Контрольный урок. Математика боли

19 октября, 2007, 15:26 Распечатать
Выпуск № 39, 19 октября-26 октября 2007г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Днепропетровск вскрыл опасную аксиому. Контролируя каждый сантиметр начищенных до драгоценного ...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Днепропетровск вскрыл опасную аксиому. Контролируя каждый сантиметр начищенных до драгоценного блеска магистральных газопроводов, по которым текут миллиарды, боссы от газового бизнеса (будь они во власти, в оппозиции или за границей) и думать забыли о том, что происходит с паутиной старых распределительных сетей в городах, куда попадает мало их интересующий потребительский газ. С низкодолларовой калорийностью.

Однако им, пристрастным контролерам, больших поставок и больших денег, оказалось невдомек, что и ржавая задвижка ГРП на маленькой трубе низкого давления один раз в году может оказаться золотой. И тогда за нее вдруг тоже начинают платить миллионы. Как на аукционе. Кто больше? Олигарх, политик, бюджет?.. Страшная математика. Где номиналом купюр измеряется стоимость, что там уничтоженной взрывом квартиры, — жизни! Не озвучить эти цифры сегодня, значит, дать им возможность вырасти завтра.

В результате трагедии в Днепро­петровске без крыши над головой осталось 160 семей. 21 человек погиб. В том числе семеро детей. Три человека пока не найдены. Распоряжением Кабмина пострадавшим выделено 90 миллионов гривен. 10,5 мил­лиона (по 500 тыс. грн. за каждо­го погибшего) направит жертвам тра­гедии собственник «Днепрогаза» российский бизнесмен Вексельберг. О десяти миллионах помощи своего фонда заявил украинский олигарх Ринат Ахметов. Пожертвования БЮТа, чиновников (месячные зар­платы министров) и других известных в Украине людей потянут еще на пять миллионов. Всего примерно 115 миллионов гривен. Если разделить на 160, получается, по 700 тыс. на семью. Как при этом, простите за не совсем точный оборот, государство учтет интересы тех, у кого погибли близкие, никто не знает — такого механизма расчетов и подходов в Украине нет. Несмотря на то что мы уже пережили и сбитый российский самолет, и Скнилов (пострадавшие там отсуживают свои миллионы в Европейском суде). Однако сейчас — о другом.

Цена задвижки, которая, по предварительным данным следствия, не сработала на ГРП, — 10 тысяч гривен. Это, если не напрягаться и купить на рынке отечественную деталь. Такая же, но импортного производства, стоит в несколько раз дороже. Однако ставит ли этот факт под сомнение другую аксиому: своевременный контроль за состоянием узла ГРП и замена его неисправной детали могли сохранить 21 человеческую жизнь и сэкономить 115 миллионов. Во-первых, государства, которое осуществляет выплаты пострадавшим из бюджета за счет средств налогоплатель­щика (безусловно, мы обязаны помочь, но и спросить). Во-вторых, биз­неса, который мог бы вложить эти миллионы в техническое перевооружение сотен других таких ГРП. И здесь тоже свои вопросы. Если их объединить, то возникает всего один: так кто должен был заменить неисправную деталь, и если этого не случилось, указать на халатность и наказать виновного? До взрыва.

Ответа два. Осуществить проверку исправности узла и произвести необходимый ремонт или замену деталей должен был собственник — «Днепрогаз». Или любой другой обл- или горгаз на своем уровне, ведающий таким же взрывоопасным хозяйством в других населенных пунктах. Так предписывают ведомственные инструкции. Но проконтролировать собственника должно государство! Государство, продавшее частнику или разрешившее ему управлять предприятиями стратегической отрасли. Что имеем?

Собственник. В этой части материала мы вряд ли будем претендовать на глубокое исследование, однако сакцентируем внимание всего лишь на двух моментах. Министр ЖКХ Александр Попов, обсуждая с корреспондентом «ЗН» возможные причины аварии, по нашему мнению, озвучил главное: «Я не буду утверждать, но мне кажется, что за масштабностью и доходностью этой отрасли, связанной с магистральными газопроводами, проблемами цен на газ, объемами и поставками, направление, которое работает с населением, а это именно гор- и облгазы, осталось, мягко говоря, не у дел. Выпало из списка основных приоритетов. Мне лично были звонки некоторых руководителей областных и городских газовых предприятий, которые просили рассмотреть предложения о переподчинении их предприятий министерству ЖКХ». Что ж, в потребительской логике современного бизнеса вряд ли стоило сомневаться ранее. Однако в размахах алчности и безответственности отечественного, — не стоит сомневаться точно.

Вторым моментом, который, по нашему мнению, плавно вытекает из первого, является стремление, если можно так выразиться, второго эшелона газового бизнеса заработать свое. Даже на старых сетях и ржавых задвижках ГРП городского уровня. Беседуя со знающими людьми, которые годы крутились на кухне гор- и облгазов, мы пришли к важному и непопулярному выводу: низкая цена за потребительский газ провоцирует газовые хозяйства к тотальной экономии. «Низкий тариф за куб потребительского газа, которым все еще продолжают махать, как флагом, политики-популисты, ставит газовые хозяйства в такие условия, когда они просто физически не в состоянии качественно обслуживать свои сети, — говорит источник, пожелавший остаться неизвестным. — На чем экономят? Прежде всего на зарплате. И сокращение штата здесь первый инструмент. Вот почему, по предварительным данным, в «Днепрогазе» вместо положенных по штату 1200 работников числилось 700(!). Можно ли говорить в таком случае, о какой-то качественной проверке технического состояния ГРП и своевременном устранении неполадок?! Давайте не будем забывать также, что тот же г-н Вексельберг является собственником облгазов еще в двух областях Украины — Донецкой, Харьковской и в Кривом Роге. Я знаю эти хозяйства, а особенно Донецк. Там просто тихий ужас!».

Подтверждает непопулярную в народе мысль о заниженных тарифах на потребительский газ и то, что, по иронии судьбы, от взрыва в Днепропетровске пострадали жильцы дома, который по уровню платежей за газ не самый последний. По данным, которые удалось получить журналисту из Днепропетровска Вадиму Климентьеву в пресс-службе «Днепрогаза», задолженность жильцов дома по улице Мандриковской, 127, на момент аварии составляла 9 тысяч 342 гривни. К тому же министр ЖКХ наш довод о том, что, возможно, именно неплатежи за газ подталкивают отрасль к тотальной экономии, которая и оборачивается подобными трагедиями, также опроверг, заявив, что уровень проплат за потребительский газ в Украине составляет 95 (!) процентов. Получается, что таки прав наш анонимный источник, утверждая, что экономия, халатность и возможность трагедии отчасти заложены в неоправданно низкий тариф?

Государство. Его роль во всей этой истории на первый взгляд может показаться не определяющей. Но это только на первый взгляд. Потому как после даже не самого глубокого анализа цепочки государственного контроля за происходящим в отрасли, а вернее, его отсутствия, мы пришли к шокирующему открытию: государство до момента аварии было лишено каких-либо действенных рычагов возможного контроля в сфере, где используется бытовой газ. А теперь попробуем это пояснить.

Несмотря на то что газовая отрасль за время украинской независимости превратилась в некую отдельную бизнес-империю, в которую чужим лезть нельзя, она имеет слишком много точек соприкосновения с системой ЖКХ. В этой связи вывод первый: неоднократные публичные и непубличные намеки вице-премьера Рыбака, курирующего ЖКХ, а также представителей его службы о том, что «Днепропетровск — это не наш вопрос» — большое преувеличение. А точнее, преуменьшение координирующей роли как этой вертикали, так и самого государства. Комментируя на последнем брифинге причины аварии в Днепропетровске, г-н Рыбак, отметив безответственность бизнесменов, получивших то ли в собственность, то ли в управление газовые предприятия, а также уже упомянутые нами повальные сокращения работников, основной упор сделал все-таки на других вещах:

— Все, что касается правил ведения газового хозяйства или любого другого предприятия сферы ЖКХ, заложено в четкие и подробные ведомственные инструкции. Как эксплуатировать газовые сети? Как контролировать их исправность?.. Там все есть. Обязательность соблюдения инструкций — для всех. Как для государственного предприятия, так и собственника, который, например, как «Днепрогаз», владеет основным пакетом акций областной газовой компании. Почему инструкции не сработали? Для меня лично существует один ответ — человеческий фактор. Если в результате несоблюдения установленных правил на ГРП погибает главный инженер, как случилось в Полтаве, то о чем можно говорить? То есть людей, задействованных на этих объектах, прежде всего нужно обучить. Это, во-первых. А во-вторых, заставить их соблюдать инструкции. Это задача профильного министерства, а также НАК «Нафтогаз».

Уже в процессе последующего общения с журналистом «ЗН» Владимир Васильевич вспомнил о существовании Государственного комитета промышленной безопасности и охраны труда. Однако, отвечая на вопрос о роли и ответственности этого специального государственного органа в разбираемой нами истории, сказал буквально следующее: «Да, такой комитет есть. Мы, кстати, после ухода предыдущей команды власти его восстановили. Действительно, он осуществляет определенный контроль во всех отраслях. Однако, если говорить об ответственности за аварию, то повторяю: виноваты собственники, а не комитет, который просто физически не может охватить все промышленные объек­ты страны».

Конечно, в словах вице-премьера определенная логика есть. Однако, к большому сожалению, нет ответа на наш главный вопрос: так кто же должен все-таки проконтролировать «безответственного собственника», если этого не делает профильное министерство, по сути, превратившееся в такого же собственника газовой бизнес-империи? Мы попытались найти ответ в других местах.

Читаем сводку Госгорпром­надзора за 15.10.2007. «Государственный надзор на предприятиях газового хозяйства Днепро­петровской области осуществляют четыре инспектора государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда. Ими контролируется выполнение требований законодательства в части безопасного выполнения работ на 2 544 (!) предприятиях (26,5 тысячи единиц промышленного оборудования), которые используют промышленный газ в производственном процессе… ». Там же мы прочитали о том, что в июле этого года инспектора комитета проводили комплексную проверку состояния безопасности объектов и условий труда ОАО «Днепрогаз». В ходе проверки было выявлено 167 нарушений, запрещалась эксплуатация 43 единиц оборудования, 28 работников были привлечены к административной ответственности…. И что?! Из-за того, что два инспектора вряд ли смогли даже за весь июль обойти 10 тысяч ГРП, а привлеченные к административной ответственности руководители вряд ли испугались штрафа в …131 (!) грн. — страна пережила такую трагедию?

Тем не менее знающие люди, не один год работающие в комитете, пережившие ни одну его реорганизацию и реструктуризацию, говорят, что не стоит все списывать на мизерный штат (2 900 человек) комитета и такие же штрафы. Многие из них делают ставку на новые законодательные инструменты и задействование экономических рычагов влияния на рост аварийности и травматизма в газовой отрасли. Помимо этого, специалисты убеждены в необходимости принятия закона о промышленной безопасности, а также создания четкой триединой системы взаимодействия контроля со стороны Госкомитета, департаментов безопасности профильных министерств и таких же служб в составе областных администраций. Эти законопроекты уже якобы находятся в Кабмине. Что же касается экономических рычагов борьбы с нарушением техники безопасности на промышленных предприятиях, то предлагается фиксированный мизерный тариф отчислений предприятий в государственный фонд страхования от несчастных случаев на производстве заменить «плавающим» — зависимым от количества этих самых несчастных случаев. Короче говоря, не печешься о безопасности — плати больше!

Однако, принимая во внимание нынешние запоздалые потуги власти наладить в государстве сбалансированный контроль за безопасностью на промышленных объектах, мы не можем пройти мимо одного очень важного обстоятельства. Комитет сегодня занимается случаями исключительно производственного характера. Что же касается взрыва на Мандриковской, то ни он, ни какая-либо другая государственная промышленная инспектирующая структура до 14 октября сего года не имела никаких полномочий вторгнуться в сферу расследования бытовых аварий, не связанных с производством, и впоследствии как-то повлиять на то, чтобы они не повторялись. Что мы, собственно, и утверждали в самом начале нашего повествования относительно роли государства во всей этой истории.

С 2001 года в Украине действовало постановление Кабмина №270 от 22.03. о порядке расследования таких аварий, где роль комитета исключалась. То есть бытовые аварии, связанные с газом, расследовали исключительно правоохранительные органы при помощи местных властей, основной целью которых была передача материалов в суд, а не урок с глобальными техническими выводами. Сегодня в Кабмине уже лежит проект постановления, отменяющий данную норму. Комитет в итоге может получить главенствующую роль в расследованиях подобных аварий. Он же сегодня возглавляет государственное расследование в Днепропетровске.

Однако, даже говоря о таких событиях, нам никак не обойтись без политики. Возможная смена правящей парламентской коалиции может внести свои коррективы в отлаживание механизма государственного контроля в этой сфере. По-видимому, совсем не случайно президент Ющенко, пребывая с визитом в Днепропетровске, заявил о необходимости создания совершенно нового государственного органа, способного защитить государство и его граждан от подобных аварий. На этот счет нам удалось получить комментарий Давида Жвании, который в свою бытность министром МЧС и прославился большим стремлением реструктуризировать Комитет промышленной безопасности.

— На сегодняшний день существуют три возможные опасности в жилом фонде — пожар, взрыв газа и разрушение строения, — говорит Давид Важаевич. — Я настаивал и настаиваю на создании единой техногенной инспекции с расширенными полномочиями. И здесь я имею в виду не столько высокие штрафы, сколько внесение совершенно конкретных изменений в законодательство. Инспектор техногенной инспекции должен получить доступ на объекты частной собственности в том числе. Посмотрите на работу пожарной инспекции. Она может как-то повлиять только на новострои. А вот что делать с теми объектами, которые давно в собственности? Кто заставит владельцев соблюдать меры предосторожности? Я вам отвечу — обязательное страхование имущества! И это необходимое условие комплекса мер по обеспечению безопасности. С газом еще хуже. Нет ни четкого законодательства, ни полномочий государственного комитета даже при проведении расследований аварий в быту… Существующий комитет Госпромнадзора пусть занимается охраной труда, на чем он, в принципе, и специализируется. А новая инспекция — займется безопасностью в целом.

Оппоненты Жвании еще в 2005 году обвиняли его в желании сосредоточить в своих руках побольше власти. К тому же многие вспоминают и опыт России, где якобы в результате подобного объединения всех инспектирующих служб резко снизилось качество инспекций. Особенно на федеральном уровне. Актуален вопрос Давиду Важаевичу и о том, кто наполнит такую инспекцию: полковники МЧС или технари комитета?

К тому же в условиях процветающей, кстати, при любой власти, коррупции, и эта инспекция имеет все шансы стать неплохим источником дохода, как и все ныне здравствующие. Так и не добившись глобальной безопасности. Однако, по словам самого Жвании, МЧС надо скорее реформировать, чем укреплять. Создать комплексную государственную инспекцию, а остальные подразделения министерства, не несущего никакой политической нагрузки, — раздать по профильным ведомствам.

Итак, что имеем?

10 тыс. грн. (цена задвижки) = 21 человеческая жизнь + 115 000 000. Это и есть математика сердца и разума нашего государства и бизнеса. Что ж, очередная «двойка». И по-прежнему открытый вопрос: а возможна ли работа над ошибками?

P.S. Когда номер был подписан к печати, стало известно, что спасательные работы в Днепропетровске закончены. 23 погибших.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК