) создание альтернативной концепции Украинского государства. …важная предпосылка: действовать прямо противоположно тому, чего хочет или к чему подталкивает нас власть. От нас ждут слепого агрессивного бунтарства? Давайте создадим атмосферу светлого креативного сопротивления, на фоне которого любая провокация будет выглядеть искусственной. Нас стремятся «развести» рефлекторным реагированием на ежедневные антиукраинские акции власти? Заметим, что в этом случае инициатива всегда будет в руках врагов. Поэтому давайте перейдем в контрнаступление как можно более широким утверждением украинства, которое мы очевидно забросили за последние годы. Против нас настраивают Восток Украины и национальные меньшинства? Давайте докажем, что братание на Майдане не было случайностью, что человеколюбие и является настоящим лицом современной Украины»...

Яркий пример светлого креатива и гражданского общества в акции подарили поляки. Пишущему эти строки посчастливилось быть в Варшаве 9 мая нынешнего года. За несколько недель до того, используя социальную сеть Facebook, группа молодых политически незаангажированных поляков предложила акцию «флешмоб». В знак благодарности за человеческое сочувствие простых россиян к трагедии в Смоленске они призывали 9 мая прийти на кладбище-мемориал советских воинов в Варшаве и зажечь свечу-лампаду на могилах солдат. Вирусная информационная динамика сделала свое, вскоре акцию поддержали знаковые для общества фигуры — режиссер Анджей Вайда, поэтесса, нобелевский лауреат Вислава Шимборская и многие другие. На полосах газет шла дискуссия, разделились мнения политиков.

А уже вечером 9 мая кладбище озарили тысячи лампад, принесенных простыми варшавянами. Невероятное и незабываемое зрелище. К двум шокированным коллегам — московским журналистам, с которыми мы прибыли туда, подошел дедушка. «Вы из России?» — по-русски спросил он. «Мы, простые поляки, всегда будем признательны простым русским солдатам, что бы ни говорили и ни делали наши правительства. Моя жена, которой уже нет, всегда говорила, что наши народы должны уважать и любить друг друга, что бы ни случилось». Когда ошеломленные всем увиденным и услышанным москвичи начали приходить в себя, дед после паузы окончательно «снял им крышу». «Она знала, — говорит он. — Она родилась в Сибири. Ее родителей туда русские вывезли...». «Мои» россияне больше не скрывали слез. «Поляки преподнесли нам урок. Мы ведь понимаем, что они ничего не забыли и многого не простили...»

Позже в тот вечер вспомнили День Победы еще раз. Теперь уже без разговоров о танках, парадах и салютах. С рюмками в руках, стоя и не чокаясь. Поминая простых солдат, не вернувшихся со страшной войны. Как поминают во Львове тех, кто не вернулся из схронов УПА. Как поминают в Севастополе тех, кто не вернулся из моря. Как поминают в Донецке тех, кто не вернулся из шахт. «У поляков есть культура памяти» — ответил эсэмэской на этот рассказ одного из журналистов председатель московского «Мемориала». Ни один польский политик в тот день не счел для себя возможным любым способом на этой акции «пиариться», ни один вандал — развлекаться.

Культура памяти может быть высокоактивным вирусом, если дать ему толчок.

Наш ответ власти — память. Согласно Мариновичу: светлая, креативная, человеколюбивая память современных украинцев. По иронии судьбы, власть может нам здесь даже пригодиться. Если так пойдет и дальше, то она может служить своеобразным путеводителем «от обратного» — кому и чему надо отдавать дань памяти особенно и в первую очередь, несмотря на то, какие предостережения у нас эти лица или события вызывали или вызывают. Как в культовом диалоге в рязановском «Служебном романе» — «Как вам сапоги? — Очень вызывающие, я бы такие не надела. — Значит, хорошие сапоги, надо брать».

Не очень приятно осознавать, что во главе государства — люди, которые временами не в состоянии сложить «два и два». Слова о Чорновиле — личное оскорбление его семье и близким. Представьте себе, что это для их автора не имеет значения. Но должно было бы иметь значение то, что «ближе к телу». Вполне вероятно, что если бы Чорновил и его поколение не «зарабатывали» себе своей деятельностью на «уголовную статью», то президент и его министр сейчас могли быть кем угодно, но только не президентом и министром суверенного государства со столицей в городе-герое Киеве. Ведь не самые плохие должности, хотя бы из соображений технологической благодарности можно было бы с уважением отнестись.

А значит культура памяти — это наше дело. Никто ее нам не привьет и не подарит. Но никто и не отберет.

Министру — персональное спасибо. Потому что в выходные пойду на Байковое и зажгу свечу на могиле Чорновила...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме