О модернизации парка украинских истребителей МиГ-29 говорят давно: отсчет времени «апгрэйдингу» самого известного советского боевого самолета принято вести с 1999 г., когда руководство военного ведомства объявило о начале работ. Нет смысла рассматривать причины того, почему к началу 2006 г. модернизация так и не перешла в практическую фазу, и к настоящему моменту ни один истребитель украинской армии ничем не отличается от воздушных машин СССР конца 80-х годов прошлого века.
Как ни странно, новая вспышка внимания к истребительной авиации произошла не на фоне сближения с РФ, на территории которой остались разработчики самолета, а на фоне политического и экономического противостояния. Так, на прошлой неделе министр обороны Украины Анатолий Гриценко сообщил, что военное ведомство планирует объявить тендер относительно модернизации воздушных машин этого типа. А в презентованной общественности в тот же день Белой книге указано, что с текущего года открыты опытно-конструкторские работы по модернизации самолетов МиГ-29 и Су-25, а также в течение года будет завершена разработка новой управляемой авиаракеты «воздух-воздух». Другими словами, процесс открытия внутреннего рынка военной продукции сдвинулся с места, и для российских КБ и предприятий потерять его было бы как минимум недальновидно. Независимо от того, какими темпами Украина движется в НАТО.
«Облик» украинского истребителя
В настоящее время, по информации А.Гриценко, проходят консультации относительно вариантов модернизации с экспертами России, Беларуси, Израиля и Великобритании. Министр обороны заявил, что основными критериями для победителя станут эффективность модернизированного самолета и его стоимость, а также возможность проведения подавляющего количества работ на украинских предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Модернизация МиГ-29 наряду со второй жизнью ЗРС С-300 и ЗРК «Бук» определяется военными экспертами как наиболее верный подход к обеспечению обороноспособности государства на нынешнем этапе. С оговоркой, что Украина все-таки становится членом НАТО, а ее авиация будет играть лишь вспомогательную роль в коалиционных операциях альянса. Тогда критерий эффективность-качество будет действовать как минимум еще 10-15 лет (к примеру, ресурс наиболее новых МиГ-29 украинских ВСУ истекает через 8 лет).
Если говорить откровенно, российская версия модернизации для Украины наиболее приемлема. При условии, что российская сторона согласится на реэкспорт Украиной своих самолетов. И второе — если Россия выставит привлекательную для Украины цену. В ином случае смысл модернизации становится сомнительным по финансовым соображениям: из двух сотен истребителей Киеву для собственных нужд к 2011 г. понадобится только 78 воздушных машин; идеальная роль остальных самолетов может заключаться в том, чтобы продажей заработать на вторую жизнь боевому составу Воздушных сил. Именно такой подход делал достаточно дорогостоящую модернизацию для Украины возможной. Поскольку выделить на каждую воздушную машину в 5—8 млн. долл., да еще не менее 17 млн. долл. — за лицензию (такие цифры раньше называли представители РФ) государство не в состоянии. И, кроме того, такой подход позволяет начать работы тотчас после определения техзадания, а не после появления в госбюджете соответствующей строки, то есть не ранее, чем в 2007-м, а то и в 2008 году.
Но российская версия приемлема не сама по себе, а потому что является лучшим из худших вариантов и призвана решить сразу несколько задач. Причем, не исключено, что политическая составляющая важнее военной. Потому что лишь модернизация с Россией является формально легитимной. То есть такой, которая не будет названа «пиратскими» работами. Для самой Украины «пиратские» работы не проблема, но реализовать на рынке «пиратские копии» будет куда сложнее, чем самолеты, модернизированные совместно с Россией. Проведение же так называемой «малой», или сокращенной версии, возможно, но не решает проблемы усиления военно-воздушной мощи армии. Хотя она имеет право на жизнь как промежуточный вариант — при четком решении, скажем, приобрести американские F-16, европейские Eurofighter или шведские Gripen. Это тоже путь, причем далеко не худший. Просто он более дорогой и несет за собой окончательный и бесповоротный развод с Россией со всеми вытекающими последствиями, далеко выходящими за рамки военно-технической тематики. Наконец, модернизация с израильскими или западными фирмами станет реальной в том случае, если иностранный подрядчик сумеет договориться с разработчиком о внедрении в машину своих узлов. Другими словами, модернизацию будет сопровождать РСК «МиГ», только средств на это уйдет больше, чем при прямых контактах. Эксперты, впрочем, соглашаются, что любопытной версией является совместная работа с израильскими фирмами при условии, что кроме авионики, Израиль обеспечит модернизацию бортового радара к авиационным ракетам, которые разрабатывает Украина. Это также весьма затратный путь, но он оправдан, если Украина будет думать не только о развитии армии, но и сохранении отечественного ОПК.
Особенности российского проекта
Не стоит думать, что Россия с готовностью будет развивать воздушную компоненту украинской армии. Ее политика будет умещаться приблизительно в такую формулу «Не потерять рынок Украины, дав как можно меньше в технологическом отношении и при этом прилично заработать». Поэтому, несмотря на появившееся желание взаимодействовать с украинской стороной в вопросах модернизации парка самолетов МиГ-29, российский проект имеет ряд узких мест.
Кроме упомянутого реэкспорта совместно модернизированных истребителей в целом или отдельных узлов, интегрированных в украинский МиГ-29, РФ навязывает комплексное решение по модернизации. Ее технический аспект заключается в готовности РФ передавать Украине лишь устаревающие технологии (это, впрочем, характерно и для западных производителей), что заметно сузит экспортные возможности Украины. Позиция российской стороны четко просматривается на двух ключевых направлениях модернизации самолета МиГ-29: усовершенствовании бортового радара и бортового вооружения. При том, что российская сторона фактически не может предложить Украине современную авионику для истребителя.
Модернизация бортовой радиолокационной системы — БРЛС является одним из наиболее проблемных решений для Украины, которое до сих пор не принято. Ныне российская корпорация «Фазотрон НИИР» подтверждает готовность передать Хмельницкому заводу «Новатор» производство новой бортовой радиолокационной станции «Жук-МЭ», являющейся лишь экспортной версией радара «Жук-М» и имеющей более низкие тактико-технические характеристики. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает в режиме «воздух-воздух» сопровождение 10 целей и одновременный обстрел четырех из них, а в режиме «воздух-поверхность» двух целей. Однако на самом деле передача производства через созданное для этой цели СП — ЗАО «Фазотрон-Украина-Новатор» предполагает лишь крупноузловую сборку радаров без передачи документации и ключевых технологий.
Россия недвусмысленно заявила, что никогда не согласится дать Украине канал управления ракетами, потому что это несет ей угрозу на рынке. То есть такой подход свидетельствует, что Украине предлагают ориентироваться на устаревшее бортовое вооружение и, имея на своей территории серийный завод по производству авиационных ракет «воздух-воздух», закупать новые ракеты с активной головкой самонаведения (причем, даже не Р-77, а экспортные РВВ-АЕ) в России. Такая ситуация сразу делает бессмысленной и бесперспективной работу украинских разработчиков по созданию новой авиационной ракеты с активной головкой самонаведения.
Естественно, украинской стороне стоит учесть, что комплектация самолетов МиГ-29 радарами Н-010 «Жук-МЭ», по сути, устаревшая модернизация, поскольку этот радар является щелевой антенной решеткой с механическим сканированием луча. Для Украины было бы предпочтительнее установить на истребителях более новый радар Н-011 «Барс», в котором используется фазированная антенная решетка с электронным сканированием луча и который устанавливается на самолеты Су-30МКИ, собирающиеся для индийских ВВС. Кстати, индийская сторона также настаивает, чтобы самолеты МиГ-29К, которые будут поставлены для комплектации авианосца «Адмирал Горшков», были оснащены новыми БРЛС «Барс». Среди преимуществ перед аналогами (американской станции AN/APG-77, предназначенной для истребителя пятого поколения F/А-22А), возможность подсчитать количество лопаток в компрессоре двигателя обнаруженного летательного аппарата и по этому признаку определить конкретный тип силовой установки и, следовательно, тип самого самолета противника. В течение секунды «Барс» способен «составить портрет» пяти самолетов противника. Кроме того, при помощи «Барса» можно одновременно сопровождать наземные и воздушные цели, что придает самолету характеристики многофункционального. Кроме индийских
Су-30МКИ, эта БРЛС установлена на борт малазийского самолета Су-30МКМ.
Совместная работа Украины с РФ не предусматривает модернизации и авиационного вооружения, оставляя Украине альтернативу вооружать свои модернизированные воздушные машины старыми ракетами Р-27 или закупать в РФ ракеты РВВ-АЕ. Правда, одна лазейка есть. Речь идет о возможности совместить украинскую серийную ракету Р-27 с российской активной головкой самонаведения, которая установлена на ракетах Р-77 и экспортной РВВ-АЕ. Изюминка проекта в том, в последние годы СССР активная головка самонаведения создавалась именно под ракету
Р-27, серийно выпускаемую в Киеве. Реализация проекта позволила бы создать одну из самых лучших в мире ракет по дальности (она увеличилась бы до 110 км при том, что ныне она составляет на Р-27 и Р-77 — 60-70 км и
80 км соответственно) и одну из самых дешевых ракет (поскольку серийное производство Р-27 уже отработано в Украине).
В поисках алгоритма
Для Украины, которая будет сталкиваться с растущим давлением РФ в сфере модернизации вооружений и военной техники, идеальным был бы польский подход к решению проблемы: поляки потратят только в текущем году на закупку нового вооружения $ 1,16 млрд. и, среди прочего, закупят 8 истребителей F-16, сверх 48, заказанных ранее у Lockheed Martin.
Но ключевой цифрой в исходных данных является «0». Украина в 2006 г. не имеет запланированных ресурсов для модернизации МиГ-29 или закупки других самолетов. Не имеет и соответствующей защищенной Госпрограммы. В таких условиях проект модернизации парка МиГ-29 мог бы рассматриваться как переходный этап перед принятием глобального решения по авиационным комплексам и средствам ПВО. Он будет иметь смысл при выполнении РФ нескольких условий.
Во-первых, реэкспорта. Российская сторона в лице РСК «МиГ» фактически готова принять условия Украины. Заявив о заинтересованности в подменном фонде истребителей МиГ-29. Выполнение заказов на модернизацию МиГ-29 для третьих стран предусматривает выведение из боевого состава ВС стран-заказчиков части самолетов, взамен которых необходимо поставить самолеты на временное боевое дежурство. Такой подход не противоречит стратегии продвижения на рынках новой техники РСК «МиГ». Модернизация же украинских МиГ-29 по российской версии с учетом встречной передачи нескольких десятков выведенных из боевого состава самолетов самой РСК «МиГ» в счет оплаты работ по конструкторскому сопровождению и установки новых систем в процессе модернизации была бы выгодна российской компании. Механизм реализации проекта для сторон понятен — путем создания совместного предприятия между государственными спецэкспортерами. Именно по такой схеме ныне создается ЗАО «Спецсервис» — для модернизации ЗРС С-300 и ЗРК «Бук». Ключевыми игроками в нем станут уполномоченный «Укрспецэкспортом» «Укроборонсервис» и российский ФГУП «Рособоронэкспорт». Идея «фикс» заключается в использовании оборотных средств этих компаний, а также в упрощении схем приобретения комплектующих и наконец, схем реализации «излишков» военной техники на рынках третьих стран.
Во-вторых, взаимные уступки в технологической сфере. К примеру, Украина соглашается на относительно новый радар «Жук-МЭ», Россия — на совмещение активной головки самонаведения с украинской ракетой Р-27. Тогда внешний облик воздушной машины может быть определен как МиГ-29СМ. Это, по всей видимости, вполне устроило бы стороны, а работы могли бы начаться в конце 2006-го — начале 2007 года.
Впрочем, российская версия — не панацея. Приемлемой могла бы стать любая из упомянутых версий. Даже белорусская — до уровня МиГ-29БМ, признанная легитимной РСК «МиГ».
Наконец, украинское военно-политическое руководство могло бы активизировать поиск партнеров под конкретные проекты в области модернизации боевой авиации с другим партнером. Например, и разработчики, и эксперты сходятся на том, что вполне возможно создание совместно с Пакистаном ракеты «воздух-воздух» с активной головкой самонаведения под модернизированный самолет «Мираж-2000» или пакистано-китайский истребитель JF-17. При этом речь шла бы не только о разработке ракеты, но и адаптации к нему радара западного производства. Говорят, Китай давно присматривается к такому проекту...
В любом случае, решение по модернизации как МиГ-29, так и средств ПВО, должно быть принято. И желательно — в этом году…