К ПРОБЛЕМЕ БИКАМЕРАЛИЗМА, или 25 ПРАПОРЩИКОВ

Поделиться
«Блуждающее большинство», проводящее свое заседание в Украинском доме, и голодающее меньшинство,...

«Блуждающее большинство», проводящее свое заседание в Украинском доме, и голодающее меньшинство, круглосуточно блокирующее сессионный зал Верховной Рады при наличии прапорщиков внутренней охраны — это весьма любопытная модель законодательного органа власти. Самоклонирование парламента является уникальной находкой отечественных политических технологов, о которых так любит писать западная пресса, в частности Financial Times. Организационно конфликт «большевиков» с правоцентристским уклоном и «меньшевиков» марксистско-ленинской направленности окончательно оформился 1 февраля.

Именно в этот день в Украинском доме произошло пакетное утверждение нового руководства ВР — от спикера до глав комитетов. Левые оказались окончательно и бесповоротно отрезанными от всех рычагов управления законодательным органом власти. Четыре фракции меньшинства (коммунисты, социалисты, селяне, прогрессивные социалисты Наталии Витренко) теперь являются лишь оппозиционным «аппендиксом» в теле ужасно конструктивного, но печального большинства. Хирургическая операция по удалению «инородного политического тела» уже началась. В роли ассистентов выступают некие представители спецслужб, пытающиеся зафиксировать на видео происходящее в «старом» здании парламента и молодые прапорщики из охраны, которые уже учатся отличать правильных депутатов большинства от неправильных оппозиционеров, пытающихся прорваться в кабинет нового спикера Ивана Плюща.

ПИКОВАЯ НАГРУЗКА

Большинство таки добилось своего. 3 февраля новое руководство ВР — «дважды» спикер Украины Иван Плющ, суперсоциал-демократ Виктор Медведчук и некий Степан Гавриш (о котором известно лишь то, что он является протеже Александра Волкова и поэтому достоин быть вице- спикером) — в не совсем торжественной обстановке сорвали пломбы с опечатанных кабинетов Александра Ткаченко и Адама Мартынюка. Последние опломбировали свои рабочие места до решения Конституционного суда относительно правомерности действий нового большинства. Но решение пришло само и без вынесения вердикта КС. Действительно, чего ждать, если уже все и так ясно?

Контроль над аппаратом ВР установлен? Конечно. Пакет руководителей 23 комитетов парламента и еще одной небольшой, но очень важной комиссии по приватизации утвержден? А как же. Депутаты расписались в соответствующей ведомости, которая теперь заменяет бюллетени. Осталось лишь захватить последний плацдарм «мятежной оппозиции» — сессионный зал Верховной Рады, в котором голодают 9 прогрессивных социалистов, 2 коммуниста и еще около 20 сторонников марксизма-ленинизма несут круглосуточное дежурство. Большинством было принято решение проводить очередное парламентское заседание 8 февраля, причем именно в помещении ВР. Чтобы меньшинство не занималось ерундой, ему отключили электронную систему подсчета голосов «Рада» (чтобы, значит, отвыкали) и микрофоны. Да еще и послали людей, которые по утверждению СБУ не числятся в этом учреждении, зафиксировать жизнедеятельность «меньшевиков» на видеопленку. Потом, в узком семейном кругу, можно насладиться зрелищем, вспомнить, как это было. Действительно, не на журналистов же надеяться. Их теперь в Верховную Раду не пускают, так как сессия большинства закрыта и, по словам Ивана Степановича, действует распоряжение экс-спикера Ткаченко о запрете появления представителей масс-медиа в здании парламента.

Правда, не следует думать, что в рядах «большевиков» царит повальная эйфория и наступает головокружение от успехов. Все-таки многие из них подозревают, что большинство является одноразовым инструментом в ловких и натруженных руках. Избрали новое руководство, приняли бюджет на 2000 год — все, до свидания, все свободны. Народный депутат Сергей Головатый, который представляет редкую часть ВР, не вступившую ни в большинство, ни в меньшинство, сообщил о неком тайном заседании Совета национальной безопасности и обороны. По его словам, на нем (заседании) было принято решение рекомендовать Президенту распустить парламент.

«Большевики» сегодня пытаются сделать все возможное, чтобы не допустить такого варианта развития событий. Не случайно, что первым законом, принятым новым большинством (НБ) в Украинском доме, стал нормативный акт со странным названием — об определении порядка отсчета созывов Верховной Рады.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

«Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир», — говорил товарищ Архимед, чью парламентскую принадлежность пока установить не удалось. Если переиначить фразу в соответствии с требованиями текущего политического момента, то получится примерно следующая формулировка: дайте мне новую точку отсчета сессий ВР и я уберегусь от плебисцита. В соответствии с принятым «большевиками» законом, отсчет созывов Верховной Рады следует начинать «з Верховної Ради УРСР XII скликання». Если ее обозначить как первый созыв, то избранные в 1994 и 1998 годах законодательные органы власти являются Верховной Радой, соответственно, второго и третьего созыва. При помощи такой замысловатой технологии члены НБ стремятся юридически отделить себя от «меньшевиков» XIV созыва. Они там, значит, четырнадцатые, а мы третьи. Данное нумерологическое упражнение преследует вполне конкретную цель — избежать роспуска парламента Президентом. Если по результатам плебисцита будет выражено недоверие Верховной Раде, то главе государства следует отправлять по домам народных избранников, засевших в сессионном зале. Затем, естественно, можно объявлять внеочередные парламентские выборы. Но переизбирать будут лишь тех, кого распустили, то есть левых. Человек 150—160. Не больше.

Упомянутый закон должен поступить на подпись Леониду Даниловичу. Примерно за две недели Президент должен решить, что с ним делать. Подписывать или не подписывать? В случае положительного решения этого гамлетовского вопроса, большинство будет легализовано окончательно и бесповоротно. Ведь глава государства впервые официально поставит свою подпись на документе, принятом в Украинском доме. До этого все решения «большевиков» не требовали наличия президентской визы. В том числе и постановление об утверждении Владимира Стельмаха главой НБУ.

Если Леонид Данилович подмахнет упомянутый закон, то «большевики» получат некие временные гарантии. Идет элементарный торг за выживание членов НБ. Кстати, одним из элементов торга является и бюджет-2000, который внезапно заболевший премьер Виктор Ющенко пообещал внести на рассмотрение парламентского большинства уже 4 февраля. Будет бюджет — возможно, будут и транши МВФ. А вот после бюджетного процесса, в принципе, парламент главе государства не нужен. Ни «большевики», ни тем более «меньшевики». Можно, конечно, использовать членов НБ для самолишения различных льгот, но это вполне по силам совершить и с помощью указов Президента, который в этот сложный и ответственный период… Короче, пара указов, и нет проблем. Можно думать, как жить дальше, то есть о двухпалатном парламенте.

ОГРАНИЧЕННОЕ БОЛЬШИНСТВО

Если разобраться, то у нас не только меньшинство неполноценное, но и большинство. Если верить вице-спикеру Степану Гавришу, то «большевиков» сегодня 263. Этого количества не хватает для работы ВР в полную силу. Например, членам НБ ни за что не удастся преодолеть вето главы государства на тот или иной нормативный акт. Для этого требуется минимум 300 голосов. Кроме того, с помощью конструктивных «большевиков» невозможно внести изменения в Конституцию. Например, насчет того же двухпалатного парламента, если народ поддержит на референдуме это предложение (народу, естественно, «по барабану» проблемы бикамерализма). Но и это не проблема, так как Основной Закон планируется утвердить опять-таки на всеукраинском плебисците. Так что не нужна Президенту «разорванная» Верховная Рада.

Даже теоретически возможное соединение «большевиков» и «меньшевиков» в рамках одного сессионного зала не решит проблему бесперебойного функционирования ВР до 2002 года. Однако пока НБ настойчиво пытается овладеть помещением на улице Грушевского. Как говорится, Штирлиц овладел собой и быстро уснул. После прорыва в зал заседаний «большевики» тоже быстро успокоятся и с надеждой станут ждать решения главы государства. Леонид Данилович, конечно, пообещает, что все будет хорошо. Но только после принятия бюджета на 2000 год.

Можно, конечно, и не торопиться с переселением из Украинского дома на улицу Грушевского. Некоторые члены НБ предлагают оборудовать Украинский дом системой голосования «Рада» и передать его на баланс Верховной Рады. Чтобы, значит, стационарно там обосноваться и подождать роспуска «меньшевиков» Президентом. Потом следует, по логике вещей, снова поделить «свежих» депутатов на конструктивное большинство и левое меньшинство. Последних отправить для ожидания роспуска в здание ВР, а заслуживающих доверие переселить в Украинский дом. При помощи такой технологии возможно свести представительство левых в парламенте до исчезающе малой величины.

А пока на фоне этих занятных событий продолжаются переговоры большинства с меньшинством относительно совместного проведения заседания 8 февраля. Левые не отказываются от рассмотрения вопросов о внесении изменений в регламент и переизбрания руководства Верховной Рады. При этом предлагается выслушать и обсудить аргументы меньшинства, и проголосовать их предложения по спикеру и вице-спикерам, возможно, без участия прессы. Создана также некая комиссия для изучения «первопричины конфликта» (выражение Петра Симоненко). В нее вошли по три представителя от меньшинства и большинства. Симоненко предлагает для поиска компромисса провести общее собрание депутатов, на котором будет заслушана информация этой комиссии и выслушаны предложения депутатов по каждой спорной позиции. Шансов на успех в переговорах мало. Прапорщики внутренней охраны, решения большинства о ликвидации советской символики на здании ВР и культового праздника коммунистов (дня октябрьской революции) — все это не способствует повышению уровня взаимопонимания сторон. Но меньшинство, следует отметить, становится все более уступчивым. Просто ни у одной из сторон нет выхода из создавшегося положения. Тем временем демократия торжествует при активном участии правоохранительных органов. Такая, знаете ли, милая силовая модель демократического государственного устройства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме