Проблема госзакупок на этой неделе стала центром ожесточенных политических дискуссий и обмена взаимными упреками между «НУ-НС», ПР, БЮТ, Блоком Литвина и президентским секретариатом. Поводом к «войне всех против всех» стало принятие парламентом за основу законопроекта о госзакупках №1476-д. Он «прошел» благодаря 282 голосам БЮТ, ПР и КПУ. При полном бойкоте со стороны Блока Литвина и «НУ-НС».
Почему же после этого основные игроки стали перекладывать друг на друга ответственность за его принятие? Куда сдвинулся, по выражению спикера Арсения Яценюка, «воз» тендерных проблем? Кого следует винить в избранном направлении? И что делать, если оно ошибочно?
Что произошло?
Злополучный законопроект комитет ВР во главе с коммунистом А.Ткаченко спешно одобрил неделю назад. После того как президент отозвал свой «неотложный» вариант. Именно в тот день, когда В.Ющенко на встрече с губернаторами заявил о необходимости ликвидации Тендерной палаты, возвращения к 2004-2005 годам и о «хорошо организованном лобби» коррупционных тендерных схем (см. «ЗН», №5 за 9 февраля с.г.).
12 февраля литвиновцы и «НУ-НС» отказались поддержать комитетчиков, ибо ТПУ и Межведомственная комиссия по вопросам госзакупок, а также остальные элементы «тендерной схемы» остались в законопроекте в целости и сохранности. Е.Ващук, Н.Катеринчук,
П.Жебривский, К.Ляпина, а также И.Богословская из ПР явили редкие по яркости и убежденности выступления. Номинальные авторы проекта А.Кожемякин (БЮТ) и Р.Зварич («НУ-НС») не отвечали. Лишь С.Осыка (БЮТ) пообещал выиграть суд у И.Богословской за то, что она обвинила его и бютовского неофита А.Яценко в причастности к «тендерным схемам».
А со следующего дня Виктор Балога, «НУ-НС» и БЮТ занялись опостылевшими перепалками. В.Балога заявил о «корыстном тандеме» БЮТ-ПР, Владимир Литвин - о переформатировании парламентского большинства…
Аргументы их оппонентов были, на первый взгляд, убедительны. БЮТ официально заявил, что первый зам главы секретариата А.Шлапак в своем письме рекомендовал поддержать этот законопроект. А зам главы фракции «НУ-НС»
Р.Зварич стал инициатором его внесения на рассмотрение в парламент. На этот факт указал и замглавы фракции ПР А.Ефремов.
Посмотрим на участие А.Шлапака в решении проблем госзакупок. Прошлым летом именно он представлял указ президента, разработанный на основе решения СНБОУ. Странный указ. Во вступлении четко говорится, что ТПУ является частью тендерной проблемы с госзакупками, но органам власти поручается провести проверки вместе… с самой палатой!
Месяц назад он же представил «неотложный» законопроект
В.Ющенко как «радикальное» решение. На поверку этот проект оказался всего лишь имитацией (см. «ЗН», №1 за 12 января с.г.).
Нынешнее письмо-рекомендация отсылается А.Шлапаком 9 февраля, т.е. через два дня после заявления В.Ющенко о ликвидации ТПУ! Кого же слушают первые лица президентского секретариата?!
После начала скандала А.Шлапак раскритиковал «рекомендованный» им же законопроект №1476-д, но причины такого крутого поворота не объяснил…
Вызывает вопросы и позиция Р.Зварича. Большинство фракции «НУ-НС» еще до президентского отказа от «неотложного» варианта пришло к выводу о необходимости его отзыва. Р.Зварич был одним из немногих, кто придерживался противоположной точки зрения. На заседании перед самим голосованием 12 февраля фракция решила, что Роман Михайлович должен отозвать свою подпись под №1476-д. Он сообщил об этом, но уже после голосования.
…Все это сильно напоминает игру в наперстки. Или телеигру «Слабое звено», где ключевые звенья - «слабые».
Гипнотизирующий наперсточный речитатив угадывается в обосновании легитимности законопроекта. Представляя его, А.Кожемякин заявил, что проект «поддержан и завизирован представителями местного самоуправления и Ассоциации городов Украины». Мол, основные публичные оппоненты согласны. Через день ассоциация официально заявила, что ее позиция «искажена». Ее представители в рабочей группе Ассоциация городов - КМУ-ТПУ подписывали конечный вариант, но позиции своей не меняли: нужно вернуться в законодательное поле 2004 года. Из 37 членов правления проект №1476-д поддержали только три мэра. Еще под одним наперстком не оказалось шарика...
Более того, как утверждают в ассоциации, вариант, рассматривавшийся 12 февраля Радой, отличается от проекта, который «визировали» их представители 6 февраля. И отнюдь не запятыми…
Почему же многие нардепы из БЮТ и ПР, искренне желавшие коренных изменений, проголосовали за этот законопроект? Похоже, их элементарно «развели», заверив, что, мол, все со всеми согласовано и «завизировано». Об этом нам сообщали источники во фракциях. Об этом свидетельствует и некая «инструкция-темник», подготовленная к согласительному совету для лоббистов проекта (обнародована «Обозревателем»). Подозрительно похожие мотивы звучат и в комментариях бютовцев В.Писаренко и А.Семиноги...
А что же Юлия Тимошенко? Премьер отделалась успокоительным - мол, ко второму чтению все уладится.
«У нас все ходы записаны!»
БЮТ, «НУ-НС» и ПР активно обвиняли друг друга в тендерной коррупции, забыв, что есть более-менее объективное мерило вовлеченности в постройку общенациональной «тендерной схемы». Это - результаты голосования за ее «кирпичики»-законопроекты, начиная с 2004 года (см. табл.). И имена их авторов.
Закон №2188-IV от 18 ноября 2004-го ввел частные веб-порталы, наличие у них патентов на изобретения, обязательность электронной публикации документов, урегулирование отношений между участниками и консультантами через тендерную документацию. Авторы нововведений - С.Буряк, С.Осыка, О.Лукашук (ныне БЮТ), В.Цушко (СПУ), И.Кальниченко (ПР).
Закон №2664-IV (принят 16 июня 2005 года) ввел неоправданно жесткие требования к веб-порталам и… Тендерную палату. Авторский коллектив пополнился В.Хомутынником (ПР), А.Семиногой (БЮТ) и Ф.Буждиганом (КПУ). Страна должна знать своих «героев»: именно последние два вместе с О.Лукашуком вставили весь раздел о палате.
«Монопольная ловушка» заработала на полную силу после принятия закона №3205-IV и последующего преодоления вето. Появились новые авторы, в число которых вошли нашеукраинцы Н.Одайник и В.Бондаренко.
Результаты многочисленных голосований, обобщенные в приведенной ниже таблице, весьма красноречивы. Похоже, В.Ющенко в число «коммерческих политических структур» может зачислить практически любую силу, представленную в парламенте. Записные партийные «фаны» могут, конечно, найти тысячу оправданий для своих любимцев. Но непредвзятым наблюдателям ясно: все одним миром мазаны. Не исключено, что зеленым.
Е.Ващук, другие литвиновцы, представители блока «НУ-НС» попытались поставить жирную точку в этой цепочке. Очень хочется надеяться, что это сделано не из желания «попиариться».
До 12 февраля 2008 года ни один народный депутат не воспользовался кнопкой «против» при голосовании по указанным законам! Сейчас такие появились. Причем не только в «НУ-НС» и БЛ. Против проголосовали шесть депутатов от Партии регионов. Наиболее известный - бывший министр юстиции А.Лавринович. А вот в «демократическом» БЮТ не было ни одного голоса «против».
Технологии тендерного лоббизма
Как известно, арсенал технологий протаскивания «нужных» законов весьма обширен. И оппонентам придется прилагать максимальные усилия, чтобы им противостоять.
Во-первых, принятие решений заводится в «свой» комитет. Блажен, кто верует, будто ко второму чтению удастся изъять из закона нормы о Тендерной палате! Комитет «схвачен» еще осенью. Масштабная и откровенная социальная демагогия («общественный контроль», «прозрачность», «коррупционные разоблачения»…). Стремительный вброс нужных изменений в последний момент (закон №2664-IV) или в совсем другой по содержанию законопроект (закон №2188-IV стартовал с… налогообложения операций с культурными ценностями). Проталкивание производится в моменты политической напряженности. Так что оппоненты и глазом не моргнут…
Важные «грамоты» по вопросам госзакупок регулярно «пропадают» или оказываются «ненастоящими». Самый скандальный случай: текст действующего закона, подписанный президентом, отличается по сути от текста, проголосованного Радой…
Наконец, максимальная мобилизация всех возможных ресурсов перед рывком. Яркая деталь. При первом голосовании закон №3205-IV поддержали лишь трое из 13 присутствовавших депутатов фракции «Реформы и порядок». Однако через два месяца подавляющее большинство - 12 из 14 - проголосовали за преодоление президентского вето!
А ставки ох как высоки! Выступавшие депутаты говорили о миллиардах гривен прибылей от тендерных схем. И приближаются выборы, для которых нужны эти самые миллиарды…
Что дальше?
Вместо нынешних «разборок» политическим лидерам страны следовало бы согласиться на простое и эффективное решение. Законодательное поле возвращается к ситуации до закона от 18 ноября 2004 года. Тематика госзакупок передается из комитета по экономической политике в другой комитет ВР. Год дают всем нормально поработать. За это время нарабатывается новый законопроект, с привлечением международных экспертов, представителей местного самоуправления, реальных, а не мнимых представителей бизнеса и граждан. Обсуждение открытое и прозрачное. С международными организациями достигается соглашение о получении гранта (займа) на создание единого государственного веб-портала, с бесплатным и открытым доступом для всех. И - на пушечный выстрел к принятию решений не подпускаются фигуранты тендерных скандалов.
А как же борьба против коррупции, воскликнут ярые борцы за чистоту нравов. А она и не начиналась! Просто к разрозненным и бессистемным откатам добавили стройную систему откатов централизованных. И - никакой открытости и прозрачности, без которых борьба против коррупции - блеф.
Но той же Юлии Тимошенко не нужно ждать изменений в закон. Иначе она рискует обрести новое звание - «тендерной принцессы». В ближайшую среду одним росчерком пера премьер может открыть закупки хотя бы органов исполнительной власти. Достаточно принять новую редакцию постановления Кабмина №3 от 4 января 2002 года «О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» и, таким образом, сделать ключевую информацию о тендерах (объявления об их проведении и результатах, тендерная документация и т.п.) обязательной для публикации на официальных сайтах органов власти. Эта общемировая практика уже два года реализуется в России…
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что секретариат президента просит СБУ проверить деятельность структур, задействованных в госзакупках, для выявления возможных коррупционных связей, включая народных депутатов.
В свою очередь БЮТ планирует внести в Верховную Раду законопроект, предусматривающий отмену всех изменений в тендерное законодательство, внесенных в течение 2005-2007 годов, в частности ликвидацию Тендерной палаты. Об этом на пресс-конференции в пятницу сообщил первый вице-премьер Александр Турчинов.