Мировое сообщество постепенно приближается к осознанию того, что энергетические ресурсы и технологии рано или поздно превратятся из рычагов политического влияния в инструменты взаимовыгодного международного сотрудничества. Таким образом, рациональное обращение с энергоресурсами на всех стадиях — от добычи до утилизации, их справедливое распределение, использование, сбережение и восстановление — уже сегодня становится общей целью развитых стран.
Вне этого процесса не имеет шансов на будущее ни одно, даже самое богатое государство, ни одна политическая или бизнес-группа.
По объективным законам развития нашей цивилизации, все страны, в соответствии с исторически сложившимися их функциями — поставщик, потребитель или транзитер, — заинтересованы и вместе с тем обязаны прилагать максимальные усилия для увеличения безопасности как на национальном, так и на международном уровнях.
Государства, принимающие на себя эти обязательства, в том числе и Украина, имеют законное и моральное право требовать такого подхода от своих партнеров и соседей. Конечно, в рамках норм международного права, этики и духа равноправных отношений.
Однако требовать еще не означает получать.
Выдвигать справедливые требования перед партнерами и добиваться желательного результата могут лишь самодостаточные государства, к которым не возникает вопросов относительно уровня национальной, в том числе и энергетической, безопасности и их ответственности за коллективную безопасность в регионе и мире.
Вписывается ли в эту систему координат Украина? И да, и нет.
С одной стороны, Украина на практике доказала свою политическую ответственность как важное транзитное государство на евроазиатском пространстве. С другой — наш минимально необходимый уровень национальной энергобезопасности все еще остается виртуальным. Это касается практически всех энергетических отраслей, в том числе нефтяной, газовой, ядерной.
Длительное время наше государство оставалось наедине со своими энергетическими проблемами. Отдельные, даже убежденные государственники-оптимисты иногда теряли веру в свои силы, когда осознавали глубину этих проблем. Нам приходилось, в частности, опровергать обвинения в неспособности обеспечить надежный транзит, отвоевывать право на стабильное снабжение энергетических ресурсов в страну, убеждать Европейский Союз в перспективности долгосрочного сотрудничества с Украиной.
Однако сегодня есть основания утверждать, что Украина овладела ситуацией.
В частности, 2007 год на фоне внеочередных парламентских выборов, эйфории по поводу Евро-2012, трагедий в угольной области и многих других приятных и печальных событий дал реальные надежды на повышение уровня энергобезопасности.
В украинской энергетической политике наконец наметилась тенденция, когда общенациональный интерес начал преобладать над корпоративными. На международном уровне утверждается осознание того, что «донор» и «реципиент» безопасности — понятия взаимодополняющие и неразрывные во времени и пространстве.
При активном участии Украины начат многосторонний переговорный процесс и сделаны конкретные последовательные шаги к переходу от модели «индивидуальной» к «коллективной ответственности» государств за гарантированное и надежное энергообеспечение Восточной, Центральной и Западной Европы безотносительно к их принадлежности к политическим или экономическим блокам и зонам влияния.
Так, в мае прошлого года во время Энергетического саммита в Кракове президенты Украины, Польши, Азербайджана, Грузии и Литвы с участием представителя Казахстана начали качественно новый формат международного сотрудничества в сфере транзита энергоносителей. Главным признаком Краковской инициативы стала синергия сотрудничества: объединение усилий на государственном, корпоративном и научном уровнях стран, которые действительно заинтересованы превратить современную энергетику в инструмент консолидации народов, а не их противостояния.
Уже в октябре 2007 г., в развитие Краковской инициативы, состоялся Вильнюсский саммит. К инициативе присоединились президенты Латвии и Румынии, представители Европейской комиссии, США и еще 10 стран, а также ведущие ученые и предприниматели. 22—23 мая 2008 года в развитие инициативы в Украине состоится третий саммит по вопросам энергетической безопасности. К участию в нем приглашаются главы государств и правительств, а также представители правительственных, деловых, финансовых и научных кругов, работающие в сфере современной и будущей энергетики.
Одним из ключевых вопросов повестки дня майского форума будет инициатива президента Украины относительно создания общего «Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства». Общее энерготранзитное пространство как неформальное открытое сообщество государств должно стать основой для установления качественно новой культуры энерготранзита на территории от Балтийского до Черного и Каспийского морей.
Главные цели этого взаимовыгодного политико-экономического проекта — повышение надежности и прозрачности энергоснабжения Европы, в том числе за счет обеспечения баланса интересов между транзитерами, потребителями и поставщиками энергоресурсов соответственно и в развитии положений и духа Европейской энергетической хартии.
Энерготранзитное сообщество должно на практике подтвердить ключевой принцип ответственности — гарантии взятых на себя обязательств относительно транзита энергоносителей, включая их неприкосновенность. Внедрение нового формата коллективной ответственности за транзит будет способствовать повышению безопасности и потребителей, и поставщиков, и транзитеров энергоносителей, в том числе и Украины.
Об эффективности и последовательности президентских инициатив свидетельствует также практический прогресс в реализации проекта нефтепровода Одесса—Броды—Полоцк—Гданьск. Именно в рамках Краковской инициативы достигнут главный результат 2007 года в этом вопросе — начат качественно новый этап практической реализации проекта.
Приятно отметить высокие темпы развития проекта в течение года. Во время упомянутого Вильнюсского саммита заключено рамочное соглашение между министерствами энергетики Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины и пятистороннее корпоративное соглашение о создании международного консорциума «Новая Сарматия». Эти документы создали правовую базу для завершения реализации проекта. На данном этапе «Новая Сарматия» готовит технико-экономическое обоснование всего проекта на основе рамочного бизнес-плана, разработанного при поддержке Европейской комиссии. Есть все основания рассчитывать, что до 2011 года новый нефтетранспортный коридор Одесса—Броды—Полоцк—Гданьск начнет работать.
Важным элементом в архитектуре национальной и региональной энергетической безопасности должен стать современный высокотехнологический комплекс для переработки каспийской нефти в Украине. Такая задача поставлена в указе президента Украины от 7 декабря 2007 года №1186. Его реализацию осуществляют государственные исполнительные органы под контролем и с участием главы государства как руководителя внешней политики Украины. В рамках реализации этого проекта мы готовы также обеспечить синергию международной кооперации. К сотрудничеству приглашаются ведущие технологические компании, финансовые институты и поставщики нефти.
Последовательная реализация этих инициатив — это практические действия, направленные на реальное повышение уровня национальной и региональной энергетической безопасности, то есть утверждение Украины как мощного игрока, сильного переговорщика на евразийском политическом пространстве. Игрока, способного выдвигать справедливые требования к партнерам и последовательно добиваться желаемого результата.